Файл: Особенности поведения олигополистических фирм в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая

профессиональная образовательная организация

«Экономический колледж при ПГУ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по (дисциплине или междисциплинарному комплексу)

на тему: «Особенности поведения олигополистических фирм в России»

Выполнил(а) студент(ка): Захарова Полина Андреевна

(ФИО, подпись)

Специальность: Операционная деятельность в логистике

Курс: ______________ Группа: л2-22

Форма обучения: очное

(очное, заочное)

Руководитель курсовой работы: Караваева Наталья Михайловна

(ФИО, подпись)

Пермь, 202__

Содержание


Введение 4

1.Теоретические основы олигополистического поведения фирм в Российской Федерации 6

1.1.Понятие «Олигополия» и ее признаки 6

1.2.Механизм ценообразования в условиях олигополии 9

2.Особенности поведения олигополии в России 14

2.1. Модели олигополии 14

Картель является одним из проявлений олигополистической структуры рынка. Возникает в результате стремления производителей – олигополистов к кооперативому поведению. Согласно определению, картелью является один из видов олигополии, характеризующийся объединением конкурентов и совместным согласованием вопросов, которые касаются цен и объемов производства данной отрасли, с целью установить монопольное равновесие. В случае организации картеля олигополисты получат наибольшие прибыли, так как будет иметь место скрытый или явный сговор о распределении объема производства для поддержания монопольной цены на данном рынке. 19

2.2. Становление олигополистического рынка в России 24

Выводы по главе 2 25

3. Место олигополий в современной экономике России 26

3.1.Особенности российских олигополистических отраслей 26

3.2. Анализ олигополии на примере рынка сотовой связи в России 29

Заключение 33

Список литературы 36



Введение
Олигополия - это рыночная структура
, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем объеме выпускаемого товара.

Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современной экономике олигополия – является одним из самых распространенных типов рынка. Многие отрасли российской промышленности являются олигополиями: нефтепереработка, черная и цветная металлургия, трубная и химическая промышленность. К тому же олигополия привлекает к себе внимание своим специфическим строением, а именно небольшим количеством участников отрасли, но одновременно с этим высоким уровнем степени их взаимосвязи и взаимовлияния. В связи с этим бесспорной является необходимость детального изучения многообразия форм олигополии.

Целью данной работы является подробное изучение моделей олигополии и их проявления в современной экономике России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. Изучение общего понятия олигополии

  2. Выявление основных моделей олигополии и рассмотрение их особенностей

  3. Исследование олигополистического рынка в России

  4. Анализ рынка сотовой связи России

Объект исследования: модели олигополистического рынка

Предмет исследования: стратегии фирм – олигополистов в зависимости от выбранной модели действий.

Анализ вопросов теории и практики раскрытия экономических основ и анализа финансовых отношений показал большой интерес как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественных ученых следует отметить: Баликоев В. З., Борисов Е. Ф., Гребенников П. И., Днепров М. Ю., Иохин В. Я.,

Корниенко А.В.

Информационную базу данной работы составляют нормативные, правовые и законодательные акты Российской Федерации (РФ), а кроме того исследования отечественных и зарубежных ученых в области финансового анализа, и материалы периодической печати.

Методы исследования –анализ, синтез, прогнозирование, статистическая обработка результатов, дедукция и т.д.

В данном исследовании в первой части рассматриваются общее понятие олигополии и выявляются ее признаки и характеристики. Во второй главе будет раскрыта сущность и принципы действия моделей олигополии, таких как: модель А. Курно, модель П. Суизи и К. Форхаймера, модель Э. Чемберлина, а также принципы картели.

В третьей главе рассмотрено изучение олигополистических отраслей России и произведен анализ рынка сотовой связи.
  1.   1   2   3   4   5

Теоретические основы олигополистического поведения фирм в Российской Федерации




1.1.Понятие «Олигополия» и ее признаки


Согласно определению из учебника «Managerial Economics» олигополией является самая распространенная структура рынка в современной экономике, форма несовершенной конкуренции, для которой характерны действия нескольких крупнейших фирм - производителей на рынке. Олигополистическими структурами принято считать такие отрасли, в которых существует от 2 до 24 производителей (предел обусловлен тем, что с 25 производителей начинается отсчет структур монополистической конкуренции) [6, c.74].

Существует несколько признаков, характеризующих олигополистический рынок, представленных на схеме 1:



Рисунок 1 - Признаки олигополий
Рассмм подробнее каждый из этих признаков:

  1. Однородность и разнородность продукции характеризуется наличием или отсутствием дифференциации товара в отрасли. В соответствии с этим признаком олигополия делится на 2 вида:

    1. Дифференцированная олигополия (автомобилестроение, электротехника, электроника) характеризующаяся:

  • Значительной дифференциацией продукта

  • Действием закономерностей монополистической конкуренции:

  • распадом единого рынка на ряд сегментов

  • особым значением неценовой конкуренции

    1. Недифференцированная олигополия (цементная, нефтяная промышленности, большинство отраслей металлургии) характеризующаяся стандартизацией продукта.

Малочисленность и крупные размеры фирм. В переводе с греческого «олиго» - немногие, «полио» - продаю, что говорит о олигополистическом рынке как о господстве нескольких фирм. Это свидетельствует о том, что на рынке действует несколько крупных производителей. В связи с их малочисленностью, фирмы – конкуренты находятся в зависимости друг от друга, что приводит к необходимости каждого производитеотри

  1. ля учитывать и принимать во внимание решения каждого из своих конкурентов, а также их возможную реакцию на собственные действия. Но степень олигополизации рынка устанавливается с учетом не столько количества, сколько доли крупных фирм в производстве. Существует несколько подходов для рассмотрения видов олигополий в зависимости от количества фирм и их долей на рынке [14, c.92].


Подход для разделения типов олигополий был предложен экономистами П. Самуэльсоном и В. Нордхаусом. Согласно данному подходу разделение олигополии на подвиды происходит в зависимости от степени контроля предприятий над ценой и могут выражаться:

- тайной олигополией;

- доминировавшей олигополией;

- монополистической конкуренцией

  1. Высокие барьеры входа на рынок, это говорит о больших размерах фирм-производителей, которые господствуют на данном рынке. В данном случае играют роль финансовый барьер и барьер емкости рынка.

    1. Финансовый барьер – зависит от эффекта масштаба, то есть от экономии на масштабе производства. Эффект масштаба по праву называется одной из самых главных причин возникновения и широкого распространения олигополий в отраслях. Его суть заключена в том, что эффективный объем выпуска для некоторых отраслей предполагает производство очень большого количества продукции, что способны себе позволить только крупные предприятия. Сложностью является то, что для выпуска продукции требуются огромные капиталовложения и инвестиции, что может себе позволить не каждая фирма. Соответственно, создаются объективные условия для закрепления ведущего положения производителей – гигантов. Примером может выступать автомобильная промышленность.

    2. Барьер емкости рынка заключается в том, что если некоторые компании преодолеют финансовый барьер, большинство из них придет к банкротству или будет вынуждено уйти из отрасли. Это происходит в связи с ограниченностью емкости рынка. Отрасли, с возникшей олигополистической структурой, характеризуется удовлетворенностью спроса несколькими крупными производителями. При появлении новых конкурентов предложение будет превышать спрос, а издержки производства будут только расти, что как раз и может привести к выходу из отрасли или банкротству. Также при появлении новых конкурентов наносится ущерб производителям, которые давно занимают эту «нишу», что может приводить к ценовой войне или другим способам нечестной конкуренции, что приводит к вытеснению с рынка нового производителя [4, c.126].

  2. Несовершенная информация, как субъективный фактор – При оценке поведения конкурентов несовершенство информации, которое характерно для олигополий, в связи с взаимозависимостью фирм становится субъективным фактором производства. Фирмы – олигополисты, не обладающие достаточными сведениями о решениях, которые принимают конкурентами, начинают пытаться предугадать возможное поведение других производителей данной отрасли[13, c.140].