Файл: Особенности поведения олигополистических фирм в России.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
) – используется для оценки олигополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
HHI = S21+ S22 +…+ S2n , где S1 и S2 - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
Данные за III квартал 2022 г. по количеству абонентов у разных оператторов сотовой связи представлены в таблице 1 [30].
Таблица 3 - Количество абонентов за III квартал 2022 г.
Рисунок 9 – Доля рынка компаний сотовой связи России
Вычислим HHI для данной ситуации на рынке cотовой связи:
HHI=34,52+25,12+232+17,42=2652
Это характеризует российский рынок сотовой связи как рынок с высокой степенью концентрации производства услуг в «руках» нескольких фирм, и безусловно, как олигополистический.
Для рынка сотовой связи в России характерно три варианта поведения: согласно модели Курно, модели Штакельберга, и по принципу картеля.
В России сотовые операторы ориентируются в основном на быстрый рост числа абонентов, и на данный момент уровень проникновения мобильной связи в России достигает 123,7%, а в Московской лицензионной зоне – 176%. Данная отрасль при олигополистической структуре успешно развивается как в России, так и в мире, и нет необходимости в появлении новых крупных компаний на данном рынке. А дополнительная польза, которая может быть получена потребителями, достигается только при снижении концентрации производства услуг мобильной связи в «руках большой тройки».
Современный рынок сотовой связи в России признаётся олигополистическим. Ценовые войны происходят на рынках олигополистического типа, хотя сами по себе условия олигополии не означают по умолчанию возникновения ценовой войны. Ведь фирмы олигополии, чаще всего являются крупными корпорациями, которые обладают значительными финансовыми ресурсами, у них есть возможность долгое время продавать товары по заниженным ценам. Безусловно, ценовая конкуренция не является сознательно выбранной стратегией современных компаний. Учитывая мировой экономический опыт, они не могут не осознавать, что любая ценовая война в конечно счёте приводит к проигрышу всех её участников
Выводы по главе 3
Для оценки характера рынка сотовой связи России использовался индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) ввиду немногочисленности крупных операторов, оказывающих услуги мобильной связи. Более 80% рынка контролируют три компании, которых часто называют "больщой тройкой".
Итак, олигополия является рыночной структурой, которая характеризуется стратегическим взаимодействием фирм. Также к характеристикам олигополии смело можно отнести характер продукции, малое количество участников и высокие барьеры входа в отрасль. Основными моделями олигополии являются:
Значение олигополии для современной экономики характеризуется неизбежностью их формирования и существования в результате стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства.
У олигополии есть свои положительные стороны:
Негативные моменты:
Несмотря на существующие минусы олигополии все-таки эффективны и вносят существенный вклад в развитие экономики, участвуя в исследованиях и разработках новых продуктов и технологий. К тому же в отличие от монополиста у олигополии все же есть конкуренты, что толкает их к использованию достижений технического прогресса и улучшению своего положения на рынке.
В России же основные отрасли производства, являющиеся ключевыми, на которых базируется экономика, тоже олигополизированы: нефтяная промышленность, тяжелая промышленность и так далее. Но помимо этого есть и другие отрасли, которые стали олигополиями, так например, рынок мобильной связи в России.
Стратегии ценообразования, описанные в моделях олигополии, безусловно, должны быть изучены менеджерами предприятий и высшим руководством фирм, так как в условиях достаточного количества олигополизированных отраслей подобные знания просто необходимы.
Одной из проблем современной российской экономики является обеспечение экономической эффективности российских фирм-олигополистов и их конкурентоспособности в соответствии с международными стандартами.
Действующее антимонопольное законодательство в России, только формируется. Это законодательство имеет ряд недостатков, в частности:
- отсутствие разработки целостной системы объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих стран рыночной экономики;
- отсутствие утвержденного показателя доли продаж на региональном рынке для предприятий, которые выпускают различную продукцию, что не позволяет объективно выявить фирму–монополиста;
- не используется в полной мере опыт развитых стран в области антимонопольного законодательства.
- недостаток штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства;
- отсутствие четких разъяснений по санкциям к предприятиям-монополистам и выхода их из этого состояния.
Создание и использование действенного антимонопольного законодательства создадут основу для здоровой конкуренции и повысят эффективность функционирования субъектов рыночной экономики в России.
HHI = S21+ S22 +…+ S2n , где S1 и S2 - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
-
I тип – высококонцентрированные рынки: при 2000 < HHI < 10000 -
II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 1000 < HHI < 2000 -
III тип – низкоконцентрированные рынки: при HHI < 1000
Данные за III квартал 2022 г. по количеству абонентов у разных оператторов сотовой связи представлены в таблице 1 [30].
Таблица 3 - Количество абонентов за III квартал 2022 г.
Оператор связи | Абонентов, чел. | Доля рынка, % |
ПАО « МТС» | 61 882 046 | 34,5 |
ПАО «Билайн» | 45 092 756 | 25,1 |
ПАО «МегаФон» | 41 357 524 | 23 |
Другие | 28 818 887 | 17,4 |
Рисунок 9 – Доля рынка компаний сотовой связи России
Вычислим HHI для данной ситуации на рынке cотовой связи:
HHI=34,52+25,12+232+17,42=2652
Это характеризует российский рынок сотовой связи как рынок с высокой степенью концентрации производства услуг в «руках» нескольких фирм, и безусловно, как олигополистический.
Для рынка сотовой связи в России характерно три варианта поведения: согласно модели Курно, модели Штакельберга, и по принципу картеля.
-
Равновесие Курно - Каждый из олигополистов считает, что изменение объёма трафика услуг связи не повлияет на объём трафика услуг связи других участников рынка. -
Равновесие Штакельберга. Один или несколько игроков олигополистического рынка сотовой связи действуют согласно модели Курно, тогда как остальные предполагают, что конкурент (конкуренты) выберут первую стратегию. -
Неравновесие Штакельберга. Олигополисты не действуют в рамках модели Курно, т.е. все операторы ведут себя согласно равновесию Штакельберга и неправильно предполагают, что другой (другие) выберут политику поведения первого типа. -
Кооперативная олигополия. Все игроки олигополистического рынка мобильной связи могут вступить в соглашение о совместной деятельности с целью получения максимальной совокупной прибыли, так называемого простого товарищества.
В России сотовые операторы ориентируются в основном на быстрый рост числа абонентов, и на данный момент уровень проникновения мобильной связи в России достигает 123,7%, а в Московской лицензионной зоне – 176%. Данная отрасль при олигополистической структуре успешно развивается как в России, так и в мире, и нет необходимости в появлении новых крупных компаний на данном рынке. А дополнительная польза, которая может быть получена потребителями, достигается только при снижении концентрации производства услуг мобильной связи в «руках большой тройки».
Современный рынок сотовой связи в России признаётся олигополистическим. Ценовые войны происходят на рынках олигополистического типа, хотя сами по себе условия олигополии не означают по умолчанию возникновения ценовой войны. Ведь фирмы олигополии, чаще всего являются крупными корпорациями, которые обладают значительными финансовыми ресурсами, у них есть возможность долгое время продавать товары по заниженным ценам. Безусловно, ценовая конкуренция не является сознательно выбранной стратегией современных компаний. Учитывая мировой экономический опыт, они не могут не осознавать, что любая ценовая война в конечно счёте приводит к проигрышу всех её участников
Выводы по главе 3
Для оценки характера рынка сотовой связи России использовался индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) ввиду немногочисленности крупных операторов, оказывающих услуги мобильной связи. Более 80% рынка контролируют три компании, которых часто называют "больщой тройкой".
Заключение
Итак, олигополия является рыночной структурой, которая характеризуется стратегическим взаимодействием фирм. Также к характеристикам олигополии смело можно отнести характер продукции, малое количество участников и высокие барьеры входа в отрасль. Основными моделями олигополии являются:
-
Модель Курно – фирмы определяют объем прибыли, максимизирующий их прибыль, делая предположение, что объем выпуска, выбранный другой фирмой, является постоянным. Равновесие Курно подразумевает такой выпуск продукции, который бы устроил обоих производителей, причем отрасль при таком положении становится почти конкурентной -
Модель Штакельберга – расширенное отображение модели Курно, только в данном случае одна фирма является лидером, а другая – последователем, выполняя функцию ведомого. -
Картель и картелеподобная структура рынка – ситуация явного или скрытого сговора между производителями на рынке для достижения монопольного положения на рынке. Имеет схожие с монополией последствия. Картель запрещен законодательством многих стран. -
Модель Суизи – иначе модель ломаной кривой спроса. Характеризует и объясняет своеобразный вид кривой спроса для олигополизированной отрасли, а также разрыв кривой предельного дохода. -
Модель Чемберлина – производители учитывают возможное поведение конкурента и «нащупывают» равновесное положение, не прибегая к сговору приходят к почти монопольным позициям.
Значение олигополии для современной экономики характеризуется неизбежностью их формирования и существования в результате стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства.
У олигополии есть свои положительные стороны:
-
Олигополия способствует научно-техническому прогрессу (в связи с эффектом масштаба производства) -
Олигополия может оказывать финансовую поддержку выгодным проектам и программам
Негативные моменты:
-
Олигополия близка по структуре к монополии, что ведет к тем же отрицательным последствиям. -
Олигополия влечет за собой снижение эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшение удовлетворения потребностей общества
Несмотря на существующие минусы олигополии все-таки эффективны и вносят существенный вклад в развитие экономики, участвуя в исследованиях и разработках новых продуктов и технологий. К тому же в отличие от монополиста у олигополии все же есть конкуренты, что толкает их к использованию достижений технического прогресса и улучшению своего положения на рынке.
В России же основные отрасли производства, являющиеся ключевыми, на которых базируется экономика, тоже олигополизированы: нефтяная промышленность, тяжелая промышленность и так далее. Но помимо этого есть и другие отрасли, которые стали олигополиями, так например, рынок мобильной связи в России.
Стратегии ценообразования, описанные в моделях олигополии, безусловно, должны быть изучены менеджерами предприятий и высшим руководством фирм, так как в условиях достаточного количества олигополизированных отраслей подобные знания просто необходимы.
Одной из проблем современной российской экономики является обеспечение экономической эффективности российских фирм-олигополистов и их конкурентоспособности в соответствии с международными стандартами.
Действующее антимонопольное законодательство в России, только формируется. Это законодательство имеет ряд недостатков, в частности:
- отсутствие разработки целостной системы объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих стран рыночной экономики;
- отсутствие утвержденного показателя доли продаж на региональном рынке для предприятий, которые выпускают различную продукцию, что не позволяет объективно выявить фирму–монополиста;
- не используется в полной мере опыт развитых стран в области антимонопольного законодательства.
- недостаток штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства;
- отсутствие четких разъяснений по санкциям к предприятиям-монополистам и выхода их из этого состояния.
Создание и использование действенного антимонопольного законодательства создадут основу для здоровой конкуренции и повысят эффективность функционирования субъектов рыночной экономики в России.
Список литературы
-
Бакальская, Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 — С.51-53. -
Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с. -
Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с. -
Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с. -
Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с. -
Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с. -
Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с. -
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с. -
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 255 с. -
Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 310 с. -
Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с. -
Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 432 с. -
Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 415 с. -
Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум : учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 286 с. -
Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с. -
Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 190 с. -
Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 353 с. -
История экономики : учебник для среднего профессионального образования / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И. Пермякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с. -
Ким, И. А. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 328 с. -
Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 328 с. -
Корниенко, О. В. Все, что вы хотели узнать об экономике, но боялись спросить. Экономическая теория в реальных вопросах и ответах студентов и преподавателя : учебное пособие / О. В. Корниенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 301 с. -
Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов) : учебник для вузов / В. В. Коршунов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 237 с. -
Макроэкономика : пособие для семинарских занятий / под ред. Р.М. Нуреева. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 384 с. -
Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 385 с. -
Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 477 с. -
Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 184 с. -
Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 443 с. -
Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 539 с. -
Поликарпова, Т. И. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 254 с. -
http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной службы Государственной Статистики