Файл: Теоретические основы развития Российской региональной экономики в условиях международных экономических санкций 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 7399

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рисунок 4 - Динамика количества СМСП в Краснодарского края в 2021 году [14]
Согласно данным Единого Центра Предпринимательства Краснодарского края по состоянию на 10.08.2021 в городе зарегистрировано 142,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 190,2тыс. юридических лиц, сокращение субъектов малого предпринимательства по сравнению с данными на начало 2021 года составило 4 % и 10 % соответственно. Таким образом, количество субъектов малого бизнеса составило 42% от общего объема количества предприятий, наблюдался значительный «вес» сегмента таких предприятий. В целом последние годы характеризуются тенденцией роста общего количества инновационных предприятий [8]. Однако в 2017 году количество действующих предприятий (с учетом микропредприятий) увеличилось только на 3%, хотя среднегодовой темп роста за период составил 6,5%. Следует отметить, что увеличение общего количества инновационных предприятий происходило на фоне сокращения числа «более крупных» предприятий и было обеспечено ростом числа предприятий в сегменте микробизнеса.



Рисунок 5 - Изменение коэффициента обновления основных фондов в Краснодарского края, % [14]
Для решения проблем ВЭД в Краснодарского края оказывают поддержку бизнесу за счет средств Краснодарского края и федерального бюджета:

  • Предоставляют субсидии на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров, работ, услуг.

  • Предоставляют субсидии, в том числе индивидуальным предпринимателям на проведение мероприятий Государственной программы Краснодарского края «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Краснодарского края:

  • Предоставляют субсидии для частичных компенсаций затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по Региональному проекту «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».

  • Предоставляют субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий подпрограммы Региональный проект «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» [9].


Следует отметить, что сокращение общего количества малых предприятий происходило на фоне сокращения числа «более крупных» малых предприятий и было обеспечено ростом числа предприятий в сегменте микробизнеса.

Этот процесс происходил на фоне резкого сокращения числа средних предприятий: их число сократилось практически вдвое по сравнению. Анализ распределения предприятий сектора МСП по категориям (микро, малый, средний) показал увеличение структурных сдвигов, вызванное снижением в течение исследуемого периода «взвешивания» средних предприятий, а также малых предприятия (с 14,1% до 11,3%), имеющие удельный вес микропредприятий. Плотность распределения малых предприятий оценивается как рост числа компаний, приходящихся в среднем на 1 тыс. человек населения [12].

Рассмотрим социальные показатели развития города в связи с введением санкций. Так, на рисунке 6 представлена динамика доходов населения и темп роста данного показателя.



Рисунок 6 - Динамика доходов населения (млрд руб.) и темп роста данного показателя в Краснодарского края [14]
Как мы видим, несмотря на рост абсолютных показателей, темп роста доходов снижается ежегодно с 2015 года, после того как были введены санкции. Рассмотрим различные типы доходов населения (рис.7).



Рисунок 7 – Оплата труда наемных работников (млрд руб.) и темп роста данного показателя в Краснодарского края [14]
Аналогичные тенденции можно увидеть и на примере показателя – оплата труда наемных работников, в отношении доходов от предпринимательской деятельности можно отметить, что помимо снижения темпов их роста ежегодно с 2015 года, в 2020 году произошло их резкое снижение, это можно объяснить негативным влиянием пандемии (рис. 8).



Рисунок 8 – Доходы от предпринимательской деятельности (млрд руб.) и темп роста данного показателя [14]
Сегодняшнее положение обусловлено не только последствиями внешних факторов, но связано также с неспособностью сложившихся на региональном уровне систем управления обеспечить сбалансированность и устойчивость социально-экономической сферы. На фоне значительного повышения роли регионального управления в реализации политики государства можно наблюдать не всегда положительные последствия проводимых мероприятий [14].



Так, в Краснодарском крае, несмотря на абсолютное повышение среднедушевых доходов населения, можно отметить снижение реальных располагаемых доходов в процентах к предыдущему году.



Рисунок 9 – Динамика среднедушевых доходов населения (левая шкала) и реальных располагаемых денежных доходов (правая шкала) [14]
Данные, представленные на рисунке 9 позволяют сделать вывод о ежегодном снижении доходов населения, что, несомненно, негативно влияет на качество жизни населения. Немаловажным обстоятельством можно назвать и рост числа граждан, средние доходы которых ниже величины прожиточного минимума (рис. 10).



Рисунок 10 – Динамика численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (левая шкала) и индекса физического объема DHG (правая шкала) [14]
Анализ статистических данных демонстрирует нам, что при снижении количества населения с небольшими доходами происходит рост ВВП (период с 2011 по 2014 гг.), и, наоборот, при увеличении бедных категорий населения – ВВП сокращается (с 2015 по 2020гг.). На графике можно увидеть точку исключения – 2014 г., но значительное уменьшение ВВП в этот период связан с последствиями санкций [14].

То есть, на данный момент в демографическом развитии города отмечаются устойчивые угрозы, такие как:

- снижение плотности населения в три раза ниже среднемировых показателей;

- старение населения.

Демографический фактор вызывает опасность для социально-экономического развития Краснодарского края, а также государственной безопасности. Снижение количества детей и молодежи определяет в дальнейшем большие потери репродуктивного и трудового потенциалов.

Отмечается также низкая экономическая эффективность использования ресурсов, что в условиях истощения многих видов природных ресурсов на освоенных и обжитых территориях может привести к их дефициту. Для устранения указанных проблем необходимы оперативные и действенные подходы к развитию минерально-сырьевой базы регионов [12].

Современное состояние экономики Краснодарского края характеризуется наличием большого количества серьезных проблем. Санкции привели к спаду производства, росту безработицы, уменьшению доходов населения. В таких чрезвычайно сложных и тяжелых условиях все большую актуальность приобретают вопросы предупреждения, возникновения, развития и минимизации негативного влияния. Кроме того, современное состояние регионов России является одним из проблемных вопросов государственной региональной политики. Отсутствие четких законодательно закрепленных критериев и признаков кризиса социально-экономического развития региона приводит к возникновению проблемных регионов, в том числе кризисных.




2.2 Экономическая характеристика региона




Так, проведя анализ развития туристической отрасли далее необходимо проанализировать зависимость тех или иных показателей, характеризующих развитие данной отрасли.

Далее необходимо проанализировать взаимосвязь следующих показателей объем оказанной услуги и количество туристических центров (таблица 2).

Таблица 2 – Корреляция объема оказанной услуги и количество туристических центров в Краснодарском крае за период 2017–2022 гг.1




Регрессионная статистика

























Множественный R

0,739014

























R-квадрат

0,546142

























Нормированный R-квадрат

0,319213

























Стандартная ошибка

11153,47

























Наблюдения

4























































Дисперсионный анализ






















 

df

SS

MS

F

Значимость F













Регрессия

1

2,99E+08

2,99E+08

2,406665

0,260986













Остаток

2

2,49E+08

1,24E+08



















Итого

3

5,48E+08

 

 

 











































 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние 95,0%

Верхние 95,0%




Y-пересечение

1049420

623184,6

1,683963

0,234225

-1631928

3730767

-1631928

3730767




Переменная X 1

-776,634

500,6203

-1,55134

0,260986

-2930,63

1377,362

-2930,63

1377,362