Файл: Кейс Выбор поставщика 3 Кейс Коммуникации в управлении проектом 10.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Кейс 1. Выбор поставщика 3
Кейс 2. Коммуникации в управлении проектом 10
Кейс 3. Логистика кондитерского цеха 15
Список использованной литературы 18
Кейс 1. Выбор поставщика
Краткое описание предприятия
Часто одной из ключевых задач закупочной логистики является выбор оптимального поставщика, поскольку, по мнению экспертов, именно в закупочной логистике скрыто до 70% возможностей минимизации затрат. Поэтому, осознавая факт наличия большого количества поставщиков, предлагающих аналогичную продукцию, а также то, что именно поставщикам отводится особое место в логистической стратегии предприятия, многие руководители и собственники уделяют особое внимание подбору поставщиков.
Анализируемое в данном кейсе предприятие было создано в 2004 г. Основным направлением деятельности была и остается розничная торговля компьютерной техникой и комплектующими. Со временем деятельность предприятия расширялась: к ней добавлялись обслуживание компьютерной техники, продажа бытовой техники при помощи интернет-магазина, установка и обслуживание систем кондиционирования воздуха и др.
Как и на многих отечественных предприятиях, выбор поставщиков был продиктован личными контактами одного из соучредителей, да и сама идея бизнеса выросла из анализа возможностей использования данных контактов. Но при этом на протяжении следующих девяти лет существования предприятия также не предпринимались попытки анализа поставщиков и корректировки закупочной стратегии.
Во многом данная ситуация объяснялась следующим. До появления в Украине большого количества транспортных компаний («Новая почта», «Ночной экспресс», Delivery, «Пони-экспресс» и др.) система поставок товаров полностью контролировалась и регулировалась поставщиками. А именно: небольшие розничные предприятия, работающие в одном городе, объединяли свои заказы поставщику, который, в свою очередь, объединял заказы из одной области. Затем в областной центр автомобильным транспортом отправлялась большая партия заказов. В этот же областной центр приезжали автомобили, в которые перегружались заказы магазинов из одного города. Таким образом, доставку до областного центра оплачивали все предприятия области, а доставку до города – все магазины, расположенные в этом городе. Несмотря на тот факт, что магазины конкурировали друг с другом, тем не менее, подобная система закупок стоила отдельной компании дешевле.
С появлением транспортных компаний, которые в короткие сроки смогли выстроить сеть своих представительств по всей Украине, ситуация изменилась. Теперь розничные магазины пользуются услугами транспортных компаний, используя их логистику и экономя не только при помощи своих конкурентов, но и других пользователей данных услуг. Кроме того, с ростом конкуренции в данном секторе торговли и приходом крупных ритейлеров многие оптовики задались вопросом разработки собственных эффективных логистических систем, и теперь некоторые из них предлагают доставку заказа за собственный счет.
Развитие магазина и рост объемов деятельности позволили усовершенствовать цепочку поставок, включив в нее непосредственных импортеров продукции, а также выбрав оптимальные транспортные компании. Однако возникла следующая проблема. Поскольку на сегодняшний момент предприятие работает с импортерами, то данные компании выдвигают значительные требования к своим покупателям с точки зрения регулярности и суммы закупаемого товара. Иначе говоря, магазины и розничные торговцы, которые покупают продукцию у импортера, имеют определенный уровень скидки (3%, 5% и 7% от оптовых цен), а те компании, которые предлагают собственную доставку, делают это при определенной сумме заказа (от $ 3000). Однако чтобы постоянно получать такую скидку или пользоваться преимуществами бесплатной доставки, необходимо каждый месяц закупать товары на определенную сумму.
На рынке Украины существует четыре крупных импортера-поставщика. Однако обеспечить одинаково высокий уровень закупок у всех четырех розничный магазин не может. Поэтому возникла проблема выбора оптимального поставщика. Для этого был использован метод ранжирования, так как с точки зрения логистики такой выбор предусматривает решение многокритериальной задачи оптимизации решения с неравноценными критериями, что подразумевает необходимость расставить их по степени важности для предприятия. Другими словами, рейтинг поставщика (R) можно определить по следующей формуле:
, (1)
где n - количество показателей оценки рейтинга поставщика;
Kі - значимость показателя;
Ci - балльная оценка величины показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.
Для проведения соответствующего отбора методом экспертных оценок были сформулированы ключевые требования к поставщику, по которым планировалось делать выбор. Далее каждому требованию был присвоен весовой коэффициент и выставлена экспертная оценка. Результаты такого анализа можно видеть ниже в таблице.
Таблица 1 - Весовой коэффициент и экспертная оценка
Критерии выбора | Вес. коэфф. | А | B | C | D |
1. Средний уровень цен на товары | 0,35 | 9 | 9 | 5 | 3 |
2. Наличие доставки | 0,25 | 8 | 7 | 9 | 9 |
3. Наличие отсрочки платежа | 0,15 | 5 | 5 | 10 | 10 |
4. Скорость выполнения заказа | 0,1 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. Полнота ассортимента | 0,1 | 8 | 9 | 9 | 7 |
6. Сервисное обслуживание | 0,05 | 7 | 7 | 4 | 6 |
РЕШИТЕ КЕЙС
-
Начало формы
Какие потенциальные методы выбора поставщиков не были использованы собственником и могут быть реализованы на предприятии?
Выделите три наиболее важные, с вашей точки зрения, проблемы закупочной логистики, характерные для многих современных отечественных предприятий. Ответ обоснуйте.
Какой из представленных поставщиков является оптимальным? От чего, по вашему мнению, будет зависеть окончательное решение о выборе поставщика?
Ответ
При выборе поставщика предприятию можно АВС-анализ.
Производить классификацию поставщиков, применяя данный метод, следует по следующей последовательности:
1. Договориться с поставщиками, что они будут предоставлять информацию об объемах годового оборота.
2. Полученная информация служит основанием составления списка поставщиков, размещая их по объему оборота от большего к меньшему обороту.
3. Определяется общая сумма оборота поставщиков
3. Производится расчет структуры поставщиков, т.е удельный вес оборота каждого из изучаемых поставщиков в общей сумме оборота
4. По рассчитанной структуре производится подсчет кумулятивной структуры.
5. Производится разбивка поставщиков на группы: А, В, С.
В группу А входят поставщики, с которыми у предприятия осуществляется 75% оборота. В данной группе, обычно, находится не более 5% от общего числа поставщиков.
В группу В входят поставщики, с которыми у предприятия осуществляется 20% оборота (кумулятива структуры поставщиков составляет 75,1-95,0%). В данной группе, обычно, находится не более 20% от общего числа поставщиков.
В группу С входят поставщики, с которыми у предприятия осуществляется 5% оборота (кумулятива структуры поставщиков составляет 95,1-100%). В данной группе, обычно, находится не более 75% от общего числа поставщиков. Данная группа наиболее многочисленная.
При выборе поставщиков, предприятию необходимо особое внимание уделить поставщикам из группы А, т.к. именно они осуществляют 75% поставок. Уход или сбой в работе хотя бы одного из поставщиков данной группы приведет к серьезным нарушениям в работе всего предприятия.
АВС-анализ поставщиков, также, можно проводить в разрезе комплектующих и деталей на компьютерную технику, чтобы изучить что именно поставляет данный поставщик (ассортимент поставок), в каком объеме.
Далее проведем выбор поставщика, используя формулу 1
Рейтинг поставщика А:
R=0,35*9+0,25*8+0,15*5+0,1*4+0,1*8+0,05*7= 7,45
Рейтинг поставщика В:
R=0,35*9+0,25*7+0,15*5+0,1*5+0,1*9+0,05*7= 7,4
Рейтинг поставщика С:
R=0,35*5+0,25*9+0,15*10+0,1*6+0,1*9+0,05*4= 7,2
Рейтинг поставщика Д:
R=0,35*3+0,25*9+0,15*10+0,1*7+0,1*7+0,05*6= 6,5
Выбираем поставщика с наибольшим значением показателя – это поставщик А (рейтинг 7,45).
Для успешного осуществления закупок на предприятии нужно проанализировать и исследовать наличие широкого спектра информации об имеющихся поставщиках.
Самой главной проблемой в управлении закупками материальных ресурсов является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном конкурентном рынке существует большое количество поставщиков, поставляющих аналогичные материальные ресурсы, но, главное то, что поставщик должен быть надежным партнером предприятия в реализации его логистической деятельности.
В современных условиях большинство отечественных торговых предприятий ограничены в собственных средствах и возможностях банковского кредитования. Это приводит к тому, что финансовое ограничение становится решающим при выборе поставщика товарных ресурсов. Даже при мягкости финансового ограничения, торговые предприятия должны учитывать возможность получения товарного кредита как альтернативный источник средств для финансирования своего развития, ориентироваться на продление сроков коммерческого кредитования.
Для регламентации этих вопросов на предприятиях торговли должны быть разработаны и стандарты процедуры расчетов за закупленные товаре – длительность отсрочки платы и условия ее осуществления, день расчетов (в пределах недели), возможность и условия получения аванса и т. п., которые также фиксируются в типовом договоре на закупку товаров.
Процесс закупки является начальным и важнейшим звеном деятельности большинства организаций, одним из наиболее перспективных направлений, которого являются электронные закупки. Это не просто новейший способ закупки, который приобретает все большего распространения на рынках закупок развитых стран, поскольку представляет собой процесс прохождения всех этапов закупочного цикла и управление в электронной среде, включая маркетинговые исследования, определение круга экономических агентов (потенциальных поставщиков), процедуры приобретения, размещения заказов, осуществления поставок и оплат по ним, бюджетирование и планирование закупок (формирование бюджета закупок и его реализация).
Поэтому закупочная деятельность может частично пользоваться электронными площадками, преимущества которых следующие:
сокращение затрат времени на проведение, анализ и контроль закупок;
экономия за счет полной прозрачности торгово-закупочной деятельности, минимизации ценовых сговоров, исключение финансовых махинаций в процессе закупок;
высокая конкуренция, возможность выбрать более качественный товар или услугу за меньшие деньги;
оптимизация трудовых затрат за счет автоматизации.
Кроме экономии, электронная торговая площадка предоставляют своим участникам иные выгоды осуществления предпринимательской деятельности. При электронной торговле происходит повышение оперативности при приобретении сырья и реализации продукции по приемлемым ценам, что в итоге приводит к снижению уровня складских запасов и высвобождение дополнительного оборотного капитала. Также электронная торговая площадка облегчает управление компанией, улучшает возможности расширения рынка и привлечения новых клиентов, не доступные при использовании традиционных каналов. Кроме этого, при использовании закупочных возможностей электронная торговая площадка улучшает качество предоставляемых услуг за счет оперативности, широкого спектра предложений и обеспечение прозрачности сделки.