Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
1.1 Сущность и особенность рынка труда
1.2 Тенденция развития форм занятости населения
1.3 Государственное регулирование на рынке труда и политика занятости населения.
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ изменения уровня занятости на рынке труда в РФ
2.2 Проблемы на рынке труда в РФ
найдут себе основное рабочее место8.
На российском рынке труда в последние годы отмечена тенденция значительного роста нестандартных видов занятости. Основной прирост происходит среди занятого населения на удаленной работе, к которой относятся все виды дистанционной занятости, в том числе: телетруд, виртуальная занятость, фриланс. Происходит прирост неполной занятости, когда работник трудится неполный рабочий день и сокращенную рабочую неделю, а также на условиях срочного трудового договора. Неформальная занятость в России растет по мере восстановления экономики после коронавирусного кризиса. Во втором квартале 2021 года количество занятых в неформальном секторе россиян приблизилось к 15 млн человек, увеличившись к аналогичному прошлогоднему периоду на 11,5%, или на 1,5 млн человек - подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой9.
Принятие нашей страной курса цифровой экономики только усугубило развитие этой тенденции. Активное внедрение в различные отрасли цифровых технологий будет сопровождаться высвобождением рабочей силы, которую начнут заменять компьютеры.
Возникновение на рынке труда избытка рабочей силы может сопровождаться развитием двух тенденций. Во-первых, это может вызвать рост безработицы при сохранении низкого размера пособия по безработице, а во-вторых, могут возникнуть новые предложения в секторе нестандартной занятости, где зарплата будет значительно превышать размер пособия по безработице, но условия труда будут значительно отличаться от стандартных. Следовательно, рынок труда может захлестнуть рост нестандартной занятости как следствие развития цифровых технологий в экономике10.
Развитие на рынке труда новых тенденций занятости населения и их противоречивая сущность оказывают влияние на изменение характера трудовых отношений, проявляющееся в несбалансированности между спросом и предложением кадров на рынке труда; наличием структурного дисбаланса между потребностью в работниках определенных профессий и др.
Государственное регулирование на рынке труда позволяет государственным органам активно вмешиваться в структуру функционирования рынка, влиять на развитие производства в общественно нужном направлении, а также использовать свои возможности для решения социальных проблем. Необходимость такого вмешательства возникает при несовершенстве различных рынков в условиях нестабильности, при частичном учете затрат и итоговых результатов
11.
Регулирование рынка труда служит решению макроэкономических задач, к которым относятся12:
– гарантии полной занятости трудоспособного населения;
– борьба с инфляцией;
– объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.
Рынок труда как сфера экономической и социально-политической жизни общества требует постоянного регулирования с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает регулировать систему занятости.
Государственное регулирование рынка труда было одним из первых направлений социальной политики. Оно образовалось в первой половине ХIХ века в Англии, когда появилось фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых13.
На сегодняшний день сложилась развитая система государственного регулирования, в которой выделяется три направления.
1. Установление условий использования труда14:
– детского и женского труда;
– продолжительности рабочего дня, недели и отпуска;
– норм гигиены и безопасности труда.
2. Государство воздействует на условия оплаты труда:
– установление минимальной заработной платы + надбавки;
– удержание заработной платы и цен;
– налогообложение личных доходов;
– помощь государственных органов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).
3. Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями в конфликтных ситуациях. Нормой стало заключение коллективных трудовых соглашений, которые устанавливают права и обязанности обеих сторон.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется на основе политики государства в области занятости населения и развития кадрового потенциала.
Государственная политика занятости определяется целями и задачами, поставленными государством в данной сфере: что надо делать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами способами. Также оно имеет несколько уровней: федеральный, региональный и локальный, то есть местный. И каждое государство определяет собственную политику в области занятости населения
15.
Государственное регулирование рабочей силы создано для того, чтобы не допустить прогрессии безработицы до уровня, который нанес бы серьезные социальные потрясения. Но помимо этого, государственное регулирование призвано предотвратить последствия множества иных несоответствий структурного характера. Еще одной не менее важной функцией государства по отношению к рынку труда, является профессиональная подготовка и переквалификация рабочей силы, а также развитие системы образования.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.16.
Необходимость регулирования рынка труда связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.
Таким образом, можно сказать, что рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, которые не всегда имеют отношение к цене рабочей силы - заработной плате. Для формирования нормально функционирующего рынка труда необходимо активное вмешательство в воспроизводственные и рыночные процессы государства и социальных институтов. Политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное – в формировании и развитии личности, росте человеческого капитала. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой.
Решение проблем современного рынка труда и занятости невозможно без анализа такого сложного социально-экономического явления как безработица.
Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг17.
Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990 х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.
В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Рассмотрим динамику безработицы в период с 2010 года по 2022
( рисунок 2.1)18.
Рисунок 2.1 – Динамика уровня безработицы по годам, %
Из рисунка 2.1 видно, что самый высокий процент безработицы пришелся на 2009 год. Это было связано с кризисом. Финансовый кризис сфокусировал общество на проблеме безработицы, и российский рынок труда потерпел массу потрясений. Предприятия вынуждены были сокращать рабочий персонал, так как кризис вынуждал их экономить и сокращать производство. Но есть кризис, а есть катастрофа. Кризис всегда сопровождается социальными издержками: люди теряют работу, у кого-то снижаются доходы. Это неприятно, но после этого возникает новое качество – эти же люди находят новые рабочие места из-за того, что бизнес начинает активизироваться, в результате этого безработица снижается до минимально приемлемого уровня и жизнь людей вновь идет к благополучному развитию. На 2010 год общая численность безработных значительно снизилась. 2010 год был назван в России годом борьбы с безработицей. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Службы занятости сначала осени начали кредитование безработных для открытия собственного дела. Были организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан. Последующие годы безработица стабильно снижалась. Были созданы программы для потенциальных безработных, например, организовывали стажировки для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. Выплачивались субсидии предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Увеличение процента безработицы в 2015 году, вновь связан с с санкциями 2014 года, который повлек за собой сокращение рабочих мест. С 2016 года по 2019 можно смело говорить о том, что ситуация по безработице в России налаживается и показатель уровня жизни увеличивается. Резкий скачок уровня безработицы в 2020 году связан с короновирусными ограничениями, вследствие чего началась тенденция активного развития удаленной работы, что по сей день позволяет увеличивать уровень занятости населения
При этом нельзя забывать о категории, так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по трудовому кодексу.
На российском рынке труда в последние годы отмечена тенденция значительного роста нестандартных видов занятости. Основной прирост происходит среди занятого населения на удаленной работе, к которой относятся все виды дистанционной занятости, в том числе: телетруд, виртуальная занятость, фриланс. Происходит прирост неполной занятости, когда работник трудится неполный рабочий день и сокращенную рабочую неделю, а также на условиях срочного трудового договора. Неформальная занятость в России растет по мере восстановления экономики после коронавирусного кризиса. Во втором квартале 2021 года количество занятых в неформальном секторе россиян приблизилось к 15 млн человек, увеличившись к аналогичному прошлогоднему периоду на 11,5%, или на 1,5 млн человек - подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой9.
Принятие нашей страной курса цифровой экономики только усугубило развитие этой тенденции. Активное внедрение в различные отрасли цифровых технологий будет сопровождаться высвобождением рабочей силы, которую начнут заменять компьютеры.
Возникновение на рынке труда избытка рабочей силы может сопровождаться развитием двух тенденций. Во-первых, это может вызвать рост безработицы при сохранении низкого размера пособия по безработице, а во-вторых, могут возникнуть новые предложения в секторе нестандартной занятости, где зарплата будет значительно превышать размер пособия по безработице, но условия труда будут значительно отличаться от стандартных. Следовательно, рынок труда может захлестнуть рост нестандартной занятости как следствие развития цифровых технологий в экономике10.
Развитие на рынке труда новых тенденций занятости населения и их противоречивая сущность оказывают влияние на изменение характера трудовых отношений, проявляющееся в несбалансированности между спросом и предложением кадров на рынке труда; наличием структурного дисбаланса между потребностью в работниках определенных профессий и др.
1.3 Государственное регулирование на рынке труда и политика занятости населения.
Государственное регулирование на рынке труда позволяет государственным органам активно вмешиваться в структуру функционирования рынка, влиять на развитие производства в общественно нужном направлении, а также использовать свои возможности для решения социальных проблем. Необходимость такого вмешательства возникает при несовершенстве различных рынков в условиях нестабильности, при частичном учете затрат и итоговых результатов
11.
Регулирование рынка труда служит решению макроэкономических задач, к которым относятся12:
– гарантии полной занятости трудоспособного населения;
– борьба с инфляцией;
– объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.
Рынок труда как сфера экономической и социально-политической жизни общества требует постоянного регулирования с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает регулировать систему занятости.
Государственное регулирование рынка труда было одним из первых направлений социальной политики. Оно образовалось в первой половине ХIХ века в Англии, когда появилось фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых13.
На сегодняшний день сложилась развитая система государственного регулирования, в которой выделяется три направления.
1. Установление условий использования труда14:
– детского и женского труда;
– продолжительности рабочего дня, недели и отпуска;
– норм гигиены и безопасности труда.
2. Государство воздействует на условия оплаты труда:
– установление минимальной заработной платы + надбавки;
– удержание заработной платы и цен;
– налогообложение личных доходов;
– помощь государственных органов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).
3. Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями в конфликтных ситуациях. Нормой стало заключение коллективных трудовых соглашений, которые устанавливают права и обязанности обеих сторон.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется на основе политики государства в области занятости населения и развития кадрового потенциала.
Государственная политика занятости определяется целями и задачами, поставленными государством в данной сфере: что надо делать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами способами. Также оно имеет несколько уровней: федеральный, региональный и локальный, то есть местный. И каждое государство определяет собственную политику в области занятости населения
15.
Государственное регулирование рабочей силы создано для того, чтобы не допустить прогрессии безработицы до уровня, который нанес бы серьезные социальные потрясения. Но помимо этого, государственное регулирование призвано предотвратить последствия множества иных несоответствий структурного характера. Еще одной не менее важной функцией государства по отношению к рынку труда, является профессиональная подготовка и переквалификация рабочей силы, а также развитие системы образования.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.16.
Необходимость регулирования рынка труда связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.
Таким образом, можно сказать, что рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, которые не всегда имеют отношение к цене рабочей силы - заработной плате. Для формирования нормально функционирующего рынка труда необходимо активное вмешательство в воспроизводственные и рыночные процессы государства и социальных институтов. Политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ изменения уровня занятости на рынке труда в РФ
Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное – в формировании и развитии личности, росте человеческого капитала. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой.
Решение проблем современного рынка труда и занятости невозможно без анализа такого сложного социально-экономического явления как безработица.
Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг17.
Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990 х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.
В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Рассмотрим динамику безработицы в период с 2010 года по 2022
( рисунок 2.1)18.
Рисунок 2.1 – Динамика уровня безработицы по годам, %
Из рисунка 2.1 видно, что самый высокий процент безработицы пришелся на 2009 год. Это было связано с кризисом. Финансовый кризис сфокусировал общество на проблеме безработицы, и российский рынок труда потерпел массу потрясений. Предприятия вынуждены были сокращать рабочий персонал, так как кризис вынуждал их экономить и сокращать производство. Но есть кризис, а есть катастрофа. Кризис всегда сопровождается социальными издержками: люди теряют работу, у кого-то снижаются доходы. Это неприятно, но после этого возникает новое качество – эти же люди находят новые рабочие места из-за того, что бизнес начинает активизироваться, в результате этого безработица снижается до минимально приемлемого уровня и жизнь людей вновь идет к благополучному развитию. На 2010 год общая численность безработных значительно снизилась. 2010 год был назван в России годом борьбы с безработицей. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Службы занятости сначала осени начали кредитование безработных для открытия собственного дела. Были организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан. Последующие годы безработица стабильно снижалась. Были созданы программы для потенциальных безработных, например, организовывали стажировки для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. Выплачивались субсидии предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Увеличение процента безработицы в 2015 году, вновь связан с с санкциями 2014 года, который повлек за собой сокращение рабочих мест. С 2016 года по 2019 можно смело говорить о том, что ситуация по безработице в России налаживается и показатель уровня жизни увеличивается. Резкий скачок уровня безработицы в 2020 году связан с короновирусными ограничениями, вследствие чего началась тенденция активного развития удаленной работы, что по сей день позволяет увеличивать уровень занятости населения
При этом нельзя забывать о категории, так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по трудовому кодексу.