Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
1.1 Сущность и особенность рынка труда
1.2 Тенденция развития форм занятости населения
1.3 Государственное регулирование на рынке труда и политика занятости населения.
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ изменения уровня занятости на рынке труда в РФ
2.2 Проблемы на рынке труда в РФ
По данным экспертов, в России насчитывалось 26 млн человек, которые нигде не работали и при этом не считались безработными. У таких людей возникали серьезные проблемы, как экономического, так и социального плана19.
Рассмотрим динамику занятости населения в период с 2013 года по 2022
( рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Динамика уровня занятости населения, млн чел.
За последние годы в России наблюдается устойчивый рост уровня занятости на рынке труда. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на апрель 2022 года количество занятых составило 71,9 млн человек, что на 0,4% больше, чем в предыдущем году.
В целом, рост занятости на рынке труда в России объясняется рядом факторов, включая:
- развитие малого и среднего бизнеса, которое создает новые рабочие места;
- повышение квалификации населения и улучшение доступа к образованию;
- развитие цифровой экономики и информационных технологий, которые создают новые возможности для трудоустройства.
Стоит отметить, что в связи с пандемией COVID-19 некоторые отрасли экономики России, такие как туризм и гостиничный бизнес, понесли серьезные потери, что привело к увеличению безработицы в этих сферах.
Таким образом, хотя общий тренд роста занятости на рынке труда в России положительный, необходимо продолжать работу по созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом, чтобы улучшить ситуацию с безработицей в тех регионах, где она остается высокой.
2.2 Проблемы на рынке труда в РФ
Рынок труда в России является одним из наиболее сложных и проблемных секторов экономики. Несмотря на то, что в последние годы произошло некоторое улучшение в сфере занятости и снижение уровня безработицы, все еще существует целый ряд проблем, которые затрудняют доступ к работе и создают нестабильность на рынке труда.
Одной из основных проблем является низкий уровень зарплат. Согласно данным Росстата, в 2022 году среднемесячная зарплата в России составила 65 338 рублей в месяц. При этом, большинство населения получает зарплату ниже этого уровня. Низкие зарплаты создают проблему не только для работников, но и для работодателей, которые не могут привлечь квалифицированных специалистов из-за невысокой оплаты труда.
Второй проблемой является неравномерное распределение рабочих мест по регионам. Как видно из представленных данных (рисунок 2.3), за 2022 год наибольший уровень занятости наблюдается в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах, а самый низкий уровень в Северо-Кавказском федеральном округе20. Это приводит к миграции населения в центральные районы страны и неравномерному развитию регионов.
Рисунок 2.3 – Уровень занятости населения по округам за 2022 год, %
Третья проблема – это дефицит кадров. Российские компании сталкиваются с нехваткой квалифицированных специалистов во многих сферах, таких как IT-технологии, медицина, инженерия и другие. Это создает проблему для экономики страны, которая нуждается в высококвалифицированных кадрах.
Четвертая проблема - это высокий уровень неформальной занятости. Официальная статистика говорит о том, что безработица в России снижается, но при этом большое число людей работает на неофициальных работах, не имея стабильного заработка и социальной защиты. В среднем в апреле—июне 2022 года в неформальном сегменте трудилось 18,7% всех работников, то есть почти каждый пятый. Для большинства из них эта работа была единственным источником заработка, лишь около 6% одновременно были трудоустроены в формальном секторе. Сокращение неформальной занятости к прошлогодним уровням наблюдается с начала 2022 года, но особенно заметно в годовом выражении показатель уменьшился в мае — на 1,85 млн человек
21.
В целом, проблемы на рынке труда в России являются серьезными и требуют комплексного подхода для их решения. Необходимо улучшить профессиональную подготовку кадров, повысить уровень зарплат, расширить районы занятости и создать условия для официального трудоустройства. Это поможет улучшить ситуацию на рынке труда и повысить уровень жизни населения.
2.3 Государственное регулирование рынка труда в РФ
Конституция РФ 1993 года в ст. 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, и это не случайно. Так, авторы Комментария к Конституции РФ считают, что термин «социальное государство» отражает новую возросшую роль государства: забота о человеке и поддержка менее защищенных слоев населения 22.
Следовательно, цель такого государства заключается в создании условий для повышения уровня социальной защищенности и в реализации законодательно закрепленных прав граждан на нее.
При разработке федеральной и региональной программ обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
В социально – трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования.
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда).
Можно выделить следующие направления государственного регулирования рынка труда в РФ.
1. Создание программ по стимулированию роста занятости населения.
Государственная программа РФ «Содействие занятости населения».
Цели госпрограммы:
- непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
- создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Основной задачей программы является повышение эффективности регулирования процессов, использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан. Её целью является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда .
"На госпрограмму (содействия занятости) предусмотрено 92 млрд рублей, что на 26 млрд меньше, чем в текущем году", - сообщил Котяков на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. Он уточнил, что такое уменьшение расходов связано с тем, что ситуация на рынке труда "на данный момент остается стабильной", и российская экономика сохраняет устойчивость.
2. Создание программ по социальному страхованию безработицы.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
3. Создание программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.
Государство развивает современную систему образования, предлагает различные методы повышения квалификации. Соответствующее распоряжение Правительства РФ № 772-р1 было опубликовано 30 марта 2023 года. Согласно документу Роструда в 2023 году будут выделены из резервного фонда Правительства РФ бюджетные ассигнования более чем на 2,5 млрд руб. Эти средства будут направлены на мероприятия по организации переобучения и получения дополнительного профессионального образования более 46 тыс. человек. В дальнейшем прогнозируется, что благодаря этому переобучению трудоустроиться, а также заняться предпринимательской деятельностью (в период обучения и после него) смогут более 34 тыс
. человек. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров может привести к повышению экономического уровня страны, модернизации производительности труда, увеличению занятости населения.
4. Создание программ, содействующих найму рабочей силы.
Эффективность службы занятости России зависит в заблаговременном получении сведений о свободных местах, количествах высвобожденной рабочей силы и необходимых характеристиках безработных, важных для их трудоустройства. Служба занятости должна информировать граждан о наличии свободных рабочих мест для того, чтобы привлечь безработных к трудоустройству и повысить уровень занятости.
Активную политику занятости населения государство осуществляет с помощью специальных учреждений - центров занятости населения, совместно с работодателями, учебными учреждениями, общественными объединениями. Основными функциями центров занятости населения являются:
-
анализ состояния рынка труда, анализ спроса на рабочую силу; -
разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения; -
учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве; -
ориентация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан; -
оказание помощи предприятиям в подборе персонала; -
обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах; -
осуществление выплат по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам. -
осуществление контроля за правильностью формирования и использованию средств, государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.
Особое место в деятельности службы занятости занимают уязвимые категории населения на рынке труда: инвалиды, одинокие родители и многодетные дети, молодежь, безработные лица пенсионного возраста, безработные долгое время не имеющие работы. Для представителей вышеуказанных категорий населения служба занятости разрабатывает и реализует специальные программы.