Файл: Учреждение высшего профессионального образования санктпетербургский государственный университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Транспортная, нефтедобывающая и нефтегазоперерабатывающая инфраструктуры.
2.3 История геологического развития
3 НЕФТЕГАЗОГЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
4 АНАЛИЗ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ и освоения ТЯЖЕЛЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ НЕФТЕЙ ТПНГП
4.1 Определения и классификации тяжелых и высоковязких нефтей
4.2 Распределение тяжелых и высоковязких нефтей в мировом балансе
4.3 Распределение тяжелых и высоковязких нефтей на территории России
4.4 Закономерности размещения скоплений
тяжелых высоковязких нефтей ТП НГП
5 ОСВОЕНИЕ ТЯЖЕЛЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ НЕФТЕЙ ТИМАНО-ПЕЧОРСКОЙ НГП
5.1 Способы разработки тяжелых и высоковязких нефтей
5.2 Примеры освоения месторождений с тяжелым высоковязкими
7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ
6 ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСИХ ФАКТОРОВ НА КОЭФФИЦИЕНТ НЕФТЕИЗВЛЕЧЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ НЕФТЕЙ
Структура остаточных запасов нефти по НГП России ухудшается за счет интенсивной выработки активной части запасов и увеличения трудноизвлекаемых нефтей. Ухудшаются показатели технолого-экономической эффективности их разработки и снижаются показатели нефтеизвлечения.
Коэффициент извлечения нефти (КИН) — отношение величины извлекаемых запасов к величине геологических запасов. Величина КИН зависит от геолого-физических и технических факторов:
-
Литологии коллектора; -
Неоднородности продуктивного пласта; -
Проницаемости пород; -
Плотности нефти и её вязкости; -
Методов разработки; -
Способов интенсификации добычи и др.
Для эффективного развития нефтяной отрасли необходимо повышение КИН за счет методов увеличения нефтеотдачи (МУН).
Для значения КИН месторождений Тимано-Печорской провинции существует прямая зависимость от величины вязкости нефти. При вязкости нефти до 30 мПа*с среднее значение КИН достигает 0,36, при вязкости нефти более 30 мПа*с эта величина колеблется около 0,25. (рис.20) Так же на значения КИН влияет пористость коллекторов, при значении пористости меньше 15%, среднее значение КИН около 0,17, при пористости больше 20% среднее значение КИН около 0,24 (рис.21). Хорошо выражена обратная зависимость КИН от плотности нефти: с ее увеличением уменьшается коэффициент нефтеотдачи (рис. 22).
Проведенные исследования по изменениям КИН от проницаемости и от степени выработанности показали, что прямой зависимости от этих факторов нет.
Рисунок 20. Зависимость КИН от вязкости нефти (по данным Госбаланса).
Рисунок 21. Зависимость КИН от пористости коллекторов (по данным Госбаланса).
Рисунок 22. Зависимость КИН от плотности нефти (по данным Госбаланса).
Рисунок 23. Зависимость КИН от проницаемости коллекторов (по данным Госбаланса).
Рисунок 24. Зависимость КИН от степени выработанности залежей (по данным Госбаланса).
7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ
Важнейшей задачей для провинций с истощенными ресурсами является обеспечение дополнительными запасами. Это задача вполне решаема даже в краткосрочной перспективе за счет трудноизвлекаемых запасов, широкомасштабное освоение которых тормозится в том числе и налоговой политикой государства.
За последние годы (2011-2015) введены некоторые льготы по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В соответствии с НК РФ статья 342.1 п.9 налогообложение предприятий производится по ставке 0% при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 10 000 мПа*с (в пластовых условиях). Были введены понижающие коэффициенты НДПИ для старых месторождений, степень выработанности которых превышает 80%. Но на практике все осложнялось тем, что до 2009 года эти льготы могли быть применены лишь при наличии раздельного учета льготируемой нефти, что приводит к дополнительным издержкам.
За рассматриваемый период (2011-2015гг.) общий объем запасов нефтяных месторождений европейской части России по категориям АВС1 увеличился на 13%, в том числе тяжелые нефти – на 34%, однако нельзя сказать, что доля тяжелых нефтей в общей сумме запасов сильно возросла (рис 25.) [4]
Рисунок 25. Доля тяжелых нефтей в запасах Европейской части России в 2011 и 2015 году.[9]
За периоды введения налоговых льгот величина запасов тяжелых нефтей в Приволжском федеральном округе увеличилась на 38%, в ряде регионов (Самарская область, Республика Башкортостан) это значение увеличилось почти в два раза (рис.26). Суммарная добыча нефти в европейской части России возросла на 16%, добыча ТН росла примерно такими же темпами, но существенно отличалась от прироста запасов (рис. 26 и 27). Темпы разработки тяжелых нефтей не соответствуют их возросшей доли в структуре запасов.
Запасы нефти относительно 2011 г. Запасы ТН относительно 2011 г.
Рисунок 26. Изменения запасов легких и тяжелых нефтей относительно 2011 г.[4]
2011 2015 2011 2015
Рисунок 27. Доля тяжелых нефтей в запасах и добыче нефти[4]
Промышленное освоение тяжелых нефтей идет медленными темпами. Одной из главных причин остается – низкая рентабельность и отсутствие мощностей по их переработке. При высокой себестоимости ТН, качество нефти и продуктов переработки ниже.
Несмотря на положительные тенденции, произошедшие за 2011-2015 годы, система НДПИ требует усовершенствования, льготы распространяются только частично (на месторождения СВН и мелкие месторождения). С 1 июля 2012 года понизилась экспортная пошлина на ТН и природные битумы. Однако, для того чтобы воспользоваться этими налоговыми льготами, предприятие должно осуществить вложения на организацию раздельного учета добываемой СВН, что еще больше повышает ее себестоимость.
Большие надежды возлагает государство на Федеральный закон №213-ФЗ от 23.07.2013 о стимулировании разработки трудноизвлекаемых запасов нефти, в котором предусматривается дифференциация ставки НДПИ в зависимости от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта. К ставке НДПИ вводится понижающий коэффициент Кд:
-
0 – для нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовской, абалакской, хадумской и доманиковой свит; -
0,2 – для нефти, добываемой из конкретной залежи с проницаемостью не более 0,002 мкм2 и толщиной пласта не более 10 м; -
0,4 - для нефти, добываемой из конкретной залежи с проницаемостью не более 0,002 мкм2 и толщиной пласта более 10 м; -
0,8 – для нефти из конкретной залежи тюменской свиты [12]
Кроме того, при добыче трудноизвлекаемой нефти может применяться дополнительный понижающий коэффициент Кдв (коэффициент выработанности), рассчитываемый для конкретной залежи.
Данные коэффициенты будут применяться с месяца
, в котором степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья превысила 1%.
Коэффициент для нефтей баженовской, абалакской, хадумской, доманиковой и тюменской свит применяется до истечения 180 налоговых периодов, для коллекторов проницаемостью менее 0,002 мкм2 – до истечения 120 налоговых периодов.
Для применения понижающего коэффициента Кд должны соблюдаться следующие условия:
-
нефть добывается из скважин, работающих исключительно на залежах трудноизвлекаемых запасов -
соблюдаются требования к проведению измерений, на основе которых определяется количество добываемой нефти; -
нефть добывается из залежей, степень выработанности запасов которых на 1 января 2012 года составляет менее 3% либо запасы по которым поставлены на государственный баланс после указанной даты.
Степень выработанности залежи углеводородного сырья будет определяться налогоплательщиком самостоятельно, а показатели проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта - в порядке, определенном правительством.
Кроме того, правительство сможет устанавливать особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, добываемую на месторождениях, более 80% запасов которых составляет тюменская свита. Ставки пошлин, рассчитанные по таким формулам, не могут превышать следующих значений:
-
0% при цене нефти марки «Юралс» не более 50 долл./барр. -
45% * (Цена нефти (долл./барр.) – 50) при цене нефти более 50 долл./барр.
На стадии подготовки законопроекта дискуссию вызывал вопрос о прямом раздельном учете трудноизвлекаемой нефти. Для получения льготы по налогу на добычу полезных ископаемых необходимы были бы капитальные вложения. К примеру, «Сургутнефтегаз» подсчитал, что от применения понижающего коэффициента НДПИ до 2020 года, добывая дополнительно 9,4 млн. т нефти, получит доход в 39,4 млрд. руб. при затратах на организацию раздельного учета нефти в 47,7 млрд. руб. [12] Очевидно, что такой законопроект не стимулировал бы нефтедобывающие компании.
Для государства остаются опасения, что предприятия будут указывать как трудноизвлекаемую всю нефть на месторождении, так запасы большинства из них смешанные.
Помимо
введения понижающих коэффициентов, в 2016 году базовая ставка НДПИ на нефть составляла 857 рублей рублей за тонну, в 2017 годовая ставка окзалась на уровне 919 рублей за тонну. [13] Повышение НДПИ, разумеется, негативно для всех компаний. В первую очередь для тех, у кого будет происходить рост объемов добычи в регионах не попадающих под льготное налогообложение (такие компании как ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз"). Рост налога на добычу в меньшей степени должен повлиять на "Башнефть", «Татнефть» поскольку основные месторождения компании выработаны и на них действует понижающая ставка НДПИ. [7]
Предполагается, что законопроект будет стимулировать недропользователей к повышению КИН, получению дополнительной добычи и соответственно поступлениям в бюджет, что выгодно как предприятиям, так и государству.
В целом, оценить роль нововведений в налоговой политике трудно, потому что большую часть трудноизвлекаемых запасов Тимано-Печорской провинции составляют нефти с вязкостью до 10 000 мПа ( а это 80% всех запасов), которые под льготное налогообложение не попадают. Доля нефтей с вязкостью более 10 000 мПа составляет всего 4% запасов, на коллектора с проницаемостью менее 0,002 мкм2 приходится менее 0,7% запасов и 1% всех залежей. Следовательно, для нефтедобывающих компаний на территории Тимано-Печорской провинции наибольший интерес представляют льготы, связанные с понижающим коэффициентом выработанности запасов.