Файл: Реферат человек и природа роман м. А шолохова тихий дон Выполнила ст гр гд114 Печникова И. Д.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 775

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балаковский промышленно – транспортный техникум им. Н.В.Грибанова»

РЕФЕРАТ
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

РОМАН М.А ШОЛОХОВА

«ТИХИЙ ДОН»

Выполнила ст.гр ГД114

Печникова И.Д

Проверил преподаватель

Вишнякова В.В
Балаково, 2023г

ВВЕДЕНИЕ



В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова естественная первостихия соотнесена с течением жизни человека. Герои произведения неразрывно связаны с природой: они работают на земле, косят, рыбачат.

Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие - с 1912 по 1922 год. Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь. А особенно в романе есть много взаимосвязей человек с природой, особенно их пейзажи.

Актуальность природы в романе «Тихий Дон» заключается в том, что она соотнесена с течением жизни человека неразрывно. Герои связаны с природой, к героям можно подобрать к ним, как бы они выглядели в образе самой природы.

Цель: Соотнести образы, пейзажи природы и героев романа.

Задачи:

  1. Проанализировать роман;

  2. Определить образ каждого героя с образами природы;

  3. Описать образы и взаимодействия человека с природой;

  4. Составить заключение.


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ 4

ГЛАВА I. «ТИХИЙ ДОН» - РОМАН М.А ШОЛОХОВА 5

1.1 Тихий Дон – как роман – эпопея 5

1.2 Проблема авторства М.А Шолохова 6

1.3 Литературная комиссия 7

ГЛАВА II. ПРИРОДА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН» 8

2.1 Природа в романе «Тихий Дон» 8

2.2 Взаимодействия и образы человека с природой 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ/ЛИТЕРАТУРА 14


ГЛАВА I. «ТИХИЙ ДОН» - РОМАН М.А ШОЛОХОВА



1.1 Тихий Дон – как роман – эпопея



Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата.

“Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

«Тихий Дон» - это произведение о судьбах народа и Родины в напряженные переломные эпохи русской истории в период первой Мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны. Жизнь и судьба донского казачества не отделялись писателем от судьбы всего русского народа в эту эпоху. Эта книга о начале гражданской войны и об участии в ней казачества. Донщина – вот центр притяжения всех событий. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи курени. Полынные степи с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы в мудром молчании, берегущие старинную казачью славу. Край, по которому так опустошительно прошла междоусобица. Но прежде нужно раскрыть мир жизни казачества со всеми ее противоречиями, конфликтами. Отодвигая повествование ко времени, предшествующему империалистической войне, Шолохов руководствовался, прежде всего, стремлением показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь во всей ее сложности. М. Шолохов показал в романе, в какой ожесточенной борьбе рождалась новая жизнь, складывались новые человеческие отношения. В своем повествовании М. Шолохов показал, что народ является движущей силой истории. Поэтому основной герой эпопеи М. Шолохова – народ.



Роман заслужил Нобелевскую премию, заслуженную за свой поворотливый и очень хороший сюжет, но имея трагическую концовку.

1.2 Проблема авторства М.А Шолохова



В отношении реального авторства «Тихого Дона» в литературоведческих кругах существует два противоположных мнения.

Одни историки литературы и исследователи творчества Шолохова считают, что Михаил Александрович абсолютно заслуженно получил свою Нобелевскую премию и его авторство в отношении этого произведения не подлежит никакому сомнению.

Другие сильно сомневаются, что Шолохов был способен написать такую всеобъемлющую картину казачьей жизни. Более того, некоторые литературоведы ставят под сомнение и авторство всех прочих его произведений. Это мнение уже много раз опровергалось исследователями творчества писателя, но сплетни до сих пор бытуют на самых разных уровнях изучения этого произведения.

Впервые сплетня о краже романа «Тихий Дон» появилась сразу же после публикации первых 2-х частей в 1928 году. Тогда рассказывали, что писатель нашел рукопись в полевой сумке убитого белогвардейца и присвоил ее себе. Достоверности слухам добавляла история о старушке-матери убитого белого офицера. Она якобы звонила в издательство, угрожала и требовала опубликовать «Тихий Дон» с настоящим именем автора на обложке.

Серафимович А., главред журнала «Октябрь», объяснял все эти рассказы банальной завистью. Шолохову тогда было всего 22 года. Такой молодой автор – и вдруг такой успех! Этого не могли перенести многие маститые светила литературы.

В 1930 году обнаружилось неожиданное подтверждение слухам о краже литературного произведения. Тогда вышел сборник писателя Серебряного века Леонида Андреева с письмом от 1917 года к критику-публицисту Голоушеву, который якобы написал «Тихий Дон».



1.3 Литературная комиссия



В 1929 году Михаил Александрович предоставил в редакцию «Правды» и рукописи первых 3-х книг «Тихого Дона», и план четвертой. Они были подвергнуты тщательному изучению литературной комиссией, основанной по инициативе М. Ульяновой.

Комиссия сравнила эти произведения с более ранними рукописями Шолохова, известными, как «Донские рассказы». Было установлено, что стиль и манера письма всех этих произведений однотипны.


Несмотря на изданное после работы комиссии Ульяновой опровержение, диспуты о реальном авторстве романа появились снова спустя 10 лет. Всплыло имя белогвардейца Крюкова, который был писателем донского казачества. Но дальше слухов дело не пошло, поскольку документальных свидетельств не было никаких.







ГЛАВА II. ПРИРОДА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»




2.1 Природа в романе «Тихий Дон»



Природa существует вечно, онa бесконечнa, онa былa тогдa, когда не было человека, следовaтельно, она никем не создaнa. Но всё же природа и человек неразрывно связаны прочными нитями. Природа никак не зависит от человека, а вот он…

Природа у Шолохова - это отражение состояния души человека. Мятущаяся, кричащая, красивая и светлая, она показывает, как меняется человек. Пейзаж в романе «Тихий Дон» соотносится с бурной рекой человеческих судеб.

Природа – это естественная среда обитания людей, она изучена и используется социумом для удовлетворения своих потребностей. В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова естественная первостихия соотнесена с течением жизни человека. Пейзажи заостряют внимание на внутреннем мире героев, стремящихся к совершенствованию себя, к высоким и светлым чувствам. Также описание природы подчёркивает жестокость людей, несовершенства людского существования.

Картинами природы пронизана вся ткань романа. Все пейзажи объясняют, дополняют, украшают жизнь главных героев. Шолохов, подобно Л.Н.Толстому, уподобляет человеческую жизнь течению извилистой и могучей реки.

Природа оттеняет внутренний мир героев, показывает и их чистоту, и жестокость.

В романе Шолохов, изображая быт казачества, особое внимание уделяет природным процессам. Мы видим и работу в поле в разное время года, и домашний быт, и особое отношение к животным, используемым в хозяйстве. Вся жизнь донского казачества связана с природой, в какой-то степени, продиктована законами природы: покос, рыбалка, жатва и другие занятия происходят точно в своё время.

Например, когда Григорий Мелехов случайно подрезает утёнка, он искренне переживает его смерть. Крепкого молодого мужчину волнует жизнь малой птички, потому что она тоже часть этого мира, с которым неразрывно связано всё живое.

Герои произведения неразрывно связаны с природой: они работают на земле, косят, рыбачат. Шолохов часто передаёт их чувства через отражение в сознании человека окружающей среды. Одним из ярких примеров является сцена в лесу весной. Утомившаяся Аксинья остановилась восстановить силы: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, её глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав». Прекрасный аромат ландыша навеял героине мысли о прошлом, о её молодости, которую уже не вернуть.


Писатель очень тонко подмечает моменты, когда природа предстает перед героями по-новому, как будто они видят её впервые. Лихачев, идя на смерть, замечает красоту вновь юного весеннего леса. На ветке, которую он сорвал по пути «уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки «…» Лихачёв совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголками небритых губ». Автор не даёт нам прямой характеристики героя в тот момент, но то, насколько трагична ситуация, в которой оказался коммунист, показывает именно такое описание природы, заставляет читателя полностью проникнуться безысходностью этого бедного человека.

Война же разрубает эту связь. «Сполох!» - и жизнь перевернулась, бросил косить жито и ускакал на рабочем коне Петро. Недаром горячится казак в толпе: «Нам до них дела нету. Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» Оторвали военные хлопоты казаков от поля. Уйдут сотни из родных мест, уведут коней, отделятся от земли и вступят в мировую войну ради непонятных им целей. За Первой мировой войной последует Гражданская и окончательно изменит быт и мысли казачества.

Яркой картиной, доказывающей разрыв между природой и человеком, становится сцена боя, когда земля под копытами боевых коней принимает на себя тонны снарядов, крови, огня и страданий. С другой стороны, природа не исчезает из жизни казаков и в строю. Чубатый, поучая Григория, сравнивает человека с грибом-поганкой. Он же говорит, что человека убить в бою – святое дело, а животное губить без нужды нельзя. Здесь мы скорее видим привычный уклад хозяйственной жизни, чем жалость к невинным существам.

2.2 Взаимодействия и образы человека с природой



Интересна сцена проклятия Натальей неверного мужа. Напряжение судьбы несчастной Натальи сложно передать без пейзажных картин. Обиженная на мужа женщина трудится в степи. Она надломлена изменами, предательством мужа. Наталья шлет проклятия Григорию. Природа бунтует вместе с героиней. Но страшно вызывать гнев стихий. Гроза начинается с нелепой тучки, но за мгновение надвигается буря. Женщина рыдает, стонет, но нет слез, зато природа грохочет и поливает землю. На фоне тучи, закрывшей полнеба, черной и грозной, красивая Наталья становится «незнакомой и страшной». Сцена грозы предвещает гибель, но чью? Самой героини. В этом метафоричность авторской позиции и силы мыслей.