Файл: Оценка эффективности прямых инвестиций на примере дочерних компаний (ооо Яндекс) по направлению подготовки 38. 03. 01 Экономика.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности компании
Методы оценки и показатели эффективности инвестиционных проектов
Характеристика состояния инвестиционной деятельности в России и пути повышения ее эффективности
Глава 2. Финансово-экономический и инвестиционный анализ ООО «Яндекс»
Глава 2. Финансово-экономический и инвестиционный анализ ООО «Яндекс»
-
Финансово-экономическая характеристика ООО «Яндекс»
«Яндекс» — транснациональная компания в отрасли информационных технологий. Головной компанией холдинга является зарегистрированное в Нидерландах в 2004 году акционерное общество Yandex N.V. Данное юридическое лицо является материнской для анализируемой в работе компании ООО «Яндекс», которая является представителем Яндекса в России [12].
Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс» (с 2022 года назначен на должность генерального директора), на ежегодной конференцию YaC 2021заявил, что «Яндекс» зарегистрирован в Нидерландах в связи с тем, что это дает возможность находиться на бирже NASDAQ и привлекать капитал со всего мира. Несмотря на это, основную часть своей деятельности «Яндекс» осуществляет в России, здесь находится 90% интеллектуальной собственности компании. Организация перечисляет налоги в бюджеты России (примерно 50 миллиардов рублей в год) и Нидерландов (около 300 миллионов в рублевом эквиваленте ежегодно).
Основным видом деятельности Компании являются научные исследования и разработки в области технических наук. Результаты разработок используются для запуска и поддержания работы различных интернет-сервисов Компании, которые привлекают пользователей, позволяют Компании оказывать рекламные услуги в сети Интернет (интернет-реклама) и вести розничную торговлю, осуществляемую через компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет) [13].
Для понимания финансово-экономического состояния ООО «Яндекс» проанализируем ее отчетность и рассчитаем основные финансовые показатели с целью оценки эффективности деятельности организации и ее устойчивости.
Оценку финансово-экономического состояния компании стоит начать с анализа бухгалтерского баланса (прил. А). По ознакомительной оценке баланса можно отметить увеличение валюты баланса: у организации стало больше активов, но одновременно с этим добавились и пассивы; выросла кредиторская задолженность
, что свидетельствует об увеличение общей суммы долгов компании перед ее кредиторами и поставщиками; снизился объем финансовых вложений. Оценку точнее можно дать после более глубокого изучения динамики и структуры бухгалтерского баланса с помощью горизонтального и вертикального анализа.
За 3 года внеоборотные активы выросли на 64%. Основная доля роста вызвана увеличением прочих внеоборотных (+157) и нематериальных активов (+ 55%) (рис.7).
Величина прочих внеоборотных активов (тыс. руб.):
Прочие внеоборотные активы в 2021 году …..…33 698 945
Прочие внеоборотные активы в 2020 году …..…17 637 628
Прочие внеоборотные активы в 2019 году ……. 13 114 674
Прочие внеоборотные активы выросли за счет увеличения в 11 раз авансов, выданных на приобретение основных средств и услуг капитального характера. Это может означать, что компания расширяет свой бизнес или модернизирует свое оборудование и инфраструктуру. Также в 5 раз выросло незавершенное строительство. Такой рост может свидетельствовать о развитии компании. Однако, рост незавершенного строительства может также указывать на задержки в выполнении проектов, что может привести к дополнительным расходам и негативно сказаться на финансовых показателях компании.
Нематериальные активы характерны для специфики деятельности компании. Их рост может быть вызван развитием новых сервисов, регистрацией патентов, правообладанием программ ЭВМ, базы данных и регистрацией товарных знаков и знаков обслуживания. Например, в 2021 году были зарегистрированы патент на способы и электронные устройства для обнаружения объектов в окружении беспилотного автомобиля, лицензионное соглашение на использование программы для ЭВМ Яндекс.Сервер и т.д.
Также стоит отметить снижение долгосрочных финансовых вложений. Причинами стали уменьшение предоставленных займов и снятие денег с банковских депозитов. Однако доли дочерних и зависимых обществ увеличились.
Рисунок 7 – динамика изменения нематериальных активов и финансовых вложений
Оборотные активы за 3 года увеличились на 62%. Основной причиной является значительный рост запасов (+1018%) за счет роста товаров для перепродажи в 193 раза. Также значительно увеличился налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (+232%) и дебиторская задолженность (+148%). Дебиторская задолженность увеличилась за счет выданных авансов и расчетам по налогам и сборам (рис. 8).
Рисунок 8 – Динамика строк «запасы» и «НДС по приобретённым ценностям
Следующим шагов является анализ пассивной части баланса.
Таблица 2 – Строки пассива со значительной динамикой
Наименование показателя | На 31 декабря 2021 г. | На 31 декабря 2020 г. | На 31 декабря 2019 г. | Темп прироста | ||
(2019-2021) | ||||||
| ||||||
Пассив | | |||||
III. Капитал и резервы | | |||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 133 645 439 | 133 085 112 | 99 430 813 | 34% | | |
Итого по разделу III | 133 708 554 | 133 148 227 | 99 494 028 | 34% | | |
IV. Долгосрочные обязательства | | |||||
Отложенные налоговые обязательства | 849 173 | 531 780 | 605 078 | 40% | | |
Итого по разделу IV | 849 173 | 531 780 | 605 078 | 40% | | |
V. Краткосрочные обязательства | | |||||
Кредиторская задолженность | 53 098 333 | 19 364 626 | 15 634 214 | 240% | | |
Оценочные обязательства | 1 832 206 | 962 396 | 966 226 | 90% | | |
Итого по разделу V | 54 930 539 | 20 327 022 | 16 600 440 | 231% | | |
БАЛАНС | 189 488 266 | 154 007 029 | 116 699 546 | 62% | |
Пассив баланса увеличился на 62% (табл. 2). Собственный капитал увеличился на 32% за счет увеличения нераспределённой прибыли, что является положительной динамикой. Если компания увеличивает свою нераспределенную прибыль, это может указывать на то, что компания имеет хорошие финансовые показатели и может инвестировать свои средства в долгосрочные проекты или расширение бизнеса.
Долгосрочные обязательства увеличились на 40% за счет отложенных налоговых обязательств. Краткосрочные обязательства выросли на 231% из-за увеличения кредиторской задолженности (+240%) и оценочных обязательств (+90%). Кредиторская задолженность увеличилась в основном за счет расчетов с поставщиками и подрядчиками, что является негативной динамикой, поскольку это означает увеличение обязательств компании перед своими кредиторами.
По результатам горизонтального анализа можно сделать вывод, что ООО «Яндекс» - развивающаяся прибыльная компания, которая расширяет свой бизнес и инновационную деятельность. За рассматриваемый период внеоборотные активы выросли на 64%, что свидетельствует о расширении деятельности и росте экономического потенциала компании. Однако стоит отметить рост кредиторской задолженности, что может негативно повлиять на деятельность компании.
Вертикальный анализ бухгалтерского баланса показал, что значительных изменений в общей структуре в большинстве случаев не происходило (табл. Б.1). Доля оборотных и внеоборотных активов в целом изменилась незначительно (на 0,3%).
Наибольшее изменение во внеоборотных активах произошло по статье «основные средства» (-8,87%) (табл. Б.1). Это не оказывает значительного влияние на деятельность компании в силу того, что основной направленностью является не производство, а сфера услуг. Это подтверждается существенной долей нематериальных активов в структуре внеоборотных активов (рис Б.1).
Наибольшим изменениям в структуре оборотных активов подверглись финансовые вложения (-13,86) и дебиторская задолженность (+9,51) (табл. Б.1). В 2021 году наибольшую долю оборотных активов (27,5%) составляет дебиторская задолженность. (рис. Б.4). Это означает, что компания имеет значительную часть своих средств, связанных с непогашенными счетами от покупателей и клиентов, которые приобрели товары или услуги, но еще не