Файл: Оценка эффективности прямых инвестиций на примере дочерних компаний (ооо Яндекс) по направлению подготовки 38. 03. 01 Экономика.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 544
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности компании
Методы оценки и показатели эффективности инвестиционных проектов
Характеристика состояния инвестиционной деятельности в России и пути повышения ее эффективности
Глава 2. Финансово-экономический и инвестиционный анализ ООО «Яндекс»
В зависимости от сроков вложений инвестиции делятся на:
-
Краткосрочные – до 1 года; -
Среднесрочные – от 1 до 5 лет; -
Долгосрочные – более 5 лет.
Рисунок 1 – Классификации инвестиций
В данной работе будут рассмотрены инвестиции в дочерние компании. В соответствии с представленными основными видами классификаций (рис. 1), вложения средств в дочерние компании относятся в прямым, реальным и долгосрочным инвестициям.
В федеральный законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п 2. ст. 6) представлено следующее определение дочерних компаний: «Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.» [3] (аналогичные определения содержатся в ст. 67.3. ГК РФ и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах).
Дочерняя компания может быть создана путем ее приобретения, создания с нуля, либо путем слияния с другой компанией. Важно отметить, что дочерняя компания обычно имеет отдельное юридическое лицо, но ее деятельность контролируется и руководится материнской компанией. Это позволяет материнской компании получать прибыль от дочерней компании и контролировать ее деятельность.
Дочерняя компания может иметь свое собственное управление, но главные решения обычно принимаются материнской компанией. Также дочерняя компания может иметь свой собственный бренд, но в большинстве случаев она будет ассоциироваться с материнской компанией.
Одним из оснований для признания компании дочерней является преобладающее участие основной компании в уставном капитале «дочки». Однако необходимая доля участия законодательно не установлена. На практике принятая доля – 50% + 1 голос. Налоговые органы, определяя возможность влиять на принятие решений, считаю достаточным 20% участия в соответствии с п.1 ст. 20 НК РФ [4]. В реальности, например, в акционерных обществах может быть достаточно и 10% голосующих акций.
Дочерние компании могут быть созданы с целью:
-
Диверсификации различных направлений деятельности; -
Вывода с баланса организации непрофильных активов; -
Улучшения корпоративного контроля за бизнес-процессами; -
Расширения бизнеса; -
Создания совместного производства.
В случае успешного развития, дочерняя компания может стать значимым источником прибыли для материнской компании. Для определения успешности данного вида инвестирования необходимо рассмотреть методы оценки эффективности инвестиций.
- 1 2 3 4 5 6 7
Методы оценки и показатели эффективности инвестиционных проектов
В России основной нормативный акт в области оценки эффективности инвестиций – "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов" (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477)
Согласно методическим рекомендациям, эффективность инвестиционного проекта – категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Реализация эффективности инвестиционных проектов приводит к росту ВВП, поступающего в распоряжении общества, который затем делится между участвующими в проекте субъектами фирмами (акционеры и работники), банками, распорядителями бюджетов разных уровней и пр. [5].
Исходя из содержания методических рекомендаций, эффективность инвестиций характеризуется системой показателей, отражающих соотношение связанных с инвестициями затрат и результатов и позволяющих судить об экономических преимуществах одних инвестиций перед другими.
Показатели, приведенные в методических рекомендациях, можно разделить на следующие группы:
-
По виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности инвестиций:
-
абсолютные, в которых обобщающие показатели определяются как разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанных с реализацией проекта; -
относительные, в которых обобщающие показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов проекта к совокупным затратам на их получение; -
временные, которыми оценивается период окупаемости инвестиционных затрат;
-
По методу сопоставления разновременных денежных затрат их результатов:
-
Статические (простые) – методы оценки, не учитывающие временную стоимость денег и основанные на учетных оценках; -
Динамические (сложные) – методы оценки, учитывающие временную стоимость денег, основанные на применении концепции дисконтирования [2].
К статистическим показателям относят: простой период окупаемости инвестиций (PP), простая норма прибыли (ROI).
К динамическим показателям относят: чистый дисконтированный доход (NPV), индекс доходности инвестиций (PI), внутренняя норма прибыли (IRR), дисконтированный период окупаемости (DPP).
С помощью статических и динамических показателей в работе будет проведен анализ инвестиционной деятельности рассматриваемой компании. Для того, чтобы осуществить предложенные расчеты, необходимо ознакомиться с данными показателями подробнее.
Статистические показатели:
-
Простой период окупаемости инвестиций (PP) – период времени, за который инвестор может вернуть вложенный капитал, т.е. срок от момента начала реализации проекта до того момента эксплуатации объекта, в который доход становится равен первоначальным инвестициям.
Если доход по годам распределен неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут окупаться:
(1)
где nок – число лет до года окупаемости, лет;
– последний отрицательный накопленный денежный поток, руб.;
CFок – денежный поток в год окупаемости, руб.
Показатель периода окупаемости используется в тех случаях, когда важна скорость возврата инвестиций, а не прибыльность проекта.
-
Простая норма прибыли (ROI) – показатель, оценивающий какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования.
(2)
где Pr – средняя годовая чистая прибыль, руб.;
I – общий объем инвестиционных затрат, руб.
Динамические показатели:
-
Чистый дисконтированный доход (NPV) – показатель, определяющий денежную выгоду от проекта путем дисконтирования всех ожидаемых поступлений и выплат на текущий момент времени.
(3)
где I0 – сумма первоначальных вложений, руб.;
Pt – приток денежных средств в периоде t, руб.;
n – срок реализации проекта, лет;
i – ставка дисконта, %.
Проект приносит прибыль при NPV > 0.
-
Индекс доходности (PI) – показатель, позволяющий определить уровень доходов на единицу затрат.
(4)
где n – срок реализации проекта, лет;
Pt – приток денежных средств в периоде t, руб.;
Nt – отток денежных средств в периоде t, руб.;
i – ставка дисконта, %.
I0 – сумма первоначальных вложений, руб.;
NPV – чистый дисконтированный доход, руб.
Если , то вложения в проект превышают доходы, если PI = 1 – вложения равны доходам, если PI > 1, то доходы превышают расходы по проекту.
-
Внутренняя норма прибыли (IRR) – показатель, определяющий максимальную ставку платы за привлечённые финансовые средства, при которой проект остаётся безубыточным. IRR иногда называют поверочным дисконтом, так как она позволяет найти граничное значение ставки дисконта, которое подразделяет инвестиции на выгодные и невыгодные.
(5)
где i1 – норма дисконта, при которой NPV положительна, %;
NPV1 – величина положительной NPV, руб.;
i2 – норма дисконта, при которой NPV отрицательна, %;