Файл: Советский столичный театр в 1920е выполнил студент.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Дата защиты: «___» ______________2021 г.
Оценка: ______________________________
_____________________________________
(подпись научного руководителя)
Регистрационный номер ________
Дата регистрации______________
2) Основные изменения театральной культуры в 20е годы
2.4 Изменения в театральном деле
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСТИТЕТ (МГОУ)
Историко-филологический институт
Факультет истории, политологии и права
Кафедра новейшей истории, политологии и прва
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: История России (XX век)
тема: «Советский столичный театр в 1920е»
выполнил студент:
41 группы 4 курса
дневной формы обучения
факультета истории, политологии и права
Бялькин С. С.
Научный руководитель:
Доктор исторических наук, профессор Журавлёв В.В.
Дата защиты: «___» ______________2021 г.
Оценка: ______________________________
_____________________________________
(подпись научного руководителя)
Регистрационный номер ________
Дата регистрации______________
Мытищи
2021
Содержание
Введение 2
2) Основные изменения театральной культуры в 20е годы 4
2.1 Театр после революции 4
2.2 Академические театры 6
2.3 Самодеятельные театры 7
2.4 Изменения в театральном деле 7
2.5 Новые зрители 14
3.1 Идеологическая система новой власти 21
3.2 Цензура 23
Заключение 27
Список литературы: 30
Введение
Данная тема является весьма актуальна на наш день и в ходе данной курсовой работы я попытаюсь это доказать. Для советского и в частности московского театра, одним из наиболее важных промежутков времени в истории стали первые десятилетия после событий революции. Подверглось большим изменениям политическое и что так же немало важно социальное устройство общества. В так называемый послереволюционный период можно было заметить, что получали положительный отклик такие направления как искусство и культура в театре, живописи, а так же архитектуре. Стало появляться то, чего раньше не наблюдалось, а именно новые стили и направления. Именно в рассматриваемый мной промежуток времени стало расцветать такое направление как авангард. В этот период новые сцены Москвы стали все больше проявлять свои новые творческие открытия множество талантливых режиссеров. Так же не мало важно отметить тот факт, что Малый, а также Александринский театры не отходили, а продолжали традиции русской драмы. Так же в данный период были поиски в русле так называемого психологического театра. Данное направление можно было отметить в МХТ, и все это происходило под руководством К.С. Станиславского. К концу рассматриваемого мной промежутка времени стоит отметить, что данный период рассвета подошел к концу, уже в 30х годах начался период тоталитаризма, в эту эпоху можно подметить тотальную цензуру.
Что же касается актуальности рассматриваемой мной темы, о которой я писал выше, можно сказать, что во время того как идет изучения культуры социума того времени, можно увидеть общий фон того, что представлял из себя исторический фон того времени. Помимо этого мы сможем наблюдать в общем и целом настроение общества того времени, так сможем наблюдать пертурбации происходившие в политической сфере которые происходили в то время, когда происходило становление новой советской власти.
Из-за революций, которые прогремели на всю страну, можно рассмотреть все, что происходило с театром в то время, все изменения и новые идеи. Театр превращается в очередное оружие для массового идеологического воспитания. Тем самым можно отметить, что театр, а точнее то, что в нем происходило становится аппаратом для обслуживания сменившегося правительства. Здесь мы можем провести аналогию с современным миром, где правительство через культуру может нести в массы необходимые идеи.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между политической и культурной сферой до сих пор могут идти рука об руку и на данный момент тема не потеряла актуальности.
Если рассматривать цель данной работы, то она заключается в том, чтобы рассмотреть столичный театр в первое послереволюционное десятилетие, а также рассмотреть все изменения.
Для достижения цели необходимо:
Рассмотреть развитие театра, отметить особенности 1920х, как десятилетие подъема театрального искусства
Историография. Если рассматривать историографию Советского периода 20х годов, в которой рассматриваются театры, то можно обнаружить довольно большой перечень материалов. Можно найти работы известных историков, театроведов и тд. В советских материал по данной теме можно увидеть информацию о том как ставились пьесы, про людей работающих над пьесами. Можно отметить работы Золотницкого.
2) Основные изменения театральной культуры в 20е годы
2.1 Театр после революции
Революция 1917 года полностью изменила весь уклад жизни в России, появились совершенно иные тенденции в развитии искусства в целом и, конечно, в театре тоже. Без преувеличения, это время стало началом нового этапа в театральной жизни нашей страны.
Было полное осознание того на сколько важна культурная деятельность в нашей стране. Если говорить в общем и целом про театральную деятельность, то тут стоит отметить тот факт, что сразу после революционных времен в 1917 году свет увидел декрет. Данный декрет был декретом Совета народных комиссаров. Смысл данного декрета был в том, чтобы передать театры в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, вскоре ставшей Народным Комиссариатом по просвещению. Немало важно отметить факт того, что советской властью был выбран «путь организационного, целенаправленного влияния на искусство театра со стороны государственных органов народного просвещения».
Уже в 18 году можно отметить, что в начале года, а если быть точным то Тв январе, советским правительством был учрежден Театральный Отдел Наркомпроса. В чем же заключался смысл данного отдела? Данный отдел занимался всеми вопросами и в общем и целом руководством театрального дела РСФСР
Уже в следующем году, в августе Ленин подписал очередной декрет. Данный декрет звучал так «Об объединении театрального дела». Смысл данного декрета заключался в том, что он объявлял о национализации театров. Стоит отметить, что за все периоды в истории России, свое существование прекратили театры, находящиеся в частных руках.
И вот уже можно перейти к рассматриваемому периоду. В период 20х годов в СССР театр мог вести свое развитие без каких-либо помех и достаточно свободно. В этот период в советских и в частности рассматриваемых мной московских театров можно было наблюдать большое количество нововведений в постановках. В данный период так же не мало важно отметить, что в театральном искусстве режиссеры того времени применяли разного рода направления в искусстве. Из этих направлений стоит отметить такие как реализм. По мимо реализма стоит отметить конструктивизм и символизм, а также многие другие.
2.2 Академические театры
После общего обзора того, что происходило в послереволюционный период необходимо подобраться к сути данной работы. Многие театры, которые были ведущими обрели новый статус и стали академическими. В первую очередь речь идет о таких театрах как МХАТ, Большой театр, а также Малый театры, по мимо перечисленных были и другие театры. После того как данные театры обрели новый статус стоит отметить тот факт, что они попали под подчинение народному комиссару просвещения. Благодаря этому они обрели довольно приличные художественные права, а так же, что не менее важно у них было преимущество в финансировании. Но стоит отметить, что нарком просвещения утверждал, что финансирование не было запредельным и в большинстве случаев на театры выделяли 1/5 того, что обычно расходовалось при царе. В 1919 году под статус академического театра попал такой театр как Малой, чуть позже, а именно в 1920 году таковым стал и МХТ. Не смотря на то, что послереволюционный период не был лучшим ни в экономическом, ни в политическом плане, то в творчестве дела обстояли по другому. «Наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр. Театры остались в своих помещениях, и никто не грабил и не разрушал их. Артисты привыкли собираться там и работать, и они продолжали это делать; традиции государственных субсидий оставались в силе. «Как это ни поразительно, русское драматическое и оперное искусство прошло невредимым сквозь все бури и потрясения и живо и по сей день. Оказалось, что в Петрограде каждый день даётся свыше сорока представлений, примерно то же самое мы нашли и в Москве»1, - писал английский фантаст Г. Уэллс. В Москве появился такой театр, а если быть точнее, то студия, как 3-я Студия МХАТ, если быть точно то ее появление обусловлено 1920 годом. Чуть позже данная студия обрела новое название. После того как она ба переименована она стала называться Театр имени Вахтангова. Через два года на просторах Москвы можно было обнаружить театр под называнием Театр Революции. Чуть позже так же как и место упомянутое выше, данный театр был переименован и обрел название Театр имени Маяковского. Так же в 1922 году появился Театр им МГСПС
, но так же как вышеупомянутые театры позже обрел новое название и в данный момент называется Театр им Моссовета.
2.3 Самодеятельные театры
Стоит отойти от театров профессионального калибра и рассмотреть те, которые являлись самодеятельными. В столице нашей родины в 1923 году был открыт самодеятельный театр, который имел довольно запоминающееся и красивое название «Синяя Блуза». Основоположником данного театр является довольно известный журналист, а также деятель культуры Борис Южанин. Но в чем же данный театр имел различия с другими? Ответ на данный вопрос скрыт в самом названии данного театра. Артистам не приходилось для каждого нового выступления менять ту одежду, в которую они были облачены, каждое свое выступление проходило под одним и тем же одеянием, а именно синяя блуза. Помимо этого можно найти и другие отличия. Одной из которых является то, что исполнители ролей сами писали тесты для своих выступлений.
Стилистика которая было заложена данным театром обрела огромную популярность в Советском Союзе. К концу рассматриваемого мной периода по всему советскому пространству подобный стиль можно было обнаружить примерно в 1000 коллективах. А во второй половине десятилетия 20х годов появились так называемые трамы. Представляли они из себя театры рабочей молодежи.