Файл: Советский столичный театр в 1920е выполнил студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Изменения в театральном деле


Во время III съезда РКП(б) который проходил в 23 году был сделан вывод по поводу следующего решения «поставить в практической форме вопрос об использовании театра для систематической массовой пропаганды борьбы за коммунизм». Театральные деятели находились в поисках какого-либо свежего театрального зрелища. И во время всего выше перечисленного в тот момент можно было наблюдать рождение театра массовых действий.

Театр потерпел довольно большие изменения. Часто спектакли ставились на открытой местности, на улицах, данное нововведение позволяло собрать больший обхват аудитории в отличие от зала где есть определенное количество мест, так же данное нововведение позволяло более сильно завлечь зрителя и даже во время спектакля проводить со зрителями взаимодействия. В столице таковым театром являлся - «Пантомима Великой революции» (1918).

Д. И. Золотницкий писал: «такие театры формировали важные общие черты массового искусства своего времени. Тут много значили опыты импровизации, самозаготовка пьес и целых программ, оперативные отклики на вопросы и события дня, намеренная прямота воздействия, граничившая с примитивностью, дань уличной «игре», эстраде, цирку. Театр времен «военного коммунизма»2 охотно черпал выразительные средства в потоке народного искусства и широкой рукой возвращал созданное народу».

Но если рассматривать данный временной промежуток жизни театральной культуры в oбщем и целом, то назвать его соврешенно простым непозволительно. Да, в данный период можно отметить, что искусство встало на так называемые «нoвые рeльсы», что оно начало исполнять функцию рупoра для правительства, oперируя несомненно нoвыми, а главное aктуальными темами, которые вызывали неподдельный интерес у аудитории, так же можно отметить ретрoградные настроения. Можно было с уверенностью объявить, что иcкусством был избран новый путь. Но не смотря на все вышеперечисленное, после революции на креслах режиссеров, актеров и тд оставались все те же люди которые не готовы были так сразу все изменить и встать на новый путь развития. Некоторые оставались непреклонны и продолжали верить в свои идеи, убeждения и интeресы. Многие отстаивали традиционныый путь. Люди не обладали на тот момент, как мне кажется, в первую очередь психологической готовностью чтобы резко перестроиться на новый лад, они отстаивали свои взгляды и кoнцепции. Но не смотря на это «азарту социального эксперимента, направленного на построение нового общества сопутствовал и художественный азарт экспериментального искусства, отказ от культурного опыта прошлого».


Д. И. Золотницкий отмечает: «Не сразу и не вдруг, преодолевая навыки прошлого и трудности внешних условий жизни, на сторону Советской власти переходили люди творчества, старые и молодые, признанные и непризнанные. Свое место в новой жизни они определяли не речами и декларациями, а прежде всего творчеством. «Двенадцать» Блока, «Мистерия-буфф» Маяковского и Мейерхольда, портретная лениниана Альтмана вошли в число первых реальных ценностей революционного искусства».

Не смотря на все пертурбации в политической и социальной обстановке нашей родины, некоторые причастные к советскому театру деятели увидели во всем том, что происходит вокруг, возможности для того чтобы найти новые ветки в театральном искусстве. Одним из таких видных деятелей по праву считается В. Э. Мейерхольд. Именно в столице в начале рассматриваемого мной десятилетия, а именно в 1920 году, был открыт Театр РСФСР Первый. Именно данный театр являлся тем самым, где руководил выше упомянутый мной Мейрхольд.

Тем самым лучшим или как минимум одним из лучших спектаклей того времени, который смог обхватить собой и весьма актуальную на тот момент тему революции, а так же воплотить те самые эстетические поиски. Данный спектакль имел название «Мистерия-буфф». Этот спектакль был поставлен по пьесе В. Маяковского.

После того как Мейерхольд смог возглавить "левый фронт" искусства, им было выложено на всеобщее обозрение программа. Данная программа получило название «Театральный Октябрь». Целью данной программы было предать огласки данное провозглашение «полное разрушение старого искусства и создание на его развалинах искусства нового». Стоит отметить, что один из известных деятелей театра описывал все выше перечисленное так: «Объявленный «Театральный Октябрь» подействовал на нас возбуждающе и неотразимо. В нем мы нашли выход всем нашим смутным поискам. При всей противоречивости этого лозунга в нем содержалось многое, отвечавшее времени, эпохе, героизму людей, преодолевавших своим трудом голод, холод, разруху, и мы почти не замечали заключенного в этом лозунге упрощения сложности задач»3.

Стоит отметить тот факт, что то, что Мейерхольд является тем самым человеком который решился привнести что-то новое, является довольно удивительным фактом. Ведь до тех самых революционных волнений его взор был направлен исключительно на классический театр. Но не смотря на то, что было описано выше, парадокс заключается в том, что именной данный режиссер стал той самой личностью являющейся показательной. Показательной данный режиссер является с точки зрения того, как новая

историческая эпоха воссоздала новые лица в искусстве, готовых на любые творческие новаторства. И именно после того как отгремела революция Октября им были созданы невероятные постановки являющиеся новаторскими для того времени

Новые идеи режиссера обрели место в спектаклях Театра РСФСР 1-го. На данной площадке происходило приличное количество новых пьес, которые затрагивали на тот момент довольно актуальные темы. Так же в данном театре можно было обнаружить спектакли в жанре «спектакля - митинга». По мимо вышеперечисленного, также, у данного режиссера был неподдельный интерес классике литературы, в частности можно отметить «Ревизор».
Экспериментатор по своему характеру, он работал с совершенно разнообразными выразительными средствами. В его постановках нашлось место сценической условности, гротеску, эксцентрике, биомеханике, и, одновременно, классическим театральным приемам. Разрушая границы между зрителем и сценой, публикой и актерами, он зачастую переносил часть действия непосредственно в зрительный зал. Кроме того, Мейерхольд принадлежал к противникам традиционной «сцены-коробки». В дополнение к средствам сценографии и костюмам режиссер использовал совершенно необыкновенные для тех времен кинокадры, которые показывались на «заднике», а также необычные конструктивистские элементы.

В середине 20-х годов началось формирование новой советской драматургии, которая оказала очень серьезное влияние на пути развития всего театрального искусства в целом. Среди крупнейших событий этого периода можно упомянуть премьеру спектакля «Шторм» по пьесе В. Н. Билля- Белоцерковского в Театре им. МГСПС, постановку «Любови Яровой» К. А. Тренёва в Малом театре, а также «Разлома» драматурга Б. А. Лавренева в Театре им. Е. Б. Вахтангова и в Большом драматическом театре. Также резонансным стал спектакль «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова на сцене МХАТа. При этом, несмотря на многочисленные свежие тенденции, немаловажное место в репертуаре театров отводилось и классике. В академических театрах ведущие режиссеры делали интересные попытки нового прочтения дореволюционных пьес (например, «Горячее сердце» А. Н. Островского во МХАТе). Также обращались к классическим сюжетам и сторонники «левого» искусства (отметим «Лес» А. Н. Островского и «Ревизор» Н. В. Гоголя в Театре им. Мейерхольда).

В 22 году рассматриваемого мной десятилетия образовался новый театр
, а именно театр-студия. Руководящим данным театром был Вахтангов. Стоит отметить тот факт, что во время того как по стране распространялась Новая Экономическая Политика, для театров одной из первостепенных задач было привлечение новых зрителей. Данных новых зрителей было принято называть нэпманами. Театры ставили спектакли так называемого легкого жанра, а именно в пример можно привести водевили, а так же несомненно в эту категорию попадают сказки.

Отличным примером подобных спектаклей как раз считается тот который был поставлен Вахтанговым. Данный спектакль имел название «Принцесса Турандот». Как можно было понять, поставлен он был по сказке Гоцци. Данная постановка считается бессмертной, в данной постановке на первый взгляд можно обнаружить комичность и легкость, но все это была лишь верхушка айсберга и за ней скрывалась довольно острая социальная сатира.

По воспоминанием еще одного небезизвестного режиссера Завадского данный спектакль Вахтангов замышлял как обращение к сущности зрителя. Воспоминания Завадского: «По замыслу Вахтангова спектакль «Принцесса Турандот», прежде всего, был обращен к глубокой человеческой сущности зрителя. Он обладал большой жизнеутверждающей силой. Вот почему все те, кто видел впервые представления «Турандот», сохранят их в своей памяти как жизненно важное событие, как нечто такое, после чего человек иначе смотрит на себя и на окружающих, иначе живет»4.

Вахтангов же говорил: «Если художник хочет творить "новое", творить после того, как пришла она, Революция, то он должен творить "вместе" с Народом»5

Через 4 года, а именно в 1926 году в Малом Театре в Москве состоялась премьера спектакля «Любовь Яровая». Данный спектакль являлся премьерой пьесы Тренева. И если рассматривать данную пьесу с точки зрения двадцатых годов советского союза, то в этот период данное выступление получило большую популярность. Не мало важно отметить тот факт, что популярность ей была получена благодаря тому, что там повествовалось об одном из моментов не так давно окончевшейся гражданской войны. Так же там рассказывалось о том на сколько был мужественен наш народ, про героизм людей.

Осенью 1926 года в МХТ происходило первое представление новой пьесы М. А. Булгакова. Данный спектакль имел название «Дни Турбиных». Руководством данного спектакля являлся К. С. Станиславский, а вот режиссером данного спектакля стал И. Я. Судаков. Но не смотря на такие громкие имена которые ставили данный спектакль, большой любви у критиков он не вызвал. Причиной по которой у критиков данная пьеса вызвала негодование, так это то, что они в данной пьесе увидели оправдание белогвардейцев. «Резкость и непримиримость большинства тогдашних отзывов о «Днях Турбиных» отчасти объясняется тем, что Художественные театр вообще рассматривался критиками «левого фронта» как театр «буржуазный», «чуждый революции».


В послереволюционный период, чтобы добиться положительных отзывов как от критиков так и от простых людей необходимо было, чтобы поставленные пьесы были своего рода экспериментами. Проще выражаясь, успех у людей заключался в эксперементах. Люди жаждали нововведений, было желание видеть на сцене больше оригинальных замыслов. Именно в рассматриваемое десятилетие на сценах можно было обнаружить совершенно не похожие друг на друга направления и стили. Только в этот период можно было увидеть на разных сценах и «футуристические политизированные «спектакли-митинги» Мейерхольда, и изысканный, подчеркнуто асоциальный психологизм Таирова, и «фантастический реализм» Вахтангова, и эксперименты со спектаклями для детей молодой Н. Сац, и поэтичный библейский театр Габима и эксцентрический ФЭКС». Это было по-настоящему замечательное время для деятелей театрального искусства.

Но помимо эксперементального формата никто естественно не забывал и про традиционный. Это традиционное направление можно было обнаружить во МХАТе, а так же в Малом театре. В середине рассматриваемого мной десятилетия театр у которого было наибольшее влияние являлся МХАТ, причем влияние о котором сейчас говорится распространялась не только на Москву, а на весь Советский Союз. Заслужил таких высот данный театр в первую очередь за счет психологизма сценической игры. Такое можно было обнаружить в таких спектаклях как («Горячее сердце» А.Н. Островского, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927. Но так же немало важно перечислить тех людей которые воплощают все то, что видит зритель, но так как таких актеров не малое количество сейчас бы хотелось перечислить определенных которые смогли громко заявить о себе, а именно второе поколение актеров выше упомянутого театра, это такие люди как А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.П. Зуева, Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев, Б.Г. Добронравов, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов, М.М. Яшин и др.

Основанный на методе социалистического реализма, советский театр продолжил лучшие традиции дореволюционного реалистического искусства. Но эти театры также развивались в духе современности, в их репертуаре были популярны новые стили - революционный и сатирический, но в то время этим театрам было сложнее подчеркнуть новаторство, чем до революции. Система Станиславского, созданная до 1917 года, продолжала играть важную роль в развитии советского театрального искусства, призванная полностью погрузить актера в происходящее, добиться психологической достоверности.