Файл: заготовка и использование лекарственного растительного сырья.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если растений собирается много, то их аккуратно укладывают в мешок из двусторонней клеёнки. В таком мешке растения долго не вянут и доставляются домой свежими.
3. Продолжительность засушивания
Самым главным условием сохранения природной окраски у засушенных растений является быстрейшее засушивание их на ветру, на сквозняке, на солнечном припёке, или в печке, или в сушильном шкафу с температурой от 40 до 50°С.
Увеличивать температуру в сушильном шкафу или помещать материал для засушивания в слишком горячую печь нельзя, так как это вызовет «запаривание» (побурение листьев и цветков) или же поведёт к пересушиванию растения, которое будет хрупко и ломко, а последнее обстоятельство послужит причиной его быстрого разрушения.
Засушивание растений, как правило, не должно продолжаться более трёх суток.
4. Закладка растений
Закладка растений для засушивания производится следующим образом. Лист пористой, а ещё лучше фильтровальной бумаги, размером в половину формата большой центральной газеты, перегибают пополам. Затем на одну половину помещают тонкий слой гигроскопической ваты, прикрытой марлей. Марлю кладут во избежание влипания в вату нежных лепестков цветов и ворсистых частей некоторых растений, что вызывает большие затруднения при очистке растения от ваты, а часто и повреждение его.
При закладке растения частично или целиком расправляют и располагают его части таким образом, чтобы весь его облик был наиболее близок к природе, чтобы растение выглядело свободно и натурально и, конечно, не уродливо.
5. Засушивание под прессом
Листы с заложенными в них растениями помещают между двумя листами фанеры. Сверху их придавливают тяжестями, например каменными или чугунными плитками или же кирпичами. Чтобы не грязнить рук об эти грузы, главным образом о кирпичи, их обертывают бумагой или обшивают какой-нибудь старой материей.
Тяжесть пресса регулируется в зависимости от мощности или нежности частей растения, учитывая, что вес каждого кирпича 4 кг. В этой же зависимости находятся и сроки пребывания листов с растениями под прессом (от 3 до 10-12 часов). В дальнейшем будет сказано, какая культура, какой тяжести требует для проведения засушивания
, так как от очень сильного давления растения расплющиваются и теряют свою характерную форму.
Между листами фанеры материал для засушивания располагают так: на фанеру прежде всего помещают пачку пористой бумаги общей толщиной в 1 см, затем лист с заложенными растениями, затем снова пачку пористой бумаги общей толщиной в 1 см, затем второй лист с растениями, ещё пачку пористой или фильтровальной бумаги и, наконец, прикрывают вторым листом фанеры, на котором равномерно располагают грузы (иногда сплошь, когда требуется наибольшая тяжесть, а иногда и с промежутками).
Через каждые 2-3 часа пачки пористой бумаги, обычно отсыревшей, воспринявшей влагу от соседства с растениями, заменяют сухой бумагой, но листы с растениями оставляют нетронутыми: влага из них должна перейти во вновь заложенные прокладки из пористой бумаги.
Больше двух листов с растениями между тремя слоями пористой бумаги под пресс не помещают во избежание скопления излишней сырости между фанерными дощечками и для ускорения процесса засушивания.
С цветками и соцветиями крупными, как пеоны, мальвы, георгины, декоративные подсолнечники и др., под пресс помещают только один лист, одновременно увеличивая толщину прослоек из пористой бумаги.
Вынув из-под пресса, листы с растениями (если они ещё сыроваты, то со вновь заменёнными прокладками пористой бумаги) помещают для досушки между двумя гербарными рамками, туго перевязанными шнуром.
Можно растения сушить без предварительного помещения под пресс, прямо в гербарных рамках, что даёт наиболее яркий, эффектный материал.
6. Засушивание в гербарных рамках
Гербарная рамка состоит из куска нетолстой, но крепкой проволочной сетки, размером обычно 30х48 см, заключенной в деревянную рамку из планок шириной 3-4 см (рис. 2).
Сетка должна быть туго натянута и хорошо закреплена в дереве рамки. Материал для засушивания в листах пористой бумаги заключают между двумя такими рамками, туго связанными верёвками.
В хорошую погоду гербарные рамки с заложенным материалом помещают где-нибудь на воздухе, на солнцепёке и ветру, что и является самым лучшим способом засушивания.
В дождливую погоду или поздно вечером рамки переносят в печку или в сушильный шкаф, ставя их на ребро, или же вешают над горячей плитой.
В жаркую погоду можно помещать рамки также на чердаке под раскалённой крышей, подвешивая к протянутым верёвкам. Там, особенно при открытом слуховом окне, растения очень быстро сохнут. Гербарные рамки очень удобны в путешествии, в экскурсии.
7. Готовность засушенного материала
Готовность засушенного материала определяется так: если приподнятое с гербарного листа растение или его часть – стебель с листьями, цветок на цветоножке – держатся, сохраняя стойкость и упругость, если верхушка растения или цветка не клонится вниз, то засушивание можно считать законченным.
Пересушенное растение очень хрупко и крошится при одном прикосновении к нему. Такое растение от пересушивания теряет и природную окраску.
Не следует допускать пересушивания растений, так как такой материал не годен для использования.
Недосушенный материал, сохраняя некоторое количество влаги, быстро портится, буреет, покрывается пятнами.
Если рамки с заложенными для просушивания растениями случайно попадут под росу или дождь, то никакие мероприятия уже не спасут материал от побурения.
8. Хранение засушенного материала
Засушенные растения, особенно цветки, очень гигроскопичны и, отсырев, быстро портятся, поэтому до использования их лучше всего сохранять на тех же ватных настилах, на которых они сушились, в листах бумаги, помещаемых в коробках с крышкой или в плотно закрытых шкафах в сухом помещении, недоступном для проникновения сырости и пыли. Но нужно сказать, что излишняя сухость воздуха, близость печки или труб отопления тоже отрицательно влияют на засушенный материал. Он делается хрупким, ломким. Поэтому и та, и другая крайность одинаково вредны.
Хорошо укладывать листы с засушенными растениями в ящики или коробки соответствующего размера с откидывающимися передними стенками.
В таких же ящиках или коробках необходимо хранить и готовые гербарии, что предохранит их от вредных колебаний температуры, от сырости или излишней сухости воздуха, от пыли, а также до некоторой степени от нападения насекомых. Для борьбы с последними в хранилищах гербариев по уголкам раскладывают марлевые мешочки с камфарой, с порошком гексахлорана или ДДТ. Можно использовать и нафталин.
9. Монтирование
Монтирование означает прикрепление высушенного растения к листу плотной бумаги размером 42х30 см. На каждый лист монтируют только один виз растения. Если растение крупное, то монтируют только один экземпляр или его части корень, базальную, среднюю и верхушечную части стебля. Если же размеры растения небольшие, то на один лист монтируют несколько экземпляров одного и того же вида, собранного в одном местообитании.
Монтируют только хорошо собранные и успешно засушенные экземпляры растений. Их прикрепляют к листу тонкими полосками бумаги, клейкой лентой или пришивают нитками. В правом нижнем углу укрепляют этикетку. Без нее гербарный лист не имеет научной ценности.
Высушенное растение можно и не монтировать, а просто вложить с этикеткой в двойной лист бумаги.
Каждый гербарный лист (из лёгкого картона или толстой бумаги) должен быть такого размера, чтобы растение было показано наиболее полно и наглядно: травянистое – с корнями, стеблем, листьями, бутонами, цветками, плодами, молодыми всходами – древесные и кустарниковые – с ветками, почками, весенней и осенней листвой, цветками, семенами, кусочками коры.
Обычно размер листа учебного гербария травянистых растений равен 36х26 см, а дендрологического – 42х28 см,
На гербарных листах растения размещают таким образом, чтобы можно было видеть расположение листьев на стеблях и ветках, расположение почек, бутонов, цветков, плодов, а также оборотную сторону части листьев.
Если травянистое растение на гербарном листе можно расположить целиком, то перед засушиванием корни отряхивают, очищают от земли; листья, стебли, цветки и плоды аккуратно расправляют, чтобы не было морщинок и складок. Если нельзя избежать налегания одних листочков на другие, то между ними при сушке надо поместить по тоненькой пластинке гигроскопической ваты. Растению придают на листе положение, наиболее близкое к положению в природе. В этом положении растения засыхают, а затем из них монтируется гербарный образец.
| |
Рис. 1. | Рис. 2. |
Если же растение не поместится на гербарном листе в натуральную величину, то его разрезают, например на 2 части: верхнюю и нижнюю, засушивают, а потом 1 часть помещают в левой части гербарного листа, а другую в правой, оставляя место для этикетки.
Очень мелкие растения монтируют по нескольку экземпляров на одном листе.
| Крупные сложные листья георгин, каштана, грецкого ореха можно помещать при монтировании не целиком, а половиной, ввиду симметричности сторон, при аккуратном разрезе вдоль. На каждом гербарном листе располагают целиком или частями один какой-либо вид или сорт растения, например: дуб красный, берёза бородавчатая, клён татарский, мак восточный, незабудка, виола, пшеница озимая, рожь и т. д. Растения закрепляют на гербарном листе узкими полосками бумаги или незаметными стежками ниток. При изготовлении художественных композиций все зелёные части растения подшивают нитками зеленоватого (защитного) цвета; красные, жёлтые, голубые цветки – нитками соответствующего оттенка. Иголку с ниткой пропускают с обратной стороны гербарного листа на лицевую, перекидывают через стебель и пропускают опять на обратную сторону маленьким стежком. Прикрепив растение в одной точке к листу гербария, таким же образом «перехватывают», прикрепляют ещё в нескольких точках стебли, листья, цветки, плоды, стараясь обходиться |
Рис. 6. Лист гербария со злаком, разрезанным пополам. |
минимальным количеством незаметных стежков.
10. Определение
Заложив растения в пресс для сушки, приступают к их определению. Для этого берут вторые экземпляры растений, поставленные в воду.
На основании определения и черновой этикетки заполняют чернилами или тушью постоянную этикетку, которая является, научным документом. В этой последней этикетке указывают учреждение, которому принадлежит гербарий, семейство и вид растения на латинском и русском языках, место сбора, место обитание, степень распространения, дату сбора, фамилию собравшего и определившего растение.