Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, окружавшей художника. В Венере Веласкеса нет ничего от неземной богини, ее красота — это очарование реальной женщины. Интересен и композиционный мотив картины: Веласкес написал свою героиню со спины. Зритель видит плавные линии ее гибкого тела, тонкую талию и стройные ноги. Очертаниям фигуры молодой женщины созвучны складки занавеса и покрывала и изгибы ленты. Лицо Венеры отражается в туманной поверхности зеркала, которое держит перед ней маленький Амур.Картина «Пряхи», созданная Веласкесом в этом же году, посвящена испанскому трудовому народу. Впервые в истории западноевропейской живописи появилось произведение, рассказывающее о труде простого человека — создателя великого искусства. Композиция картины разделена на две самостоятельные сцены. На переднем плане в полумраке мастерской работают пряхи. По полу разбросаны клубки и обрывки ниток. В глубине пространства видна вторая комната, залитая ярким солнечным светом, в которой нарядные придворные дамы любуются гобеленом, созданным руками прях. На гобелене изображены Афина и Арахна — персонажи античного мифа, согласно которому девушка Арахна, славившаяся своим умением ткать великолепные ковры, вызвала на состязание Афину. Возмущенная богиня, сама искусная ткачиха, возмутилась смелостью Арахны и превратила ее в паука. Сравнивая работу простых испанских женщин с искусством Арахны, художник восхищается величием своего народа и его творческой силой, создающей все прекрасное, что есть в мире.
Картина стала последним крупным произведением Веласкеса. В 1660 году на острове Фазанов во время организации праздника по случаю обручения французского короля Людовика XIV с испанской принцессой Марией Терезией художник заболел малярией. Вернувшись в Мадрид, 6 августа 1660 г. он умер.
Со смертью Веласкеса закончилась эпоха расцвета испанской живописи. Последним значительным художником, придерживающимся реалистических традиций испанского искусства, был Мурильо.
Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 г. в многодетной семье севильского цирюльника. Очень рано лишившийся родителей, мальчик воспитывался старшей сестрой, которая смогла дать ему хорошее образование.
Почти всю свою жизнь Мурильо не покидал Севилью, где пользовался славой и уважением. В 1660 г. он стал первым президентом севильской Академии живописи. Художник писал портреты, пейзажи, жанровые композиции, выполнял заказы церквей и монастырей. Дружелюбный и спокойный по характеру, он был всю жизнь окружен многочисленными учениками и друзьями.
Как и его старшие современники Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Мурильо в своих работах стремился к реализму, внося в религиозные композиции элементы бытовой сцены. Но в его работах нет драматизма, страстной эмоциональности и яркой выразительности характеров, что свойственно творчеству вышеперечисленных мастеров. Живопись Мурильо глубоко лирична и проникновенна. Созданию искренних и трогательных образов способствует и своеобразная художественная манера: негромкая, нежная палитра; тонкая моделировка светом и тенью; легкая, воздушная дымка, окутывающая фигуры людей и предметы на картинах. Таково немного сентиментальное полотно «Святое семейство» (1645-1650) , безмятежно-спокойная и поэтичная композиция «Отдых на пути в Египет» (1665-1670).
В своем творчестве Мурильо многократно обращался к бытовому жанру. Как жанровая сцена трактована картина с библейской тематикой «Возвращение блудного сына» (1670-1674) и полотна с изображениями испанских девушек («Девушка из Галисии с монетой», ок. 1650; «Девушки у окна», ок. 1670) .
Ярче всего реализм Мурильо проявился в жанровых картинах, посвященных жизни нищих детей Севильи, хотя и в них заметны черты сентиментальности. Художник пишет, как ребятишки играют, едят, общаются между собой, радуются или огорчаются («Мальчик с собакой», 1650-е; «Мальчики с фруктами», 1650-е). Мурильо вносит в эти картины элементы повествовательности и тонкого юмора, чего не было в жанровых сценах других испанских живописцев.
Большой успех Мурильо принесли его религиозные композиции с образами Мадонны, написанными с андалузских красавиц («Мадонна с четками», ок. 1653; «Мадонна с младенцем», ок. 1650¬1655; «Мадонна с салфеткой», 1665) . Теперь эти произведения кажутся нам, слишком сентиментальными и идеализированными, хотя и среди них есть и более реалистичные и убедительные, как, например, «Мадонна-цыганка» (ок. 1675) .
Мистические ноты звучат в произведениях, посвященных мотиву непорочного зачатия — одному из самых распространенных в живописи Мурильо («Непорочное зачатие», ок. 1678). Подобный тип картины, необыкновенно популярный в Испании XVI-XVII вв., восходил к догмату католицизма о непорочном зачатии самой Марии, когда ее родители были уже в преклонном возрасте.
На картины Мурильо существовал огромный спрос еще при жизни художника. Множество его произведений приобретено иностранцами, поэтому большая часть наследия испанского мастера находится за пределами Испании: в музеях и частных собраниях Германии, Франции, Австрии и России.
Популярность Мурильо необыкновенно возросла после смерти живописца в 1682 г. В XVIII-XIX вв. в Европе ценители искусства считали его самым знамениты художником Испании, и лишь в XX в. интерес к его творчеству значительно упал.
5. Испанская скульптура эпохи барокко
Скульптура барокко в Испании имела свою специфику: она сконцентрировалась на воплощении патетики, апеллируя к чувствам зрителей. В пластике установилась некоторая двойственность между реализмом и символикой. В отличие от итальянских скульпторов, стремившихся воплотить в своих произведениях, прежде всего идею, создать обобщенный образ, испанские мастера добивались правдоподобия до мельчайших деталей. Натурализм в испанской скульптуре часто соединялся со страстностью и эмоциональностью барокко.
Скульптура пышным ковром украшает фасады и особенно порталы испанских архитектурных сооружений (напр. собор города Сантьяго-де-Компостела (арх. Ф. Касас де Нувоа)). Но в целом испанская пластика значительно раньше архитектуры вступает на путь самостоятельного развития. В статуях много от готической скульптуры не только в технике и приёмах изображения, но в общем выражении, в религиозной экзальтации. Многие мастера работали в традициях народной полихромной пластики, а своё наивысшее воплощение скульптура XVII века нашла в полихромной резьбе, объединившей пластику с живописью. В соборах высились огромные многоярусные алтари – ретабло, состоящие из множества деревянных скульптурных изображений. Очень распространены были скульптурные группы, называемые «пасо» (исп. «шаги», «движение»), которые представляли библейские сцены. Их носили по городу во время частых религиозных празднеств. Пасо тоже делали из дерева и раскрашивали, глаза инкрустировали, на фигуры надевали настоящие одежды, ювелирные украшения, к их головам приклеивали волосы.
Принято различать несколько местных школ. Крупным мастером школы Вальядолида был Грегорио Фернандес («Пьета» 1617 г., пасо «Снятие с креста» 1625 г. (Рис. 2.1)), прошедший путь от позднего маньеризма до вершин барокко. В Андалузии вся деятельность сосредоточилась в двух городах – Севилье и Гранаде, где скульпторы подчёркивали реализм священных образов, но усиливали их эмоциональность и духовность. В Севилье можно проследить эволюцию от мистического и аскетического натурализма Мартинеса Монтаньеса («Св. Иероним» 1611 г. (Рис. 2.2)) до развитого барокко Педро Рольдана (Оформление алтаря в соборе в Севилье 1672 г. (Рис. 2.5)). Каталония знаменита великолепным резным декором Педро де Мена. В XVIII веке в Мурсии активно работал Франциско Салсильо (Пасо «Тайная вечеря» 1760 г.
Развитие испанской архитектуры 17 в. шло по пути изживания прочно укоренившихся в конце прошлого столетия традиций Хуана де Эрреры и его школы, которые породили целое направление, известное под названием эрререска, или безорнаментального стиля. В период нарастающего упадка для утверждения абсолютистской власти и идей воинствующего католицизма требовались иные образные средства; предпочтение отдавалось причудливой декоративности, захватывающей воображение зрителя необычайными эффектами.
Насаждение барокко в архитектуре Испании происходило не только «верхушечным» путем. Принципы повышенной живописности были глубоко присущи самому духу национального зодчества; как известно, в прошлом они нашли яркое выражение в постройках платереска. Господство аскетически сдержанного безорнаментального стиля Эрреры на долгие годы сковало развитие местных традиций, в которых всегда были сильны элементы народного творчества и продолжали жить отголоски нарядной мавританской архитектуры. Поэтому, когда гегемония эрререска была поколеблена, испанские зодчие с большой охотой обратились к формам барокко — стиля современной им эпохи, открывавшего особенно благоприятные возможности для развития коренных особенностей испанского зодчества. Можно было ожидать, что в этих условиях зодчество станет одним из значительных явлений художественной культуры своего времени. Однако испанская архитектура 17 столетия далеко не достигла того высокого расцвета, который переживало в этом столетии изобразительное искусство.
Первая половина 17 в. в архитектуре Испании представляет своеобразный этап преодоления старых и первоначального развития новых форм. Традиции безорнаментального стиля еще во многом сдерживают декоративную фантазию испанских зодчих. Тем не менее барокко проявляет себя здесь то в постройках приглашенного в Мадрид итальянского мастера Крешенци, то — и это заслуживает особенного внимания — в сооружениях самих испанских мастеров, которые подвергают творческой переработке итальянские образцы. Уже в основном произведении последователя Эрреры, зодчего Хуана Гомес де Мора (ок. 1580—1648) — церкви Иезуитской коллегии в Саламанке (заложена в 1617 г.; завершение верхней части здания и строительство внутреннего двора коллегии относится к середине 18 в.), воспроизводящей в плане тип иезуитского храма, в частности римской церкви Джезу, — заметно, в противоположность строгой каноничности стиля Эрреры, стремление к большей декоративности и композиционной свободе. Стилевые принципы барокко, хотя еще в сдержанных формах, отличают фасад собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде (1626—1651) архитектора фра Франсиско Баутисты, работавшего в 1632—1667 гг.. Здание производит впечатление цельности и торжественной внушительности. Две угловые башни венчают фасад, в котором трехчетвертные колонны, раскрепованный антаблемент и ниша со статуей святого над главным входом создают игру крупных пластических масс. Упомянутые произведения, так же как интересный по своей сложной многокупольной композиции собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677) работы художника и архитектора Франсиско Эрреры Младшего (1662—1685), свидетельствуют о том, что архитектура барокко в этот период еще только зарождалась на испанской почве.
В архитектуре Испании стиль барокко появляется с начала XVII века. Суровая простота умершего в 1597 г. Эерреры, создателя Эскориала, сохраняет прежнее влияние, Гомес де Мора создает Пласа Майор в Мадриде (1619-1621) и начинает строительство коллежа Клересиа в Саламанке (1617-1620).
Благодаря барочному влиянию, исходящему в основном из Италии, (Карло Фонтана построил церковь в Саламанке, 1681), строгий стиль Эрреры сменился стилем более свободным и живописным. Испанская архитектура всегда отличалась декоративностью форм, поэтому барокко нашло благоприятную почву для своего развития.
Фасад собора в Валенсии
Картина стала последним крупным произведением Веласкеса. В 1660 году на острове Фазанов во время организации праздника по случаю обручения французского короля Людовика XIV с испанской принцессой Марией Терезией художник заболел малярией. Вернувшись в Мадрид, 6 августа 1660 г. он умер.
Со смертью Веласкеса закончилась эпоха расцвета испанской живописи. Последним значительным художником, придерживающимся реалистических традиций испанского искусства, был Мурильо.
Мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 г. в многодетной семье севильского цирюльника. Очень рано лишившийся родителей, мальчик воспитывался старшей сестрой, которая смогла дать ему хорошее образование.
Почти всю свою жизнь Мурильо не покидал Севилью, где пользовался славой и уважением. В 1660 г. он стал первым президентом севильской Академии живописи. Художник писал портреты, пейзажи, жанровые композиции, выполнял заказы церквей и монастырей. Дружелюбный и спокойный по характеру, он был всю жизнь окружен многочисленными учениками и друзьями.
Как и его старшие современники Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Мурильо в своих работах стремился к реализму, внося в религиозные композиции элементы бытовой сцены. Но в его работах нет драматизма, страстной эмоциональности и яркой выразительности характеров, что свойственно творчеству вышеперечисленных мастеров. Живопись Мурильо глубоко лирична и проникновенна. Созданию искренних и трогательных образов способствует и своеобразная художественная манера: негромкая, нежная палитра; тонкая моделировка светом и тенью; легкая, воздушная дымка, окутывающая фигуры людей и предметы на картинах. Таково немного сентиментальное полотно «Святое семейство» (1645-1650) , безмятежно-спокойная и поэтичная композиция «Отдых на пути в Египет» (1665-1670).
В своем творчестве Мурильо многократно обращался к бытовому жанру. Как жанровая сцена трактована картина с библейской тематикой «Возвращение блудного сына» (1670-1674) и полотна с изображениями испанских девушек («Девушка из Галисии с монетой», ок. 1650; «Девушки у окна», ок. 1670) .
Ярче всего реализм Мурильо проявился в жанровых картинах, посвященных жизни нищих детей Севильи, хотя и в них заметны черты сентиментальности. Художник пишет, как ребятишки играют, едят, общаются между собой, радуются или огорчаются («Мальчик с собакой», 1650-е; «Мальчики с фруктами», 1650-е). Мурильо вносит в эти картины элементы повествовательности и тонкого юмора, чего не было в жанровых сценах других испанских живописцев.
Большой успех Мурильо принесли его религиозные композиции с образами Мадонны, написанными с андалузских красавиц («Мадонна с четками», ок. 1653; «Мадонна с младенцем», ок. 1650¬1655; «Мадонна с салфеткой», 1665) . Теперь эти произведения кажутся нам, слишком сентиментальными и идеализированными, хотя и среди них есть и более реалистичные и убедительные, как, например, «Мадонна-цыганка» (ок. 1675) .
Мистические ноты звучат в произведениях, посвященных мотиву непорочного зачатия — одному из самых распространенных в живописи Мурильо («Непорочное зачатие», ок. 1678). Подобный тип картины, необыкновенно популярный в Испании XVI-XVII вв., восходил к догмату католицизма о непорочном зачатии самой Марии, когда ее родители были уже в преклонном возрасте.
На картины Мурильо существовал огромный спрос еще при жизни художника. Множество его произведений приобретено иностранцами, поэтому большая часть наследия испанского мастера находится за пределами Испании: в музеях и частных собраниях Германии, Франции, Австрии и России.
Популярность Мурильо необыкновенно возросла после смерти живописца в 1682 г. В XVIII-XIX вв. в Европе ценители искусства считали его самым знамениты художником Испании, и лишь в XX в. интерес к его творчеству значительно упал.
5. Испанская скульптура эпохи барокко
Скульптура барокко в Испании имела свою специфику: она сконцентрировалась на воплощении патетики, апеллируя к чувствам зрителей. В пластике установилась некоторая двойственность между реализмом и символикой. В отличие от итальянских скульпторов, стремившихся воплотить в своих произведениях, прежде всего идею, создать обобщенный образ, испанские мастера добивались правдоподобия до мельчайших деталей. Натурализм в испанской скульптуре часто соединялся со страстностью и эмоциональностью барокко.
Скульптура пышным ковром украшает фасады и особенно порталы испанских архитектурных сооружений (напр. собор города Сантьяго-де-Компостела (арх. Ф. Касас де Нувоа)). Но в целом испанская пластика значительно раньше архитектуры вступает на путь самостоятельного развития. В статуях много от готической скульптуры не только в технике и приёмах изображения, но в общем выражении, в религиозной экзальтации. Многие мастера работали в традициях народной полихромной пластики, а своё наивысшее воплощение скульптура XVII века нашла в полихромной резьбе, объединившей пластику с живописью. В соборах высились огромные многоярусные алтари – ретабло, состоящие из множества деревянных скульптурных изображений. Очень распространены были скульптурные группы, называемые «пасо» (исп. «шаги», «движение»), которые представляли библейские сцены. Их носили по городу во время частых религиозных празднеств. Пасо тоже делали из дерева и раскрашивали, глаза инкрустировали, на фигуры надевали настоящие одежды, ювелирные украшения, к их головам приклеивали волосы.
Принято различать несколько местных школ. Крупным мастером школы Вальядолида был Грегорио Фернандес («Пьета» 1617 г., пасо «Снятие с креста» 1625 г. (Рис. 2.1)), прошедший путь от позднего маньеризма до вершин барокко. В Андалузии вся деятельность сосредоточилась в двух городах – Севилье и Гранаде, где скульпторы подчёркивали реализм священных образов, но усиливали их эмоциональность и духовность. В Севилье можно проследить эволюцию от мистического и аскетического натурализма Мартинеса Монтаньеса («Св. Иероним» 1611 г. (Рис. 2.2)) до развитого барокко Педро Рольдана (Оформление алтаря в соборе в Севилье 1672 г. (Рис. 2.5)). Каталония знаменита великолепным резным декором Педро де Мена. В XVIII веке в Мурсии активно работал Франциско Салсильо (Пасо «Тайная вечеря» 1760 г.
6. Архитектура барокко в Испании
Развитие испанской архитектуры 17 в. шло по пути изживания прочно укоренившихся в конце прошлого столетия традиций Хуана де Эрреры и его школы, которые породили целое направление, известное под названием эрререска, или безорнаментального стиля. В период нарастающего упадка для утверждения абсолютистской власти и идей воинствующего католицизма требовались иные образные средства; предпочтение отдавалось причудливой декоративности, захватывающей воображение зрителя необычайными эффектами.
Насаждение барокко в архитектуре Испании происходило не только «верхушечным» путем. Принципы повышенной живописности были глубоко присущи самому духу национального зодчества; как известно, в прошлом они нашли яркое выражение в постройках платереска. Господство аскетически сдержанного безорнаментального стиля Эрреры на долгие годы сковало развитие местных традиций, в которых всегда были сильны элементы народного творчества и продолжали жить отголоски нарядной мавританской архитектуры. Поэтому, когда гегемония эрререска была поколеблена, испанские зодчие с большой охотой обратились к формам барокко — стиля современной им эпохи, открывавшего особенно благоприятные возможности для развития коренных особенностей испанского зодчества. Можно было ожидать, что в этих условиях зодчество станет одним из значительных явлений художественной культуры своего времени. Однако испанская архитектура 17 столетия далеко не достигла того высокого расцвета, который переживало в этом столетии изобразительное искусство.
Первая половина 17 в. в архитектуре Испании представляет своеобразный этап преодоления старых и первоначального развития новых форм. Традиции безорнаментального стиля еще во многом сдерживают декоративную фантазию испанских зодчих. Тем не менее барокко проявляет себя здесь то в постройках приглашенного в Мадрид итальянского мастера Крешенци, то — и это заслуживает особенного внимания — в сооружениях самих испанских мастеров, которые подвергают творческой переработке итальянские образцы. Уже в основном произведении последователя Эрреры, зодчего Хуана Гомес де Мора (ок. 1580—1648) — церкви Иезуитской коллегии в Саламанке (заложена в 1617 г.; завершение верхней части здания и строительство внутреннего двора коллегии относится к середине 18 в.), воспроизводящей в плане тип иезуитского храма, в частности римской церкви Джезу, — заметно, в противоположность строгой каноничности стиля Эрреры, стремление к большей декоративности и композиционной свободе. Стилевые принципы барокко, хотя еще в сдержанных формах, отличают фасад собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде (1626—1651) архитектора фра Франсиско Баутисты, работавшего в 1632—1667 гг.. Здание производит впечатление цельности и торжественной внушительности. Две угловые башни венчают фасад, в котором трехчетвертные колонны, раскрепованный антаблемент и ниша со статуей святого над главным входом создают игру крупных пластических масс. Упомянутые произведения, так же как интересный по своей сложной многокупольной композиции собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677) работы художника и архитектора Франсиско Эрреры Младшего (1662—1685), свидетельствуют о том, что архитектура барокко в этот период еще только зарождалась на испанской почве.
В архитектуре Испании стиль барокко появляется с начала XVII века. Суровая простота умершего в 1597 г. Эерреры, создателя Эскориала, сохраняет прежнее влияние, Гомес де Мора создает Пласа Майор в Мадриде (1619-1621) и начинает строительство коллежа Клересиа в Саламанке (1617-1620).
Благодаря барочному влиянию, исходящему в основном из Италии, (Карло Фонтана построил церковь в Саламанке, 1681), строгий стиль Эрреры сменился стилем более свободным и живописным. Испанская архитектура всегда отличалась декоративностью форм, поэтому барокко нашло благоприятную почву для своего развития.
Фасад собора в Валенсии