Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.
2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.
3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.
4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.
5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.
6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.
7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».
8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.
14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.
17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.
26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.
27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.
32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.
33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.
35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.
36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.
37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.
40. Русский исторический роман 1830-х годов.
41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы
Элегия «Умирающий Тасс» (1817) — эстетический манифест поэта. Как и в другой своей элегии «Гезиод и Омир, соперники» (1816—1817), Батюшков обращается к судьбе гонимого поэта. И Гомер (Омир), и Торквато Тассо — страдальцы и мученики, лишенные пристанища и признания, но «духом цари». И если Гомер «скрывается от суетной толпы» и уходит в неизвестность, то, казалось бы, получивший признание, возвратившийся в родной Рим на свой триумф Тасс умирает. Батюшков щедро насыщает текст элегий рефлексией великих поэтов. Их голос — творческий акт самосознания и человеческого самостояния.
«Опыты в стихах и прозе» (1817) — единственное прижизненное издание сочинений Батюшкова и его итоговая книга. Ориентируясь на традицию «Опытов» Монтеня, поэт искал особой стройности, продуманности ее структуры, но вместе с тем он шел на очевидный эксперимент. Две части «Опытов» последовательно включают «Прозу» и «Стихи». Прозаические тексты, строго пронумерованные римскими цифрами (от I до XV), даны единым потоком, но в определенной последовательности: от проблем эстетических к прогулкам и путешествиям, от судеб поэтов к проблемам нравственности. Рождаются своеобразные витки человеческого и поэтического бытия, Жизни и Поэзии.
Поэтические тексты, кроме стихотворного пролога «К друзьям», разбиты на три больших раздела: «Элегии», «Послания», «Смесь» — и воссоздают не столько хронологическую последовательность, сколько историю развития поэта. Монолог, диалог и полилог способствуют разнообразию лирического высказывания. Почти невозможно проследить логику расположения произведений, но очевидна определенная группировка стихотворений по принципу взаимодополнения и единства настроения.
Соединяя в одну книгу поэзию и прозу, Батюшков искал новые пути обогащения словесной культуры.
Вся книга «Опытов» — история страстей, поисков, обретений и надежд. Она — о беге времени и о себе, о своем борении с судьбой. Это духовная летопись поэта.
После «Опытов» творческая жизнь Батюшкова не кончилась. Хотя многое было уничтожено и не дошло до нас, но два поэтических цикла «Из греческой антологии» и «Подражания древним», созданные в период с 1818 по 1821 г., — свидетельство поиска новых форм поэзии и открытие новых возможностей поэтического слова.
9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
Становление и самоопределение поэзии декабристов приходится на самое начало 1820-х годов. На страницах журналов, альманахов «Полярная звезда» и «Мнемозина» в 1823—1825 гг., виднейшие представители декабристской критики А. Бестужев, К. Рылеев, В. Кюхельбекер заявляют о своей оригинальной эстетической позиции, полемически утверждая понимание новой литературы ее самобытности, развивают представление о романтизме, давая часто нелицеприятную оценку его виднейшим представителям. Русский романтизм, выявивший свое лицо в творчестве Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина, Баратынского, становится объектом критики и эстетической рефлексии декабристов.
К этому времени определяется и круг поэтов-декабристов, наиболее последовательно развивающих принципы новой эстетики. Это прежде всего Кондратий Рылеев и Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер и Александр Одоевский, Владимир Раевский и Федор Глинка, Павел Катенин и Николай Гнедич. И хотя не все из них были последователями декабристской идеологии (во всяком случае, двое последних имели к ней самое косвенное отношение), но эстетическая позиция гражданского романтизма определяла их поэтическое развитие.
Пафос всех выступлений Бестужева — критика современной поэзии. На протяжении всех трех обзоров А. Бестужев, отдавая должное Жуковскому, Батюшкову, Пушкину, Крылову, постоянно отмечает недостаток самобытности в русской поэзии.
Поэтов-декабристов не без оснований называли «младоархаистами». Архаические традиции высокой поэзии как жанровые, так и стилевые, установка на ораторско-риторические каноны оды, имена представителей русского классицизма, нередко выступающих в качесте поэтических образцов, — всё это аргументы в пользу такого определения.
Но поэты-декабристы, заявляя о своем особом месте в поэзии, противопоставляя себя новейшей поэзии, были стопроцентными романтиками, ибо в центре их картины мира, их мирообраза было столкновение мечты и действительности, должного и сущего, истории и современности. Их поэзия насквозь пронизана
идеальными представлениями о мире и человеке, а главное — о его общественном предназначении.
Образ поэта-гражданина. В центре декабристской поэзии — образ гражданина, носителя высоких человеческих и общественных идеалов, политического свободолюбца (К.Ф. Рылеев «Гражданка»). В оде «Гражданское мужество» Рылеев воссоздает реальный образ носителя этих добродетелей — государственного деятеля, законодателя Н.С. Мордвинова. В его портрете, персонифицирующем идею гражданского мужества, воссоздана вся история славных мужей ее воплощающих, от Цицерона, «и Брутов двух, и двух Катонов» до сподвижников Петра I и Екатерины II — Якова Долгорукого и Никиты Панина.
Особое место в этом ряду занимает образ поэта-пророка. Он может иметь и реальный прообраз — от библейских пророков, Гомера, Бояна до современников — Державина и Байрона. Но главное в нем — служение гражданским идеалам, «высокий сан певца». Образ Державина в одноименной думе Рылеев раскрывает в соответствии с этими запросами
С этой миссией поэта-пророка связана особая роль Слова. Не случайно в программном политическом документе декабристов — в «Русской Правде» есть особый раздел, посвященный Слову, где подчеркивается особая агитационнопропагандистская его функция.
Историзм. Источником гражданских деяний, примеров гражданского служения, образцом для подражания была для поэтов-декабристов прежде всего история. История для них — кладезь подобных сюжетов. Еще в 1816 г. в «Рассуждении о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Ф. Глинка пропел гимн истории как хранительнице героических деяний и подвигов.
Поэты-декабристы «приручили» историю, интимизировали, очеловечили ее сюжеты, сделав их органической частью своей пророческой, гражданской проповеди, предсказанием своей трагической судьбы. И это, с одной стороны, расширяло само поле исторической рефлексии: исторические сюжеты входили в жизнь общества через человеческие судьбы. С другой стороны, история лишалась достоверности и конкретики, превращаясь в набор примеров для подражания, в источник дидактических поучений.
Библейские аллюзии в творчестве декабристов связаны с традицией высокого стиля вообще, с опытами Ломоносова и Державина по переложению псалмов. Но вместе с тем это направление русской поэзии получает свое развитие. Образы библейских пророков актуализируют тему особой миссии поэта, его тяжелой участи. «Пророков гонит черная Судьба...» — резюмирует Кюхельбекер в стихотворении «Участь поэтов».
Декабристский романтизм — это «поэзия гражданского подвига». Очевидна его эстетическая ограниченность в модернизации истории, в обилии общих мест и риторики. Сужение или игнорирование некоторых сфер человеческой жизни приводило к аскетизму и дидактизму. Но вместе с тем это был важный и необходимый этап в развитии русского романтизма, обогащения языка свободолюбивой лирики.
10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
Высшим достижением декабристской поэзии, ее итогом 1820-х годов стало прежде всего творчество Кондратия Федоровича Рылеева — его «Думы» и поэма «Войнаровский». Именно эти произведения можно по праву назвать репрезентантом всех поисков поэтов-декабристов.
«Думы» появились почти накануне восстания, в начале 1825 г., но тексты из этой книги создавались на протяжении 1821—1823 гг. и печатались в различных журналах и альманахах. И все-таки отдельное издание «Дум» стало событием. В книгу вошло 21 произведение, каждое из которых — страница русской истории от Олега Вещего до Державина. Строго выдержанный хронологический принцип, а это фиксировалось в специальных прозаических справках, предпосланных каждому поэтическому тексту, способствовал воссозданию истории русского героизма на протяжении почти десяти веков. В этом смысле «Думы» Рылеева — своеобразная поэтическая «История государства Российского» в лицах, поэтическая летопись подвигов русских героев.
Полководцы, древнерусские князья, поэты, цари и их сподвижники, мужчины и женщины передают из рук в руки эстафету гражданского мужества. И даже «нераскаянный злодей» Димитрий Самозванец испытывает угрызения совести. Особое место в этом ряду занимают казацкий атаман Ермак и народный герой Иван Сусанин. Рылеев одним из первых почувствовал масштаб личности покорителя Сибири. Не случайно дума «Смерть Ермака» стала народной песней «Ревела буря, дождь шумел...». А фигура русского мужика, отдавшего жизнь за царя и Россию, вообще стала открытием автора «Дум».
Сердцевиной каждой из 21 дум становится монолог героя, его размышление о своей судьбе и судьбе отчизны. Драматическая ситуация, в которой оказываются герои (темница, ссылка, ночь накануне казни, предсмертные страдания, ранение, измена и предательство), придает напряженность и страстность чувствам и словам.
Аккомпанементом этим чувствам становится бурный пейзаж, открывающий каждую думу. «Осенний ветер бушевал...».
Целевая установка автора «Дум» была благородна: «возбуждать доблести сограждан подвигами предков». И Рылеев с этой задачей справился. Он познакомил современников с известными лицами русской истории, попытался создать своеобразную хронику героических их деяний. Эмоциональный тон поэтического текста уравновешивается, а содержание монологов получает определенную ментальную основу в прозаических преамбулах — биографиях героев, где господствуют даты и факты.