Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.
2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.
3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.
4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.
5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.
6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.
7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».
8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.
14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.
17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.
26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.
27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.
32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.
33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.
35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.
36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.
37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.
40. Русский исторический роман 1830-х годов.
41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы
Билеты к экзамену по русской литературе XIX века
1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.
Определения, характеризующие эпоху русской жизни и словесной культуры 1800—1830-х годов, столь многочисленны, что нелегко найти всеобъемлющее и синтезирующее все остальные. Эпоха национального самосознания и гражданской экзальтации, Золотой век русской поэзии и пушкинская эпоха, время становления государственной идеологии и кризиса реформаторства, формирования философского идеализма и крушения идеалов, рождения нового человеческого типа, героя своего времени и эпоха безвременья. Все эти обозначения достаточно протяженной и в то же время спресованной эпохи или передают ее какую-то одну грань, или отражают лишь один этап ее развития, или требуют продолжения как звенья в цепи общего культурно-исторического развития.
Три царствования: первое — завершившееся убийством императора Павла I; второе — полное противоречий правление Александра I, окончившееся его таинственной смертью в Таганроге; третье — незавершенное к концу означенной эпохи и вызвавшее самые диаметральные суждения у современников и потомков правление Николая I. Эпоха стала временем высшего взлета национальной культуры и как Золотой век русской поэзии.
Именно поэтому можно с полным основанием говорить, что это была эпоха Русского Ренессанса во всем смысле и объеме этого понятия. Всматриваясь в аналогичные явления предшествующего мирового культурного процесса, прежде всего в эпоху Итальянского Возрождения, можно констатировать: сам дух времени, связанный с расцветом искусства, раскрепощением личности, торжеством гуманизма как вероисповедания — всё это сближает разделенные пространством и временем две эпохи.
Новая русская культура, классическая литература XIX в. рождались на рубеже эпох. Еще были живы литературные патриархи XVIII в. — Державин, Дмитриев, Карамзин, но ситуация «уже не» и «ещё не» как период брожения, перепутья настойчиво заявляла о себе. Обостренная политическими событиями самого начала века, связанная не только с дворцовым переворотом 1801 г., но и рождением дворянской оппозиции
, эта социокультурная ситуация была тесно вписана в новое мышление и новое сознание.
Ренессанс в разных сферах искусства:
-
Архитектура. Архитектурный стиль ампира, проявивший свои зримые черты в творениях А. Воронихина и М. Казакова, символизировал мощь русской Империи, духовную силу народа-победителя в Отечественной войне 1812 г. -
Живопись. Идет поиск нового языка, нового художественного мышления, национальной идеи. -
Театр. Театральность, как убедительно определяла «поведенческий текст» русской культуры, глубинную связь человека и искусства, слова и дела, жеста и подлинных эмоций, «проникновение искусства в жизнь»
Русский Ренессанс глубоко литературоцентричен. Особая роль литературы, поэтического слова в русской культуре XVIII в. Во многом определялась позицией общественного человека, связанного с государственной службой. Именно ода и сатира формировали модель поэзии как ораторского и публицистического жанра. В русской лирике первой трети XIX в. особое место принадлежит частному человеку, открытому миру, «всем впечатленьям бытия»
«Всечеловеческая отзывчивость» русской поэзии отражала эпоху своеобразного возрождения русской нации, ее патриотическую и гражданскую экзальтацию.
2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.
История культурной жизни России 1800—1830-х годов — это история многочисленных литературных обществ и сообществ.
1811-1816 – годы существования литературного общества «Беседы любителей русского слова». В нем состояли Державин, А.С. Хвостов, Шишков и И.С. Захаров, который позднее был заменен И.М. Муравьевым-Апостолом.
1815-1818 – литературное общество «Арзамасского общества безвестных людей». В. Жуковский (Светлана), С. Уваров (Старушка), А. Тургенев (Эолова Арфа), С. Жихарев (Громобой). Постепенно круг «безвестных людей» расширился до 20 членов, среди которых были поэты П. Вяземский (Асмодей), К. Батюшков (Ахилл), Д. Давыдов, А. Пушкин (Сверчок).
Арзамасцы стали творцами новой русской культуры, новой литературной идеологии.
Дружеские стихотворные послания, эпистолярий, речи, протоколы, экспромты формировали не просто арзамасское наречие, но и были лабораторией нового стиля, нового мышления. Вместе с тем проблематика заседаний, где читались новые произведения и обсуждались проекты совместных изданий, где слушали в авторском исполнении главы из «Истории государства Российского», где высмеивались и пародировались не только «славенофилы»-беседчики, но и клеймились «хамы»-крепостники, определяла пути национальной словесной культуры. В их спорах, обсуждениях, стихотворных и прозаических критиках, в проектах журнала рождались новые эстетические и поэтические принципы
«Арзамас», арзамасское братство, пушкинский круг писателей — эта генерация деятелей русской культуры, берущая свое начало в середине 1810- годов, прошедшая через 1820-е годы и выразившаяся с новой силой в пушкинском «Современнике», была хранителем высоких эстетических ценностей и выразителем творческих поисков русской литературы. Менялся состав участников, время вносило свои коррективы в стратегию и тактику литературной борьбы, но неизменным оставалось одно — верность гуманистическим идеалам и чутье к «живым струнам общества». «Арзамас» стал символом возрождения и обновления этих запросов; поэтому он и пережил свое время. В его недрах происходило становление романтизма и форм национального лиро-эпоса; в его последствиях — «поэзия действительности» и новая проза, эпические тенденции набирали силу и определяли свое лицо.
3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.
Романтизм – литературное направление, эстетический метод, в основе которого лежит категория двоемирия. противоречие между мечтой и действительностью, между сущим и должным становится основой романтического искусства, его философии и поэтики.
В неприятии сущего мира и его ценностей романтики были максималистами. Максимализм чувств и мыслей, неразрывно связанный с концепцией энтузиазма, определяет их мироощущение. Поиск высших, почти божественных ценностей рождает отрицание земных, которое нередко обретает вселенский масштаб. Тотальное отрицание и неприятие действительности способствовало обнажению ее пороков.
В золотом веке античности, в рыцарстве и средневековой истории, в искусстве Возрождения, в фольклоре и религии романтики ищут свою мечту, мир, противостоящий реальности.
Носителем нового художественного и философского сознания, его сути и пафоса стал прежде всего романтический герой. Концепция свободы, героики, мечты, идея личности, столь важные для романтического энтузиазма, способствовали перестройке человеческого сознания. На смену герою долга, официального служения и узаконенного морального кодекса пришел частный человек, мученик расстроенного воображения, тоскующий страдалец, носитель необузданных страстей, ниспровергатель филистерской морали, свободолюбец.
Романтический герой существует в литературе в разных ипостасях. Это прежде всего герой-титан, мифологический персонаж и богочеловек. Таковы Манфред Байрона, Демон Лермонтова. Это экзотический образ, наделенный неистовыми страстями и загадочной биографией: граф Монте Кристо Дюма, Квазимодо Гюго, Франкенштейн Мэри Шелли, Медард Гофмана, герои кавказских поэм Лермонтова и южных поэм Пушкина.
Наполеонизм и байронизм определили масштаб романтического героя, модели его поведения и его трагическую судьбу. С другой стороны, они же обозначили индивидуалистическую природу романтического типа сознания, его эволюцию, связанную с эгоцентризмом.
Романтический герой перевернул представление о литературном персонаже. Его мятежные страсти, свободолюбивые порывы, жажда идеала, неукротимость поиска и рефлексия как органическая часть мыслящего сознания расширяли сферу психологического анализа и философский потенциал литературы.
Что касается хронотопа, романтиков более всего интересует ночное пространство, морские пейзажи (расхожий символ внутреннего мира человека), горы, как бы ведущие к небесному идеалу. Кладбище – философский топос, где встречается жизнь и смерть. Буря – символ внутреннего состояния романтического героя.
История русского романтизма тесно связана с общим процессом формирования и становления романтической философии и эстетики Европы. Есть все основания говорить и о его перекличках и сближениях с американским романтизмом. Но несомненно и другое – русский романтизм формируется в атмосфере патриотического подъема 1812 г. и «гражданской экзальтации» 1820-х годов, в эпоху становления национального самосознания. И поэтому он имел более позитивные основания и связь с просветительской идеологией. Русский романтизм целомудреннее западного.
Разумеется, многие тенденции европейского романтизма были присущи и его русскому собрату. И мистико-религиозные откровения, и пафос индивидуалистического протеста не миновали русский романтизм, особенно в процессе его исторического развития.
Русский романтизм во всех своих проявлениях и модификациях открывал новые возможности искусства в постижении свободы человеческого духа, природы историзма и загадок национального, в развитии языка искусства. Для романтиков крайне важно жизнетворчество.
Уже первые русские романтики Василий Жуковский и Константин Батюшков, друзья-соперники, определили значение романтизма для духовной жизни русского общества 1800—1820-х годов.
4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.
Считается основоположником русского романтизма.
Жуковский вступил в русскую поэзию на рубеже веков и на переломе эпох. Уже уходили из нее Карамзин и Дмитриев; еще был жив Державин, но его поэзия стала достоянием и вершиной XVIII в., века «одического парения». Нужен был новый язык поэзии и новая лирическая философия.
«Внутренний человек» становится объектом поэзии Жуковского. Появившаяся в 1802 г. на страницах карамзинского «Вестника Европы» элегия