Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.

2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.

3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.

5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.

6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.

7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».

8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.

9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).

10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.

11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).

12. Поэзия Е.А. Баратынского.

13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.

14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».

16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.

17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).

18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.

19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.

20 - 21. Проблема героя и жанра в южных поэмах А.С. Пушкина. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции А.С. Пушкина.

22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки (1824-1826). Путь к «поэзии действительности».

23-24. Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов». Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».

25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.

26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.

27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).

28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».

30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.

31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.

32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.

33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.

34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.

36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.

37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.

39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.

40. Русский исторический роман 1830-х годов.

41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы

часто предоставляя слово самим героям, Пушкин словно паутиной своей рефлексии окутывает их характеристики, их поступки, «документы» их мысли (письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского). Его слово моделирует через пересечение с имплицитным словом героя мир сознания Онегина, Ленского, Татьяны. Всеобъемлющий образ «я» — «композиционная ось» романа: «речь от «я», речь в первом лице, здесь не отступает от главного в сторону, но обступает со всех сторон то, что можно назвать романом героев; роман в стихах открыто не равен роману героев. Мир героев охвачен миром автора...»212 Пушкинское авторское слово обладает тем эстетическим, этико-философским потенциалом, за которым открывается дух эпохи, своеобразие ее культурной жизни, напряженность исканий молодой русской интеллигенции. Не теряя из вида героев, мы постоянно чувствуем дыхание авторской мысли. «Онегина» «Воздушная громада» — это синтез «романа автора» и «романа героев». Происходит смешение сферы повествования («зоны автора») со сферой сознания героев («зона героев»).

О феномене онегинской строфы существует огромная литература. Ее возводили к сонету, к «одической строфе» русской поэзии, говорили о ее особой гибкости, интонационном богатстве. Один из авторитетных отечественных стиховедов, акцентируя ее содержательность, подчеркивал, что онегинская строфа «дает легко уследимый и в то же время достаточно богатый ритм: умеренная сложность — простота — усиленная сложность — предельная простота. В этот ритм хорошо укладывается содержательная композиция онегинской строфы: тема — развитие — композиция — и афористическая концовка; первый и последний член этой последовательности более устойчивы, средние — более вариативны». 14 стихов, ритмический рисунок строфы «abab ccdd effe gg» — не только формальный момент организации текста в стихе, но и глубоко содержательный момент. Смена интонаций, изящество переходов, перемена регистров, пропуск строф — все это позволило добиться той непринужденности повествования, того дыхания, за которым рождался, говоря словами самого поэта, «союз волшебных звуков, чувств и дум».


30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.


Всего около 80 дней — и около 60 текстов, поэтических, прозаических, драматических, критических. Это был «отдельный и чрезвычайно важный этап пушкинского творческого пути — туго стянутый узел великих концов и великих начал».

В Болдино было написано 57 текстов: 30 стихотворений, прозаические «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «История села Горюхина», «Домик в Коломне», критические статьи. Эти замыслы находились в голове Пушкина давно.

Болдинская осень – победа творческого гения над обстоятельствами жизни. Здесь Пушкин сформировал свою философию: «Самостояние человека – залог величия его». Первое произведение – мрачное зимнее стихотворение «Бесы». Понятия «мрак» и «бесы» рождают философскую концепцию мракобесие жизни. Хореический ритм фиксирует мутное состояние души. На следующий день приходит просветление, осознание будущего, выраженное в «Элегии». Элегия написана точным искрометным ямбом. Это пролог всей Болдинской лирики.

Пушкин пишет зимнее-летнее стихотворение. Это духовный календарь, характеризующий борьбу зимы и лета. Накануне отъезда из Болдино Пушкин пишет стихотворение «Цыгане», прощание с Болдино. В лирике Болдино важна тема пути, динамика жизни. Лирика Болдино выражает движение к свету из мрака. В стихотворениях маячит тема молодости. Возникают стихотворения о человеческих страстях на испанскую и итальянскую темы. Эти стихотворения – постскриптум к «Маленьким трагедиям». Любопытное произведение – «Стихи написанные ночью во время бессонницы». Название – документальная фиксация самого акта творчества. Это размышление о загадках жизни, человеческого бытия. Пространство темы заполнено вопросами. Человек стоит перед вечными вопросами бытия. Пушкин утверждает новый тип поэзии во всех проявлениях жизни. Поэзии ничто не чуждо. Пушкин стремится к миниатюре.

Стихотворение «Герои» - размышление о человеческой памяти и судьбы героев. Обращаясь к историческим деятелям, Пушкин показывает, что герои запоминаются своими человеческими действиями. Эти поступки облагораживают героя. Это стихотворение отсылает к «Евгению Онегину».

В лирическом пространстве Болдино очень важен полемический момент. В стихотворениях «Моя родословная» и «Румяный критик мой» Пушкин доказывает, что поэзии ничто не чуждо. В стихотворении «Румяный критик мой» Пушкин показывает истинную жизнь русского народа. Эта полемика продолжает традицию диалогических стихотворений Пушкина. Стихотворения Пушкина в Болдино – движение к поэзии самой жизни.

31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.


В течение двух недель (с 23 октября по 8 ноября) четыре драматических текста: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» — получают права гражданства как нечто единое, не совсем определенное, но существенно важное в пушкинском художественном развитии.

Вырисовывается грандиозный творческий проект «драматических изучений» исторических лиц и мифологических (литературных) героев в процессе развития человеческой цивилизации.

Обилие литературных источников, обращение к популярным сюжетам и вечным образам, к разным странам и разным эпохам не самоцель и не стремление объять всемирную историю страстей. Общечеловеческая природа страсти, ее причины и последствия — вот что интересует автора «драматических изучений». Это его «опыт-эксперимент». И здесь он не столько историк, сколько психолог, так как чутьем художника он проникает в характерологию страсти, выступает в роли исторического психолога. Бездна души — вот объект и субъект его художественного исследования.

Тексты трагедий так спаяны антитезностью образов, перекличками монологов и диалогов, переключением регистров настроений, чередованием живой речи и музыкально-песенными вкраплениями, что, учитывая их хронометраж, можно живо представить театральное представление в течение одного вечера и его переживание на одном дыхании.

Единство пушкинских трагедий не формальное. За концентрацией драматического действия и событий острее проявляется суть характера, природа страсти, а своеобразная интеграция характеров и страстей обнажает пафос пушкинской мысли, ее этико-философские основания. Традиционный образ, вечный тип скупца, восходящий к Мольеру и Шекспиру, у Пушкина не просто трансформирован. Он предстает совершенно в иной одежде, в ином обличье, в ином статусе.

Феномен скупого рыцаря — это сложный процесс перерождения души, утрата главного «залога величия души» — самостояния. Владелец огромных богатств, претендующий на господство, царствование — и пленник сундуков и подвала, отец — и сыноненавистник, «невольник чести», рыцарских амбиций — и беспечный лжец. За всеми этими антитезами открывается не банальный общественно-исторический тип скупца-буржуа, а трагическая история потери своего «я», гибель души.


Все герои последующих «маленьких трагедий», философы идеологи своих страстей. Сальери, Дон Гуан, Вальсингам — своеобразные вариации на тему «скупого рыцаря». Вдохновение, любовь, «упоение в бою и бездны мрачной на краю» — все эти наслаждения жизни, теряя нравственные ориентиры, разрушают душу и лишают человека самостояния.

А.А. Ахматова видела пафос «Маленьких трагедий» в постановке «грозных вопросов морали». И, думается, в этом определении скрыт важный и большой смысл. Зрелый Пушкин серьезно думал и в бессонные ночи, и в озаренные творчеством дни о нравственном смысле истории и об ответственности отдельного человека за совершенные поступки, о расплате за содеянное.

И пушкинский «поэт любви» Дон Гуан, и автор «Гимна Чуме», играющий со смертью Вальсингам, председатель «Пира во время чумы», не лишены духовной мощи и обаяния. Но, постоянно играя со смертью, они становятся ее заложниками.

Казалось бы, счастье и подлинное любовное чувство приходят к Дон Гуану, но его настигает возмездие, даже не очеловеченное, а в виде монумента, «истукана», Каменного гостя.

Не о смертных грехах и расплате за них, не о преступлении и наказании, не о страстях роковых пушкинские маленькие по объему, но столь большие по мысли, трагедии. В их центре проблемы человеческого поведения и нравственного выбора, «грозные вопросы морали». Это та сфера экзистенциальной философии, которая неотделима от этики. Вопросы, прозвучавшие в «Маленьких трагедиях», — это вечные проблемы человеческого существования. Заслуга Пушкина в том, что он облек эти проблемы в плоть искусства и придал им трагедийное звучание.