Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.

2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.

3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.

5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.

6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.

7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».

8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.

9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).

10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.

11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).

12. Поэзия Е.А. Баратынского.

13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.

14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».

16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.

17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).

18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.

19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.

20 - 21. Проблема героя и жанра в южных поэмах А.С. Пушкина. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции А.С. Пушкина.

22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки (1824-1826). Путь к «поэзии действительности».

23-24. Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов». Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».

25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.

26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.

27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).

28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».

30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.

31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.

32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.

33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.

34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.

36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.

37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.

39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.

40. Русский исторический роман 1830-х годов.

41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы

отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!». Томский объясняет эту «странность» героя его ментальностью: «Германн немец: он расчетлив, вот и всё!».

Но тот же Томский уже после смерти графини вдруг дает неожиданную характеристику немцу и инженеру: «Этот Германн, — продолжал Томский, — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».

Всего три недели пролегли между этими характеристиками, да и все действие повести укладывается в месяц. Но это то фантастически сжатое и в то же время таинственно растянутое время, которое открыло новое лицо пушкинского героя, превратило его в «колоссальное лицо»

В «Пиковой даме» век графини и ее свиты, включающей не только мужа, любовников, но и Томского, Полину, Лизу, — это старый век, XVIII век. И его исторические реалии, материализованные в интерьере и антураже кабинета графини, и его реальные лица: Ришелье, Сен-Жермен, Казанова, герцог Орлеанский — воссоздают атмосферу «баловней судьбы», времени безрассудств и сознания вечного праздника жизни, игры как наслаждения.

Германн — чужак на этом пиру жизни; он одинок; и он «пасынок судьбы». Неслучайно его жизненный девиз: «расчет, умеренность и трудолюбие», а главный принцип: «я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Процесс превращения скромного молодого инженера, трезвого и расчетливого, в страстного влюбленного, в авантюриста и убийцу — сколь реален, столь и фантастичен. Сам мотив карточной игры, проходящий через всю повесть — идея времени. Но пушкинское открытие заключалось в том, что «человек играющий» (Homo ludens) в фантастическом мире новых реалий превращается в играющего философа. Легкое веселье и бесшабашность игроков XVIII в. обретает серьезность самоутверждения, честолюбивых амбиций у героя нового века.

Демонизм и наполеонизм Германна — следствие его сознательной позиции стать господином своей судьбы (и семантика его имени Herrmann выявляет это экзистенциальное двоение:

господин-человек), «вынудить клад у очаровательной фортуны». Его поединок со старухой, с Чекалинским — судорожное утверждение своего «я». И поза Наполеона («он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона»), и демонические мысли — за всем этим открывается философия индивидуалистического бунта, а игра в карты превращается в поединок за право первенствовать и быть как все.


Но наполеоновские претензии и сверхчеловеческие, мефистофельские амбиции на поверку оказываются отражением меркантильного века. Преступление и наказание Германна в нем самом. Вряд ли это были угрызения совести (показательно, что влюбленный герой скоро забывает объект своего трепетного чувства) или раскаянья. Крушение Германна — это кризис романтического индивидуализма («Мы все глядим в Наполеоны...») в столкновении с реалиями «железного века». Он проиграл не в карты; он проиграл жизнь, предав свои жизненные принципы, свое человеческое достоинство, свою любовь.

Исследуя психологию нового «героя века», Пушкин остро почувствовал раздвоение его сознания. И это было не романтическое двойничество, а отражение фантастической реальности, в которой необузданное воображение, самые честолюбивые проекты разбивались в столкновении с цинизмом нового буржуазного мышления. Фантастические химеры Германна — следствие того, что «две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место» (6, 351).

Колоссальный петербургский тип стал отражением новой картины мира и нового мировидения, и сам метод пушкинского исследования этих новых психологических и социальных реалий претерпел существенные изменения.

35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.


Принцип разомкнутости текста в жизнь, «законченной незаконченности» определяет структуру действия и природу повествования в произведении Пушкина 1830-х годов — повести «Египетские ночи».

В центре повести — эстетическая проблематика. Проблема поэта и поэзии, так остро стоявшая перед Пушкиным в период скитаний и вызвавшая к жизни лирический миницикл («Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту»), получила в «Египетских ночах» свою конкретизацию. Фактура прозаического повествования позволила свести тему поэтического вдохновения, внутренней свободы художника и его взаимоотношений с социумом в реальную атмосферу светского Петербурга 1830-х годов.

В центре повести два художника — петербургский «стихотворец» светский человек Чарский и бедный неаполитанский импровизатор. Светский dandy Чарский, так тщательно маскировавший свой дар поэта: «Чарский употреблял всевозможные старания, чтобы сгладить с себя несносное прозвище» и вместе с тем испытывавший истинное счастье только в минуты вдохновения, и итальянский импровизатор, проявлявший «дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли» и поразивший Чарского силой своего дара, — собратья. «Контраст Чарского и импровизатора — условный, временный, относительный, — справедливо замечает исследователь. — Постоянно и абсолютно в них — их единство. То, что они прекрасны как поэты, и то, что они оба пленники черни, хотя плен их различный».

Импровизации неаполитанца вводят в текст прозаической повести не просто поэзию, но и само состояние вдохновения, погружают читателя в творческую лабораторию художника. Первая импровизация о неизъяснимости таланта, о его духовной свободе; вторая на заданную тему «Клеопатра и ее любовники».

Мотив двойного бытия творца, соотношения в нем дара Божьего и земного, ежедневного существования не приобретали у Пушкина, как это было в романтическом искусстве, где поэт прежде всего жрец и провидец, противостоящий будням и свято хранящий свою божественную миссию, антагонистического характера. Сколь ни различны социальный статус, особенности таланта Чарского и импровизатора
, они вполне живые, трезвые люди, «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...»

Пушкин сумел раскрыть в «Египетских ночах» природу таланта и вдохновения не только как дар Божий, но и как органическую часть самой жизни, накладывающую свой отпечаток на поведение и жизненную позицию творца. Человеческий облик Поэта, его заботы, тревоги и даже комплексы стали объектом художественного исследования и трезвого аналитического взгляда.

Несмотря на незаконченность текста «Египетских ночей», дискуссионности вопроса о включении в произведение именно этих импровизаций, ощущение пушкинского новаторства бесспорно. Три главы, снабженные разнообразными и полистилистическими эпиграфами (из французского «Альманаха каламбуров», из оды Державина «Бог» и из текста «Афишки»), как своеобразная художественная триада, сопрягающая тезис первой части, антитезис — второй и синтез третьей, формируют гармоническое единство текста.

36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.


хронологические границы последнего периода – 1831 – 1837 гг. 18 января 1831 г. Пушкин венчается с Н.Н. Гончаровой. Эти годы – время семейной жизни и дома. У него родилось четверо детей. Пушкин – заботливый отец. Его жена становится хранительницей домашнего очага. Она была женщиной удивительного такта жизни. Она вела все издательские и имущественные дела Пушкина. Он в это время полон замыслов. Он открывает дорогу новой русской журналистике, создаёт четыре номера журнала «Современник». Сподвижником Пушкина в «Современнике» становится Гоголь. Пушкин также открывает Тютчева, в его журнале Денис Давыдов печатается как прозаик, издаются «Записки» кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Номера «Современника» дали концепцию новой русской литературы.

На Пушкина начинается травля со стороны «торгового направления» в литературе. Отношения со двором и Третьим отделением усложняются. Мироощущение Пушкина в это время было трагичным.

В прозу Пушкина входит поэзия, определяя её метрику. Возникает прозиметрия. Поэзия становится частью прозаического мироощущения. Эпос наполняется лирическими вставками. Происходит поэтизация прозы и самой жизни.

Проблемы исторической жизни входят в лирику. В поэзию 1830-х гг. входит историософский подтекст. Стихотворение «Клеветникам России» - обращение к Европе. Стихотворения «Над гробницей святой», «Бородинская годовщина», «Полковник» - исторический триптих. В жизни Пушкин – поэт, а в поэзии – человек.


Стихотворение «Осень» 1833 г. – отрывок из самой жизни. Эпиграф стихотворения отсылает к вопросу: что есть осень для поэта? Первая часть стихотворения – поэтический пролог, рисуется картина осени. Кульминация – рассуждение о плодах осени. Появляется несколько парадоксальный образ корабля в неподвижной глади. X – XII строфы создают историософскую концепцию. Вопрос в XII строфе – вопрос о пути самой России. Октава обретает поэтическое значение.

Пушкинские тексты нельзя называть философскими, так как философия предполагает рационализм, а пушкинская лирика – поэзия жизни. Лирика 1830-х трагически передаёт безвременье. Показывается цикл трагедии личности («Не дай мне Бог сойти с ума»,

«Странник», «Подражание Данте», «Из Пиндемонти»). Сквозная тема – тема бесприютности. В стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума» (1833 г.) Пушкин даёт лирическую картину России как сумасшедшего дома. Это одно из самых трагических произведений эпохи 1830-х г

«Странник» - небольшой стихотворный роман. Это история побега мыслящего человека из дома и семьи. Это трагедия человека, который не может примириться с окружающей жизнью. Это более бесперспективный вариант «Горя от ума». В «Подражании Данте» Пушкин даёт образцы дантовской бесовщины, проецирующиеся на русскую жизнь. В наибольшей степени личностное противостояние определено в стихотворении «Из Пиндемонти». Это мистификация, так как подобного у Пиндемонти не было. Это удивительная форма рефлексии, где совмещено философское и историческое. Пушкин не хочет гнуться перед царём и народом. Он отстаивает личную самостоятельность. Это произведение симфонического звучания.

Главная особенность новой лирики – процессуальность. Характерной чертой пушкинской лирики становится панорамность. В пушкинском пространстве всегда важен вектор времени. В элегии «Вновь я посетил» Пушкин передаёт эстафету. Ритм текста скрывает отсутствие рифмы. Текст насыщен бытовым ощущением жизни. Стихотворение устремлено в будущее. Этот текст имеет поэтический постскриптум, «память сердца». Поэт устремлён в пространство жизни.

Пушкин поступательно, всеохватно открывает народную поэзию. В 1834 г. Пушкин создаёт «Песни западных славян», обращённые к Югославии. Он попытался передать вражду народов. Его тексты насыщены предчувствием братоубийственной войны. Стихотворение «Конь» - диалог поэта с конём. Предсмертный монолог воспринимается как реквием.