Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.

2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.

3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.

5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.

6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.

7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».

8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.

9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).

10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.

11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).

12. Поэзия Е.А. Баратынского.

13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.

14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».

16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.

17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).

18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.

19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.

20 - 21. Проблема героя и жанра в южных поэмах А.С. Пушкина. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции А.С. Пушкина.

22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки (1824-1826). Путь к «поэзии действительности».

23-24. Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов». Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».

25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.

26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.

27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).

28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».

30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.

31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.

32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.

33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.

34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.

36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.

37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.

39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.

40. Русский исторический роман 1830-х годов.

41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы



После Болдинской осени Пушкин каждый год пишет сказки. В сказках Пушкина главное – великие человеческие ценности. У Пушкина исчезают заимствования. Варьируется ритмика стихов пушкинских сказок. Образ разбитого корыта становится философией бытия. Сказки Пушкина – космос мифологии, сюжетов и героев. Диалог добра и зла обнажается в пушкинских сказках. Стих становится аналогом ритма жизни. В пушкинской поэзии смешное и трагичное неразделимы.

Последнее поэтическое произведение Пушкина – «Памятник» - самый лучший «Памятник» со времён Горация. Не прямой перевод, а лишь взятая за основу идея. Это размышления не об абстрактном поэте, а о Пушкине лично – важно его проявление в его же творчестве как человека.

37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.


Роман «Капитанская дочка» – литературное завещание Пушкина. Работа над романом велась в 1832 – 1836 гг. Обстоятельства русской жизни 1830-х гг., размышления о природе самодержавия обратили внимание Пушкина на драматическую эпоху русской истории. Восстание Пугачёва было прообразом гражданской войны. Пушкин собирал материал в московских архивах. В 1833 г. Пушкин едет по пугачёвским местам. Он пытается документировано представить историю восстания. В 1834 г. из-под его пера выходит историческое сочинение «История Пугачёва». Оно было опубликовано под заглавием «История пугачёвского бунта». Это яркое историческое исследование с художественными элементами.

Параллельно Пушкин задумывается над вопросом взаимоотношения крестьян и дворян. Прологом к размышлению о бунте стал незаконченный роман «Дубровский». В этом романе очевидны традиции Вальтера Скотта. Но эта тема не была решена до конца. С 1835 г. Пушкин искал героя. Этот герой должен был быть дворянином. Неопределённым было его положение. Менялись фамилии героя. В 1835 г. оформляется герой (П.А. Гринёв) и героиня – дочь капитана. Героиня постепенно выдвигается на первый план повествования.

Пушкин не оправдывает ни одну из сторон. Он остаётся объективным летописцем, препоручая повествование герою. Существуют позиции издателя и героя. Роман был напечатан в журнале «Современник» за 1836 г. Под текстом романа стоит дата 19 октября 1836 г. В дате содержится идея объединения русских людей.

Эпиграф-концепт обращён ко всем. Но он редуцирован. В его полной версии существует диалог «честь – платье». Заячий тулупчик становится символом сближения. Проблема чести определяет образный мир героя. Носителем чести является Маша Миронова. Она выше военных действий и поступает по закону. В экстремальный момент дворянской чести остаётся верен и Гринёв. Его антипод Швабрин – романтический демонический герой. Романтический эгоизм губит Швабрина. Он стоит нравственно ниже, чем Гринёв. Диалог персонажей носит миромоделирующий характер.

Пушкину было важно выразить исторические образы Екатерины II и Пугачёва. Екатерина участвует в сфере домашней жизни. Изображение Екатерины в романе – литературная калька с портрета Боровиковского. Эта Екатерина легендарна, мифологична. Она не выступает как живая личность. Она участвует в домашних эпизодах. Пугачёв выходит из метели. Он является вожаком и вожатым. Пугачёв вырастает до символа эпохи. Пушкин даёт живого Пугачёва. В нём живёт элемент трагизма, внутреннего разлада.



Диалог Гринёва и Пугачёва важен с социальной точки зрения. Поверхностное социальное различие не мешает человеческой симпатии. Гринёв нужен Пугачёву. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва определяют антропологическое направление диалога. Генетическая основа последующей русской идеологии – слова Гринёва: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.

39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.


Полежаева осмысляется послепушкинским. Это поэт конца 1830-х гг. В 1826 – 1841 гг. начинает формироваться «низовой романтизм». В нём отмечается влияние неистовых романтиков, интересующихся прозой жизни. С ним связано отображение злачных мест. Романтизм смыкается с натурализмом. Поэзия становится более документальной и демократичной. Приходит эпоха разночинцев. Полежаев – солдатский поэт. 25 лет службы лишали человека корней, превращали человека в изгоя. Голосом Полежаева говорила солдатская Россия.

Полежаев был незаконнорожденным сыном помещика Струйского. Он родился и вырос в Саранске. После ссылки отца Полежаев попадает к дяде и устраивается в Московский университет вольнослушателем. Московский университет определял атмосферу жизни. Полежаев вёл себя вольно. В нём были первые истоки русского низового романтизма. В этой атмосфере появляется поэма «Сашка» (1825 – 1826 гг.). До этой поэмы Полежаев писал вольные переводы с французского, представлявшие собой усреднённый романтизм. Сашка – подцензурное произведение с точки зрения анархического вольнолюбия и перенасыщенности ненормативной лексикой. В центре произведения автобиографический герой. В поэме просматривается антиэстетический эпатаж. Это было связано с перестройкой самой поэзии. Топос поэмы – Марьина роща, средоточие московских притонов. Принципиально важна эпатажная позиция и жаргонная лексика. Полежаев осознаёт нелитературность текста. С Полежаевым связана маргинальность в литературе. Для Сашки важно анархическое отрицание и эмансипация плоти. Полежаеву было важно воссоздать богемно-студенческую среду. Бравада – основная форма протеста, но их свобода сужается.

Сашка во многом соответствует Полежаеву, но в биографическом смысле. Но автор – вольнолюбец, а герой не поэт. Для него важнее жизнь. Он не может осмыслить свою жизнь. Дядюшка проверяет Сашку. Протест Сашки доходит до уровня анархии. У дядюшки он ведёт себя как комильфо. Его бунт происходит на уровне инстинкта. Поэма идёт по тексту первой главы «Евгения Онегина». Автор допускает сбои в онегинской строфе. Создавая «Сашку», Полежаев знал только первую главу «Евгения Онегина». Нельзя однозначно оценивать характер реминесценций. Это и подражание, и пародия (снижает Онегина). Полежаев полемизирует с самим образом дворянского героя. Проявляется определённый низовой демон.


Последующая жизнь Полежаева – 12 лет солдатской жизни и полное бесправие. Он амнистирует солдатский слой, но в русскую поэзию вошла низовая культура.

Темы лирики Полежаева:

1. Узническая (тюремная тема);

2. Солдатская.

Узническая общеромантическая тема у Полежаева обретает колорит натуралистической, реалистической тюрьмы. Узник Полежаева – человек, лишённый жизни. Россия предстаёт своеобразной тюрьмой. Тюрьма близка сумасшедшему дому. Используя эсхатологические темы, откровения апокалиптического характера, Полежаев даёт последствия узничества. Полежаев не создаёт иллюзий. В «Узнике» Полежаев раскрывает стороны страдания. Его герой – анархист и нигилист – отрицает всё. Полежаев воссоздаёт феномен страшной толпы. Он говорит о «безлюдной толпе». Толпа превращается в хамелеона, а отдельный человек – в оборотня. Герой Полежаева – часть толпы. В поэзии Полежаева возникает хаос природы. Герой Полежаева не видит ландшафтов.

Полежаев показывает войну глазами солдата. Он даёт новое изображение войны (отсутствие гусарского ореола, солдатские будни). Солдатская жизнь не насыщена патриотизмом – это Апокалипсис. В его поэзии много смерти. Его Кавказ в поэмах «Эрпели» и «Чир-Юрт» бытовой, ежедневный. Полежаева интересовала жизнь русского солдата на Кавказе. Кавказ страшен своей чуждостью. Полежаев остро вводит в лирику чувство чужого. Он подчёркивает, что русский человек вмешивается в жизнь другого народа. Полежаев – фигура, противостоящая общему направлению, переходная фигура между романтизмом и натурализмом. Он подготовил почву поэзии 1860-х гг

40. Русский исторический роман 1830-х годов.


Но 1830-е годы ознаменовались и рождением нового русского романа, в центре которого были прежде всего проблемы национальной истории. «История государства Российского» Карамзина, «Думы» Рылеева, «Борис Годунов» Пушкина были идейными и творче- скими ориентирами в выработке концепции русского историче- ского романа. И еще — мощный поэтический тайфун, связанный с именем Вальтера Скотта. Только за 1827—1829 гг. было переведено 16 романов. Эстетика вальтерскоттовского романа дикто- вала следующие правила:

Русский исторический роман как жанровая структура не случайно возник на рубеже 1820-х – 1830-х гг. Сама атмосфера русской жизни требовала нового взгляда на историю. Вся Европа зачитывалась историческими романами. Пушкин почувствовал значимость исторических описаний. 1827 – 1838 гг. – эпоха расцвета русского исторического романа.


В конце 1829 г. выходит роман «Юрий Милославский» Загоскина, в 1830 г. – «Дмитрий Самозванец» Булгарина, в 1832 г. – «Клятва при Гробе Господнем», «Последний Новик» Лажечникова и т.д. Наиболее популярными авторами были Вельтман, Масальский, Полевой, Булгарин, Лажечников, Загоскин. «История государства Российского» стала кладезью сюжетов. Атмосфера декабризма обращает к теме Смуты и самозванства. «Чувство истории было в крови» (Н.А. Бестужев). Дух национального самосознания требовал художественного оформления истории. Властителем дум был Вальтер Скотт. За 1827 – 1829 гг. вышло 72 тома Вальтера Скотта. Эстетика Скотта диктовала определённые правила. Очень важным был принцип занимательности сюжета, погружение в эпоху. Увлекательность интриги определялась синтезом истории и частной жизни. Это был своеобразный исторический маскарад. Жизнь частных людей изображалась в перспективе истории, совмещались малая и большая истории, существовали зоны исторических и вымышленных героев. В центр романа выдвигался молодой герой, являвшийся конденсатором истории и становившийся личностью в огне истории. Особое значение приобретал местный колорит: местность, пейзаж, костюмы, выражения. Местный колорит придвигал историю к современности. За историческим колоритом улавливались человеческие чувства. Особое внимание уделялось характеру людей в историческом материале. Исторический роман считался «грядущим прошлым», максимально приближенном к современности.

Загоскин и Лажечников были участниками Отечественной войны 1812 г. В 1829 – 1830 гг. русская публика читала «Юрия Милославского», исторический бестселлер эпохи. Загоскин был назван первооткрывателем русского исторического романа. В целом, критика положительно приняла роман. Роман имеет двойное название: «Юрий Милославский или Русские в 1612 г. (исторический роман в трёх частях)». Сюжет романа – история молодого князя Ю.Д. Милославского, вымышленного персонажа, на фоне Смутного времени. Сюжетная линия героя соотнесена с подъёмом национального самосознания. Действие разворачивается на фоне различных топосов. Сюжетный герой попадает в каждый топос. Везде разворачивается атмосфера споров о судьбе России. Всех героев сближают русские чувства: любовь к отечеству, благочестие, храбрость, терпение, природный ум, сметливость. Загоскин создал энциклопедию народных чувств («Загоскин первым угадал писать русских с натуры»). Загоскин много описывал нравы. Присутствует фольклорный колорит.