Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.

2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.

3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.

5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.

6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.

7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».

8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.

9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).

10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.

11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).

12. Поэзия Е.А. Баратынского.

13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.

14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».

16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.

17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).

18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.

19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.

20 - 21. Проблема героя и жанра в южных поэмах А.С. Пушкина. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции А.С. Пушкина.

22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки (1824-1826). Путь к «поэзии действительности».

23-24. Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов». Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».

25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.

26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.

27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).

28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».

30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.

31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.

32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.

33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.

34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.

36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.

37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.

39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.

40. Русский исторический роман 1830-х годов.

41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы



В образе запорожца Кирши отразилась попытка отразить русский национальный тип. Принципиально важна фигура беглого крестьянина Петьки Хомяка, вырастающая до богатырского образа русской удали. Эти образы – стержни национальной темы. Юрий Милославский спасает Киршу во время метели. Эта сцена соотносится с «Капитанской дочкой». С образом русского духовенства связаны темы смерти, раскаяния, духовного пути. Этот образ организует духовный путь русской нации. Образы слуг также отражают грани русского сознания.

Национально-бытовая жизнь у Загоскина приобретает исторический масштаб за счёт батальных сцен. Очень много исторических зарисовок, раскрывающих эпоху. Загоскин совмещает историческое и бытовое путём сближения исторических и бытовых героев. Стержнем является Юрий Милославский. Он участвует во всех исторических событиях и проявляет основные идеи русской жизни 1612 г. Юрий Милославский – герой пути. Его путь – познание «осердеченной» истории. Юрий Милославский – представитель старого боярского рода. Он сирота и сам распоряжается своей судьбой. Он совершает политическую ошибку, присягая на верность Владиславу. Он обретает свой путь в дороге жизни. Он убеждён, что спасение России – в собственном пути. Путь героя очерчен от рождения до смерти. Любовный сюжет не отделим от сюжетов внутреннего прозрения. Главное в сюжете – поиск героем национальной идеи. Сюжеты «Юрия Милославского» перекликаются с Вальтером Скоттом, но им придан русский колорит. Сам автор не пытается осовременить роман, но язык произведения и идея объединяют, связывают историю с современностью.

В 1835 г. появляется роман Лажечникова «Ледяной дом». В 1838 г. вышло второе издание романа. Роман рисует атмосферу тотального страха эпохи 1730-х – 1740-х гг., дворцовые перевороты, царствование Анны Иоанновны и временщика Бирона. Бирон не любил Россию, проводил жестокую антинациональную политику. Была организована Тайная полиция. Символом эпохи становится Ледяной дом – символ холода и жестокости. Центральная часть – описание свадьбы шута Анны Иоанновны. Холод становится символом бытия. Действие двигает интрига. Символом интриги становится фигуры «махиавелли». Центральной фигурой романа становится кабинет-министр Волынский и цыганка Мариорица. Любовная интрига переплетается с историческим сюжетом. Волынский был объектом рефлексии Рылеева. Это сложная историческая фигура. Для Лажечникова было важно противопоставить немца Бирона русскому патриоту Волынскому. В Волынском борются гражданское и любовное чувства, соотносимые с традиционным классицистическим конфликтом чувства и долга. В романе присутствуют фольклор и литература. Эпиграфом к эпилогу служит противозаконная строка из Рылеева. Лажечникоа проецирует идею свободолюбия русской нации на эпоху 1730-х гг. «Ледяной дом» был в большей степени аллюзионным романом. Элемент смягчения есть в образе императрицы. Лажечников вводит в роман политическую интригу. В роман вводится образ Тредиаковского. В его изображение вводится элемент антиисторизма. Автор ориентируется на Вальтера Скотта. История Мариорицы во многом напоминает сюжет «Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Эта экзотичная история связана с историей Волынского. Роман Лажечникова – в большей степени мелодрама, но Лажечников воссоздаёт образ ледяной бездуховности. Центральный
герой Лажечникова не вымышленное лицо, но его биография оказывается вымышленной. Лажечников меняет фамилии даже сподвижников Волынского. Историческое и вымышленное переплетаются. Вымышленное делает роман занимательным.

Романы снабжены историческими примечаниями, часто взятыми из Карамзина. Документальные материалы придают романам достоверность.

41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы


Песня и дума определяют жанровый репертуар кольцовской поэзии. И они оказались репрезентативны для решения поставленной задачи: сердце и ум, чувства и размышления самого поэта и его героев — в центре лирической рефлексии Кольцова.

Жанр песни актуализировался в романтической поэзии 1810— 1820-х годов Рубрика «Песни и романсы» в прижизненных сборниках Жуковского, поэтов пушкинского круга, Баратынского, да и самого Пушкина — органичная часть их творческого наследия. Установка на изображение внутренней жизни человека, процесс «распространения» его души и решение проблем мелодики лирического стиха. В недрах этого процесса активно заявляет о себе «российская песня» как опыт фольклоризации жанра, стилизации.