Файл: Дипломная работа др. 450200. 38. 03. 02. 0012023. Пз консультанты руководитель проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такая мера призвана облегчить положение граждан, избавив их от необходимости совершать обременительные платежи в зимний период. Однако теплоснабжающие организации рассчитываются с поставщиками природного газа, щепы и угля, необходимого для выработки тепла, по факту его поставки. Отсюда появляющийся кассовый разрыв и, как следствие, снижение финансовой устойчивости организации.

Сезонность поступлений денег влияет также на политику организаций в отношении замены основных средств. Наибольший объем платежей осуществляется в холодное время года. Организации не в состоянии проводить ремонтные кампании в полном объеме, так как замена изношенных сетей и котлов должна проводиться в летнее время.

Следует отметить, что «погодная зависимость» выражается также в увеличении сбыта тепла в холодные зимы. Как это ни парадоксально, теплая зима ведет к существенным убыткам для теплоснабжающих организаций. Постоянные издержки, в том числе и на проведение ремонтных работ, слабо зависят от погоды, в то время как выручка напрямую определяется объемами отпущенного тепла, в свою очередь зависимых от температуры наружного воздуха.

3. Низкая платежная дисциплина.

Здесь следует говорить о специфической для данной сферы проблеме этического характера, когда оплата потребленных энергетических ресурсов ставится потребителями в разряд необязательных платежей. В результате значительная часть пользователей услуги не воспринимают всерьез накопленные долги вплоть до судебных разбирательств. Например, среди населения бытует представление, что тепло – это не коммерческий продукт, а некое естественное приложение к бытовой жизни.

4. Большое число потребителей.

Если организации, занятые в других секторах экономики, имеют дело с относительно небольшим количеством покупателей, то теплоснабжающие организации предоставляют услуги юридическим и физическим лицам, число которых может достигать нескольких десятков тысяч. В настоящее время большая часть квартир объединены в товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы или управляющие организации, однако есть и те, которые до сих пор не выбрали способ управления. С такими жильцами ресурсоснабжающие организации заключают контракты напрямую. Еще одной особенностью является то, что организация не всегда свободно в выборе потребителей. Часто муниципальные органы власти заставляют теплоснабжающие организации заключать контракт на поставку тепла с заведомо ненадежными контрагентами (бюджетными организациями, многоквартирными домами с низкой платежной дисциплиной). В условиях рыночных отношений верным решением для компании был бы полный отказ от взаимодействия, однако в условиях высокой социальной значимости теплоснабжения такая политика просто недопустима.


5. Неэффективное правовое регулирование.

В странах со стабильной экономической системой, низким уровнем инфляции, простым и понятным правовым регулированием увеличение дебиторской задолженности часто расценивается как признак наращивания объемов деятельности организации и не считается тревожным сигналом. Для российских организаций в условиях повышенной инфляции и нестабильной экономики такое положение, наоборот, может быть очень опасным. В условиях неэффективного правового регулирования большая дебиторская задолженность ведет к повышению финансовых рисков и, как следствие, к финансовой неустойчивости организации. Причем оказывает влияние не само наличие дебиторской задолженности, а ее объем, структура и самое главное – движение, т. е. скорость инкассации, превращения ее в денежные средства. Слабая динамика обусловлена не только кризисом неплатежей, но и неэффективным правовым регулированием со стороны государства.

Нормативно-правовая база функционирования теплоснабжения недостаточно прорабатывается не только на федеральном уровне, но и на уровнях субъектов Федерации и муниципалитетов. Действующие документы различных нормативных, подзаконных актов не удовлетворяют сегодняшним условиям теплоснабжения. Так, наряду с указанными проблемами, связанными с порядком расчетов за тепло, неопределенным статусом сетей, можно выделить неэффективную тарифную политику со стороны государства. Вопрос цены на тепло часто становится предметом не экономических, а политических дискуссий. Правительство скорее склонно защищать здесь интересы населения, чем интересы поставщиков ресурсов. С одной стороны, такой подход вполне оправдан, с другой – он приводит к убыточности теплоснабжающих организаций, которые не в состоянии покрывать своих расходы.

6. Диспропорция цен.

Если в других отраслях экономики коммерческие организации имеют возможность самостоятельно устанавливать цены на производимые товары и оказываемые услуги, то в сфере теплоснабжения ценообразование не относится к категории свободного и регулируется Федеральной службой по тарифам. Организации не могут в полном объеме включать в тариф на горячую воду некоторые расходы. В первую очередь это касается тепловых потерь и процентов по предоставленным кредитам. Кроме того, стоимость на природный газ, щепу и угль, которая составляет основную статью расходов теплоснабжающих организаций, растет более высокими темпами, чем тариф на тепловую энергию.



Отсюда снижение основных финансовых показателей деятельности теплоснабжающей организации и, как следствие, образование значительной по сумме кредиторской задолженности перед предприятиями – поставщиками природного газа, щепы и угля и др.

7. Неэффективное управление дебиторской задолженностью.

Еще одной проблемой отрасли является неэффективное управление дебиторской задолженностью самими поставщиками. Некоторые организации, пытаясь взыскать просроченную задолженность, действуют бессистемно и непрофессионально. Обычно небольшую задолженность удается возвращать самостоятельно, часть долга остается на стадии судебного и исполнительного производства, а часть – на балансе организаций, отражаясь из года в год в финансовой отчетности. При этом поставщики не спешат обращаться к услугам коллекторских агентств или факторинговых компаний ввиду слабой проработанности нормативной базы и высокой стоимости данных услуг.

Таким образом, анализ отраслевых особенностей теплоснабжения позволяет лучше понять трудности, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться теплоснабжающим организациям. Одни проблемы не поддаются изменениям, другие вполне могут быть преодолены. Так, сезонность производства тепла – объективно существующее условие, с которым всегда придется считаться. Однако такой фактор, как большое количество потребителей, можно отнести к относительным параметрам. Так, при 100 %-м охвате жилых домов управляющими компаниями и товариществами собственников жилья теплоснабжающая организация сможет контактировать лишь с небольшим числом исполнителей коммунальных услуг.

Для того чтобы теплоснабжающая организация имела возможность эффективно осуществлять свою деятельность, необходима координация усилий всех заинтересованных сторон. В первую очередь это касается органов местного самоуправления, которые имеют возможность регулировать отношения между участниками рынка жилищно-коммунального хозяйства через принятие различных законодательных актов. Кроме того, очень часто российские теплоснабжающие организации на праве хозяйственного ведения управляют тепловыми сетями и котельными установками, которые по сути являются городской собственностью.


1.2. Основные аспекты логистики снабжения.



Отличительной особенностью современного бизнеса – это высокий уровень конкуренции, что порождает высокие требования потребителей к продукции и уровню сервиса. В то же время значительная доля себестоимости продукции – это затраты на приобретение материальных ресурсов, поэтому оптимизация этого блока позволяет получить наибольшие экономические выгоды в контексте результатов бизнеса. Кроме этого функциональная область логистики, обеспечивающая входящие потоки, определяет параметры всех последующих элементов логистической системы. Отсюда столь высокое значение функционала снабжения с точки зрения управления бизнесом. Если говорить о практической реализации указанных особенностей, то достаточно обратить внимание с какой щепетильностью организации осуществляют подбор персонала в сфере снабжения, а также поставщиков материальных ресурсов, необходимых для производства.

В процессе своего функционирования любая организация, независимо от вида деятельности, потребляет некоторый набор внешних материальных ресурсов, очевидно, что объемы и особенности закупаемых ресурсов, а также характер логистической системы внутри организации, ее связь с потребителями во многом определяют параметры закупочного процесса и характер взаимоотношений с поставщиками. Вместе с этим в основе уникальных логистических бизнес-процессов лежат единые принципы закупочной логистики, применение которых определяется необходимостью использования лучших практик для поддержания конкурентоспособности.

В свою очередь, термин «снабжение» можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • как функция логистического менеджмента. В этом случае закупочная деятельность представляет собой комплекс однородных операций, направленных на обеспечение организации необходимыми материальными ресурсами;

  • как процесс. В настоящее время наибольшую эффективность демонстрирует процессный подход к управлению, который предполагает выделение комплекса взаимосвязанных бизнес-процессов. С этой позиции снабжение представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, направленных на достижение заданного результата;

  • как часть логистической системы. Логистическая система традиционно делится на три основных блока: снабжение, производство и распределение, которые отражают особенности движения и преобразования параметров потоков, проходящих через логистическую систему или цепь поставок (рис.1). В этом случае снабжение выступает частью логистической системы, отвечающей за входящие потоки.




Рисунок 1 – Процесс снабжения
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой. Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его, то есть обеспечивает движение материального потока посредством эффективного информационного обмена. Специалисты департамента снабжения обрабатывают информацию о потребности, поступающую от основных подразделений, передают ее поставщику, осуществляют информационное взаимодействие в рамках организации процесса доставки, приемку, управления возвратными потоками. То есть фактически снабжение выступает связующим звеном между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед – сообщение о том, что поставщики могут предложить (рис.2). Кроме этого процессы, связанные с организацией снабжения в одном звене цепи поставок интегрированы в процессы распределения предшествующего звена цепи поставок.



Рисунок 2 – Распределение процессов снабжения
С позиции логистики: снабжение – это обеспечение организации, требуемыми продуктами или услугами, включающее в себя все взаимосвязанные виды деятельности по управлению закупками и поставщиками, необходимые организации для выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов. Это определение предполагает понимание роли снабжения с точки зрения логистической системы организации, в то время как с позиции управления цепями поставок: снабжение – это процесс, выполняемый организационной единицей фокусной компании или частью интегрированной цепи поставок, отвечающей за получение предметов снабжения требуемого качества, в требуемом количестве в нужное время и по приемлемой цене, а также за управление поставщиками, тем самым внося свой вклад в конкурентное преимущество и реализацию корпоративной стратегии цепи поставок.