Файл: Технология целеполагания воспитательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учащиеся быстрее и осознание воспринимают цель, присваивают её, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьёзно, значимо, доверительно; в) приведёт к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально3.

Четвёртый этап целеполагания в определённой мере повторяет второй, но по содержанию и объёму работы может существенно отличаться. Здесь руководителю, педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие участников целеполагания; б) идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей и родителей; г) провести в жизнь свои управленческие и педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщённый характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приёмов, действий взрослых и детей. Покажем это на ряде примеров.

В практике получило распространение перспективное целеполагание, организованное как моделирование личности выпускника школы.

Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой. Обобщённый вариант модели выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае важен сам процесс осмысления своей перспективы каждым ребёнком, родителем, тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестировании детьми собственных качеств. По-разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы:

  • Какие качества необходимы человеку?

  • Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?

  • Какие качества успешно формирует наша школа?

  • Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника?

  • Какие качества необходимо формировать у детей в первую очередь?

  • Что нужно изменить в школе, чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?


Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости формирования индивидуальных свойств, качеств личности с учётом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых, так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нём. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину4. Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:

  • На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.

  • Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?

  • Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?

  • Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своём развитии, поднялся на более высокий уровень?

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.


Приложение 2


Из опыта работы


Собрание на тему «Мое любимое занятие»

Цель собрания:

Жизненно-практические задачи:

Воспитательные задачи:

Организационно-педагогические задачи:

Планируемые результаты собрания

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:


Подготовка

1. Оформление школьниками коллажей на тему: «Как я провожу свое свободное время» и «Чем бы я хотел заниматься в свое свободное время».

2. Написание мини-сочинений на тему «Я хотел бы научиться ….., это в жизни пригодится».

3. Подготовка презентаций руководителями кружков и творческих мастерских.

4. Подготовка выступлений по теме «Мое любимое занятие» с активными учащимися (рассказ о различных видах индивидуальной творческой трудовой деятельности).

Проведение

1. Вступительное слово. Как вы обычно проводите свое свободное время?

2. Работа с понятием «досуг». Какими словами мы часто называем свободное от учебы, время? (досуг) В свое свободное время человек может заниматься чем угодно: спортом, творчеством, посмотреть телевизор, поиграть.

Досуг очень важен для любого человека. Почему, как вы думаете? Человек отвлекается от своего основного вида деятельности. Свободное время предоставляет большие возможности для творчества, в котором каждый сможет себя проявить, чему-то научиться, получить новые знания.

Досуг – это просто удивительная страна. И вы, наверное, обитали бы только там, и я уверена, что порою вам кажется, что времени у вас для нее очень мало. А на самом деле ученые подсчитали, что его у каждого предостаточно.

Посчитайте, сколько дней в году тратится на вашу учебу, если 180 дней – это ваши каникулы, воскресения, праздники, а 100 дней – в личном распоряжении каждого.

Да, ребята, 280 дней – это очень много. Важно разумно распорядиться этим богатством
, сочетая приятное с полезным, да так, чтобы доставлять себе радость и удовольствие.

А насколько разумно вы тратите свое свободное время?

3. Анализ содержания коллажей «Мое свободное время», выделение наиболее типичных линий поведения в свободное время. Представление коллажей на тему «Чем бы я хотел заниматься в свободное время?».

4. Оказывается, не все могут похвастаться интересным и полезным досугом, хотя у многих есть любимые занятия. В английском языке занятие, которым человек любит заниматься, называется «хобби»; это слово означает увлечение, любимое занятие для себя на досуге. Хобби может быть не только интересным, но и полезным для себя и окружающих. А какие интересные хобби есть у наших ребят? Выступления «Мое любимое занятие», подготовленные учениками. Скажите, чье увлечение показалось вам наиболее интересным? А какое - приносит наибольшую пользу?

5. А какому интересному и полезному занятию вы хотели бы посвятить свой досуг? Анализ содержания мини-сочинений «Я хотел бы научиться…, это в жизни пригодится».

6. Работа в микрогруппах. Обсудите в группе и составьте список наиболее интересных и полезных занятий в свободное время. После обсуждения на доске составляется общий перечень занятий.

7. Представление презентаций деятельности кружков и творческих мастерских. После выступлений представителей ребята могут задать им вопросы о содержании работы кружка или мастерской.

8. Индивидуальная работа. Каждый ученик отвечает на вопросы: «Какое интересное и полезное занятие я выберу для себя в свободное время?», «В каком кружке или мастерской я хотел бы заниматься?», «Какие знания, умения, навыки смогу приобрести?», «Чем будет полезно мое увлечение мне и другим людям?» Затем педагог предлагает каждому выступить, назвав выбранную форму работы и обосновав свой выбор.

9. С учетом выбора школьники объединяются в микрогруппы, и под руководством представителей выбранных кружков и мастерских каждому предлагается составить план своих занятий в свободное время. Желающие могут представить свой вариант присутствующим и рассказать, что они изменили в своем свободном времени и почему.

10. В заключение каждому участнику предлагается закончить фразу «Свободное время для меня – это…»


11. На собрании в конце четверти педагог предлагает детям рассказать, как им удалось выполнить запланированное и каких результатов они добились, занимаясь в кружке или мастерской, которую выбрали.


1 Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: автореф. дис… д-ра. пед. наук. – СПб. ,1992. – С. 28.

2 Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

3 Безрукова, В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1996. – С. 25.

4 Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.