Файл: Методичка Теория бухгалтерского учета практика применения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 753

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Методичка:
«Теория бухгалтерского учета: практика применения»

(Редакция 2.1.)

Оглавление


1.Введение в бухгалтерский учет. 4

1.1.Назначение бухгалтерского учета 4

1.2.Бухгалтерские счета 4

1.3.Активы в бухгалтерском учете 6

1.4.Двойная запись бухгалтерских проводок 7

1.5.Активные счета бухгалтерского учета 9

1.6.Пассивные счета бухгалтерского учета 13

1.7.Активно-пассивные счета бухгалтерского учета 13

2.Учет хозяйственных операций 14

2.1Учет НДС 14

2.1.1Первоначальные сведения 14

2.1.2Учет НДС при поступлении активов (входной НДС) 16

2.2Учет поступления ТМЦ (41 и 10 счета) 17

2.3Себестоимость МПЗ 20

2.4Расчеты с поставщиками. 22

2.5Реализация МПЗ (учет финансовых результатов) 23

2.6Полный цикл операций купли-продажи 27

3.Книга покупок и книга продаж. 34

3.1Поступление ТМЦ (книга покупок) 34

3.2Реализация МПЗ (Книга продаж) 34

3.3Авансовые платежи. 35

3.3.1Учет выданных авансов 35

3.3.2Учет полученных авансов 35

4.Производство (Учет затрат на производство) 37

4.1Основные счета для учета затрат 37

4.2Выпуск готовой продукции 38

5.Основные средства и нематериальные активы. 40

5.1Основные средств 40

5.2Нематериальные активы 45

6.Затратные счета (Общепроизводственные и общехозяйственные расходы) 47

7.Расчеты с работниками организации 49

7.1Расчет НДФЛ 50

7.2Налоговые вычеты 51

7.3Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 52

8.Финансовый результат 56

9.Налоги. 57

9.1Виды налогов 57

9.2Налоговые режимы 58

9.3Отчётные и налоговые периоды. 59

  1. Введение в бухгалтерский учет.


«Не…, Бухгалтерия - это не триумф математики над разумом,

Бухгалтерия - это триумф разума над математикой»
    1. Назначение бухгалтерского учета


«Если все должно сходиться, что-то должно не сходиться»

Основное назначение бухгалтерского учета – сбор и представление данных о деятельности фирмы в стоимостном выражении. Такая информация позволяет принимать правильные управленческие решения руководству компании, обеспечивать контроль над сохранностью имущества фирмы, своевременно выявлять и устранять недостатки в хозяйственной деятельности. Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться в соответствии с нормативными документами.


Задание:


    1. Бухгалтерские счета


Счета бухгалтерского учета предназначены для постоянного учёта движения каждой однородной группы средств и источников их образования методом двойной записи. С их помощью отражаются все хозяйственные операции. Примеры счетов:

SHAPE \* MERGEFORMAT

Пример:

У нас есть две тарелки: №1 для овощей, №2 для фруктов, а также стол для готовки. Если мы из тарелки №2 кладем «что-то» на стол для готовки, то сразу понимаем что речь идет о «фруктах» (т.к. за тарелкой №2 мы закрепили объект фрукты)

Вывод:

На данном принципе построен бухгалтерский учет: за счетом мы закрепляем объект учета и впоследствии используем счета, под которыми подразумеваются объекты учета.

Таким образом, для отображения хозяйственных операций по движениям товаров используется счет 41 «товары». Для отображения хозяйственных операций по движениям материалов используется счет 10 «материалы». Если у нас задействован счет 10, то мы можем быть уверены, что в бухгалтерском учете зафиксирована операция именно с материалами, а не с товарами или с прочими активами (по примеру тарелки №2: если мы встречаем где-то данную тарелку, то мы будем уверены, что речь идет о «фруктах»).


Пример:


Дополнительные вопросы к пункту 1.2:

  1. Для чего предназначены счета?

  2. Опишите назначения «плана счетов бухгалтерского учета»

  3. В чем различие следующих счетов: «10», «08» и «41»?

  4. Дайте определение таким понятиям как «Синтетический счет» и «Аналитический счет»


    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Активы в бухгалтерском учете



Как видим из примера, данные хозяйственные операции отображаются с использованием своих счетов учета. В тексте вы уже встретили такое слово как оборотный актив.

Что же такое актив? Активом в бухгалтерском учете называют имущество фирмы.

SHAPE \* MERGEFORMAT
Действительно активы делятся на два типа: внеоборотные активы и оборотные активы.

Оборотные активы:

Отличительной особенностью оборотных активов является их постоянно нахождение в обороте. К оборотным активам можно отнести:

- Материалы

- Деньги в кассе

- Товары

- и т.д.


Внеоборотные активы:

- Основные средства (орудия труда, здания и т.п., срок службы которых превышает 1 год)

- Нематериальные активы (к примеру, исключительные права на произведение).

Т.е., как мы видим, в понятии «оборотный актив» заложено слово «Обороты» (то, что находится в обороте), поэтому основные средства(01 счет учета) к этому типу мы отнести не можем, т.к. они не находятся постоянно в обороте.
    1. Двойная запись бухгалтерских проводок


SHAPE \* MERGEFORMAT

В данном случае в бухгалтерском учете будет следующая запись (часть полной записи, проводка с НДС не указана):

Дт

Кт

Сумма

Комментарии

41.01

60.01

1 000 руб.

Оприходован товар от поставщика


Дополнительное пояснение: на счет 41.01 оприходован товар от поставщика (со счета 60.01) на сумму 1000 руб.

Что же такое Дт и Кт? Основные понятия бухгалтерского учета являются понятиями Дебета и Кредита. Любая операция должна отображаться как по дебету, так и по кредиту счета.

Пример:

У нас есть три ящика
, каждый ящик со своим номером. Все свои действия мы должны записывать в тетрадку.

Содержимое ящиков:

Ящик №1

Ящик №2

Ящик №3

5 персиков

4 персика

9 персиков

Мы перекладываем,

- из ящика «№1» в ящик «№3» - 4 персика

- из ящика «№2» в ящик «№3» - 1 персик

и делаем следующие записи в тетрадке:

Ситуация №1:

Запись в тетрадке: «Оприходовали 5 персиков в ящик №3»

Последствия: Спустя месяц мы решили проверить все «обороты» за месяц и верность записей. Посчитали количество в ящиках:

Ящик №1

Ящик №2

Ящик №3

1 персик

3 персика

14 персиков

Какую картину мы видим? Из-за недостатка данных мы не можем вычислить из какого ящика в №3 попали нам персики, хотя запись о приходе есть (Ситуация усложнится, если количество операций по переброске и количество ящиков увеличится)

Ситуация №2:

Запись в тетрадке:

«Оприходовали 4 персика в ящик №3 из ящика №1

Оприходовали 1 персик в ящик №3 из ящика №2»

Последствия: Спустя месяц мы решили проверить все «обороты» за месяц и верность записей. Посчитали количество в ящиках:

Ящик 1







Ящик 2










Ящик 3







Начальный
остаток

5




Начальный
остаток

4




Начальный
остаток

9

 

Приход

Расход




 

Приход

Расход







Приход

Расход

Ящик 3




4




Ящик 3




1




Ящик 1

4




Конечный
остаток

1 персик




Конечный
остаток

3 персика




Ящик 2

1




























Конечный
остаток

14 персиков


В отличие от предыдущей ситуации, мы сможем проанализировать такие показатели, как:

- Количество «расхода» персиков из каждого ящика.

- Количество «прихода» персиков в каждый ящик (и из какого ящика).

Вывод:

В ситуации №2 мы видим такие показатели: «что» «откуда» ушло и «что» «куда» пришло. Это и есть основной принцип двойной записи.

На бухгалтерском языке запись в «упрощенном виде» выглядела бы таким образом

Ящик№3(Дт) – Ящик№1(Кт) – 4 персика (суммовые показатели)

Ящик№3(Дт) – Ящик№2(Кт) – 1 персик (суммовыепоказатели)






Ящик №1

Ящик №2

Ящик №3



Счета бухгалтерского учета могут подразделяться на три вида:
SHAPE \* MERGEFORMAT
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15