Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория на тему Экономическая политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Менеджмент»
Специальность 061100 «Менеджмент организации»


РЕФЕРАТ



по дисциплине: Экономическая теория

на тему: Экономическая политика
Студент

Группа

Шифр зачетной книжки

Преподаватель

Новомосковск, 2009 год.

Содержание


  1. Введение

  2. Экономические функции государства

  3. Денежно-кредитная (монетарная) политика

  4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

  5. Виды налогов, их распределение и общественный дефицит

  6. Перераспределение дохода

  7. Государственный сектор и его роль в экономике страны

  8. Заключение

  9. Список литературы


Введение



В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а многочисленные научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует различные рычаги воздействия на экономику.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, масштабы страны, и другие факторы. Длительную историю имеет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Поиск путей рационального соотношения этих двух подходов ведется до сих пор. И здесь особое значение приобретает экономическая политика государства.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы достижения определенных целей. К наиболее общим экономическим целям государства можно отнести следующие: обеспечить экономический рост; создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботится об обеспечении полной занятости (каждый, кто хочет и может работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить.


В экономической политике выделяют финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

Экономические функции государства



Какие экономические задачи и функции выполняет государство в современном обществе? За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и другие.

С развитием общества происходит обогащение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям:

  1. Последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики.

  2. Усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, регулирование трудовых отношений, контроль над безработицей).

  3. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

  4. Защита конкуренции.

  5. Перераспределение дохода и богатства.

  6. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

  7. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

При изменении политической обстановки наблюдаются перемены в экономической политике.

Управление экономикой — это целенаправленное воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.

В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предпринимателям соответствующие права и гарантии предпринимательства. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для наложения соответствующих наказаний.



Государство также представляет услуги обществу в форме содержания государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка: суд, прокуратура, полиция, а также вводит стандарты измерения веса, качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции является монополия. При возникновении монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему обществу.

Государство устанавливает контроль над монополиями. Правительство с помощью "естественных монополий" оказывает прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых источников. В этих сферах правительство формирует комиссии для регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на предоставление услуги. Важным противодействующим фактором диктату монополий является система антимонополистических и антитрестовых законов с целью защиты свободы предпринимательства в качестве эффективного регулятора поведения малых, средних и крупных представителей бизнеса.

Денежно-кредитная (монетарная) политика



Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель- поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме. Монетарная политика является косвенным регулированием рынка.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. В экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы: установление учетной ставки процента, установление нормы обязательных резервов.


Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Например, если фирма берет у банка 20 тысяч у.е. на год под 50% годовых, то возвращать ей придется 30 тысяч у.е.. Учетная ставка процента – норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно уменьшается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства, так как фирмы лишаются возможности получать кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевле, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства, но увеличение денежной массы в обращение ведет к усилению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя и ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влияние на возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым количество денег в обращении. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит «дорогим», сокращает число заемщиков и уменьшает денежную массу в обращении. Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к увеличению денежной массы.

Таким образом, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика



Деятельность государства в сфере налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного дохода, есть фискальная политика. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет - свободный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. Главные источники доходов государства – налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, социальный налог.


Доходы федерального бюджета формируется за счет нескольких статей: личных подоходных налогов — 46%, налогов с фонда заработной платы — 35%, налогов на прибыль корпораций —10%, других налогов — 10%, куда входят акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на дарение.

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (на страховые взносы по пенсионному обеспечению, бесплатной медицинской помощи), выплачивают работодатели и лица наемного труда.

Акцизные налоги взимаются с ограниченного количества товаров: алкогольные напитки, табак, бензин.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов.

Финансы госсектора являются наиболее полным отражением экономической деятельности государства, поскольку госсектор все больше и больше становится субъектом хозяйственной деятельности. Через состояние финансов государственных органов можно судить об уровне производственной деятельности в этом секторе экономики. Через распределение финансовых средств правительство раскрывает содержание и характер распределительных отношений в обществе с рыночной экономикой. Дело в том, что система распределения финансовых средств в госсекторе осуществляется в соответствии с действующим законодательством, что само по себе представляет собой пример требований закона. С другой стороны развитие госсектора ведет ко все большему и большему его влиянию на общие тенденции развития экономики страны, что дает основание утверждать положительные результаты воздействия госсектора в качестве определенного стандарта применительно к сфере хозяйственной деятельности.

Виды налогов, их распределение и общественный дефицит



Все налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Это зависит от тех объектов, которые подлежат налогообложению — доходы, продукты, здания, участки земли.

Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. В этом случае его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

Регрессивный налог — такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Рост доходов подлежит в этом случае обложению меньшей налоговой ставкой. В этом случае имеется