Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория на тему Экономическая политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможность получить большую абсолютную сумму, если темпы роста доходов будут значительными, а это может и не произойти.

Пропорциональный налог характеризуется неизменной ставкой обложения независимо от размера дохода и темпов его роста.

Федеральный личный подоходный налог, налог на прибыль предприятий, как правило, является прогрессивным.

Вопрос о налогообложении затрагивает интересы не только государства, которое является получателем средств, но и каждого плательщика (граждан, фирмы, учреждения).

При распределении налогового бремени на практике руководствуются двумя принципами:

  1. Принцип получения благ — принцип, который утверждает, что субъекты хозяйственной деятельности (фермеры, предприниматели) должны приобретать товары и услуги предоставляемые государством таким образом, как продаются другие товары. Если предприниматель получает выгоду от предложенных правительством товаров и услуг, то он должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров или услуг.

В данном случае может идти речь о таких товарах, как сырьевые ресурсы, находящиеся в ведении государства, энергия и др.; если государство защищает интересы частных собственников, их предпринимательской деятельности посредством предоставления услуг через юридические, правоохранительные органы и др., предприниматели и граждане должны оказывать эту услуги посредством налоговых платежей.

  1. Принцип платежеспособности — принцип системы налогообложения. Этот принцип платежеспособности основывается на идее, что налоги необходимо взимать с тех, кто имеет доходы и соответствующее благосостояние. Отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами должны платить более высокие налоги, чем те, кто имеет более скромные доходы. Этот принцип позволяет распределить тяжесть налогообложения в соответствии с величиной получаемого дохода различными лицами или организациями. Этот подход оправдывается тем, что у лиц имеющих скромный доход: изъятый доллар или рубль, составляет большую жертву, чем доллар или рубль полученный через налоги от богатого или состоятельного человека. Такой подход в распределении налогового бремени вносит своего рода морально-этический баланс в систему налогообложения и распределения налоговых нагрузок на членов общества.


Указанные причины налогообложения лежат в основе формирования государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой. Однако это не спасает от ситуации, когда в государственной казне оказывается меньше поступлений, чем те расходы, которые вынуждено нести государство. Превышение расходов правительства над его доходами приводит к возникновению бюджетного дефицита или государственного долга.

Государственный долг представляет собой накопленную сумму дефицита и бюджетных излишков.

Рост государственного долга обычно является результатом финансирования войн, экономических структур в период экономического спада. Долг государства может возникнуть и по другим причинам — низкая собираемость налогов, внешнеэкономическая задолженность, кризисные явления в экономике. В этих случаях увеличивается величина государственного долга на душу населения.

Главными проблемами, связанными с государственным долгом, как правило, сводятся к следующему.

1. Выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать экономическую стабильность, подорвать действие экономических стимулов.

2. Выплаты процентов или основной суммы долга иностранным вызывают перевод определенной части реализации продуктов за рубеж.

3. Заимствование правительством на рынке капиталов с целью регламентирования долга или выплаты процентов, могут увеличить ставку процента и вытеснить частные инвестиционные формирования.

Таким образом, каждое изменение в состоянии государственного бюджета, рост долга и др., вызывает самые различные противоречивые процессы в экономике, управлять которыми с пользой для дела, могут только те, кто глубоко понимает общие тенденции развития производства, что возможно при соответствующем знании экономической теории.

Основными направлениями мер по преодолению государственного долга в странах с развитой рыночной экономикой следует назвать следующие:

1. Введение конституционных поправок устанавливающих ежегодно сбалансирование бюджета.

2. Принятие законов, обязывающих правительство ежегодно сокращать дефицит до момента полного достижения сбалансированного бюджета к установленной дате.

3. Введение новых федеральных налогов или установление более высоких ставок действующих налогов.

4. Усиление приватизации предприятий госсектора посредством продажи государственных активов и программ в частный сектор.



5. Предоставление президенту права вето по статьям бюджетных расходов.

Перераспределение дохода



В развитых капиталистических странах существует глубокая дифференциация населения по величине получаемых доходов, что является причиной определенного социального неравенства во взаимоотношениях различных классов в обществе.

С целью снижения этой напряженности правительство берет на себя задачу уменьшения неравенства в доходах. Эта задача находит свое разрешение в ряде политических и экономических мер, предпринимаемых правительствами стран с рыночной экономикой. Среди этих мер следует указать на трансфертные платежи, обеспечивающие выплаты остронуждающимся малообеспеченным, инвалидам, безработным. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем экономическим структурам, которые не могут существовать без поддержки правительства, к примеру, сельское хозяйство.

Важным направлением перераспределения доходов является вмешательство правительства в процессе формирования рыночных цен. Это достигается путем гарантийных цен на продукцию фермеров, а также законодательства о минимальных ставках заработной платы.

Государство активно стимулирует спрос и предложения товаров и услуг, потребление которых приносит обществу пользу. Существуют определенные виды товаров и услуг, которые называются государственными или общественными благами, которые рыночная система несклонна производить в силу особой дороговизны или отсутствия прибыли.

Классическим примером общественного блага предоставляемого обществу со стороны государства служат организации экологического назначения, навигационные системы — строительство морских маяков, предостерегающих корабли от кораблекрушений. Другими видами общественных благ является национальная оборона, регулирование паводков, строительство дорог и другие. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться указанными благами и услугами, финансировать их должен государственный сектор за счет налогов, пополняющих государственную казну.

Указанные виды услуг порождают некомпенсируемые издержки, то есть затраты больше чем выручка, получаемая от реализации этих услуг. В данном случае речь идет о так называемых издержках перелива. Наиболее известными издержками перелива связаны с загрязнением окружающей среды (затраты на сооружения очищающие воду, воздух, содержание инспекций, покрывается за счет государственного бюджета).


Государство осуществляет комплекс мер, направленных на стабилизацию развития производства посредством проведения политики полной занятости ресурсов (капиталов, сырья, рабочей силы и поддержания стабилизации уровня цен).

Для того чтобы вмешательство правительства в политику было эффективным, в обществе получает соответствующее развитие государственный сектор экономики как важнейший экономический фундамент общественного развития.

Государственный сектор и его роль в экономике страны



За последние несколько десятилетий значительно возросла регулирующая роль государства в самых различных областях экономической деятельности, таких, как: производство, занятость, производительность труда, уровень цен, распределение ресурсов, сбор налогов и правительственные расходы. Между деятельностью частного и государственного секторов в экономике существует различие, но есть и общие черты, которые дополняют друг друга в решении общенациональных, социальных, политических, экономических задач страны.

Воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы. Однако существуют много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших причин, порождающих необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

О масштабах экономической роли государства свидетельствуют правительственные закупки товаров и услуг и государственные трансфертные платежи. В США трансфертные платежи составляют почти 30% национального продукта. Их доля в других странах еще выше, например, в Швейцарии они составляют 51%, во Франции — 46%, в Великобритании — 45%.

Между государственными закупками и трансфертными платежами имеются важные различия. Через правительственные закупки (закупки оружия, строительство учреждений, оплата услуг судей, пожарных и учителей) перераспределяются ресурсы от частного к общественному потреблению товаров. А через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора (приобретая товары и услуги лиц и отдельные группы при помощи государства приобретают оплаченные обществом товары
, влияя на производственную структуру и активность через рост спроса на соответствующую продукцию). Но в оценке роли закупок и трансфертов во влиянии государства на экономику первостепенная роль принадлежит государственным закупкам.

Само государственное вмешательство в экономику осуществляется в трех направлениях — это вмешательство федерального правительства, правительств в субъектах и местных органов власти. Каждая из указанных ветвей государственного сектора имеет в себе доходы, соответствующие денежные источники и расходы своих бюджетов.

Заключение



Обычно государству в экономике отводится лишь роль компенсатора несовершенств рынка. Однако теперь совершенно понятно, что и оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. Так, с усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов.

Реализация экономической политики предполагает использования определенного инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

Необходимо отметить, что приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным (экономическим) методам государственного воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

Список литературы





  1. Р.М. Нуриев. Основы экономической теории. Микрозкономика. Учебник для вузов.- М.: Высшая школа, 2001.- 281 с.

  2. Э. Райхлин. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции.- М.: Просвещение, 1996.- 263 с.

  3. Т. Линвуд, У. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Под общ. ред. В.А. Исаева./ - М.: Инфра-М, 1996.- 315 с.

  4. Дж.С. Сакс, Ф.Б. Ларрен. Макроэкономика, глобальный подход. Пер. с англ.- М.: Дело,1994.-284 с.

  5. Политическая экономика. Под. ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волковой.- М.: Издательство МГУ,1994.-2 ч., 360 с.

  6. Э. Рохлин. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов.- М.: «Наука», 1998.- 193 с.