Файл: Дипломная работа налоговая система Российской Федерации Бондаренко Ксения Руслановна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М.:Юристъ,2001,с.33.

сбора или взысканы принудительно налоговыми органами8. То есть, объектом налогового правоотношения является налог или сбор.

Налоговые правоотношения - урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений9. Отличительные признаки налоговых правоотношений:

- имеют место исключительно в сфере налогообложения,

  • возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права,

    • носят публичный характер,

    • складываются по поводу денежных средств,

    • обязательной стороной в них выступает государство в лице налоговых или финансовых органов.

Староверова О.В. указывает на то, что налоговые правоотношения имеют особые элементы – объект и субъект, благодаря чему отличаются от административных и финансовых10.

Отсюда следует, что административные, финансовые, бюджетные, конституционные правоотношений, составляющие налоговую систему имеют иной объект, чем налог и сбор.

Предметом бюджетного права являются в том числе отношения, связанные в том числе с определением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разных уровней.

Бюджетные правоотношения - урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых
выступают носителями
8 Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. – М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001.- С.62.

9 Там же. С. 63.

10 Староверова О.В. Налоговое право/Под ред.М.М.Рассолова, Н.М.Коршунова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2001. С. 45.

юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению, и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессах формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Налоги и сборы один из главных источников бюджетных доходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетные правоотношения так же являются частью налоговой системы.

Конституционные правоотношение общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием в том числе взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Соответственно, конституционные правоотношения также образуют налоговую систему РФ.

Мы считаем самым удачным подходом к

определению налоговой системы позицию Химичевой Н.И., которая предложила рассматривать ее в узком смысле как «совокупность налогов в собственном смысле слова»11. Вместе с тем она указала на условность данного термина, поскольку он может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте, например как система налоговых органов. Более верным, по мнению Химичевой Н.И., является закрепленный в Налоговом кодексе Российской Федерации термин «система налогов и сборов», из которого


11 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 230.

«ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах и, во-вторых, о различающихся между собой платежах».

Таким образом, исследовав различные точки зрения определений налоговой системы ученых правоведов можно дать следующее определение налоговой системы - общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

1.2. Становление и развитее законодательства по налоговой системе Российской Федерации.


До революции налоги рассматривались только как средство пополнения госказны. Экономические интересы государства ставились выше интересов населения. Уровень налогообложения в дореволюционной России на рубеже XIX-XX веков был одним из самых высоких в мире и постоянно возрастал. Так, в Л 882 г. население страны отдавало в государственную казну и местным властям-25% всего произведенного валового дохода, в 1892 г. - 27%, в 1901 г. - 30%12. Еще значительнее возрос налоговый пресс с приходом к власти Временного правительства. До 90% доходов богатых и зажиточных слоев населения изымалось в доход государства. Положение бедных слоев также ухудшилось в силу увеличения косвенных налогов (которые играли доминирующую роль в системе налоговых поступлении)13.

Наряду с другими факторами, усиление налогового бремени в России в начале XX века вело к обнищанию населения, социальной нестабильности, ставило под угрозу экономическую и национальную безопасность Российского государства. Власти не осознавали, что экономическая безопасность государства зависит не только от уровня поступлений в государственную казну, но также и от уровня благосостояния его граждан, т.е. диалектически связана с экономической безопасностью личности.

После Октябрьской революции 1917 года отношение к налогам меняется. Налоги начинают использоваться не только как источник пополнения бюджета страны,
но и как средство политической, классовой борьбы.

Постепенно начинает осознаваться значение налогообложениями для обеспечения экономической безопасности государства. В 1918 г., ставя задачу «защитить свою внутреннюю экономическую самостоятельность», В.И. Ленин пишет в работе «Очередные задачи советской власти»: «...чтобы
12 Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2006. С. 13-14.

13 Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д. История налогообложения и общей теории налогов. Уч. пос. М., 2006. С. 116- 117

стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны... заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным, и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству»14. Но все, же в первые годы Советской власти решения в области налогообложения принимались, прежде всего, исходя из политических интересов и служили инструментом классовой борьбы, средством, позволяющим экономически ослабить класс крупных и средних собственников и, таким образом, ограничить возможность таких собственников оказывать политическое и вооруженное сопротивление властям.

Первым нормативным актом Советской власти в области налогооб­ложения стал Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов»15. Этим актом предписывалось продолжение взимания таких налогов, введенных еще Временным правительством, как налога на прирост прибылей, подоходного