Файл: Дипломная работа налоговая система Российской Федерации Бондаренко Ксения Руслановна.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2. Становление и развитее законодательства по налоговой системе Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2.1 федеральные налоги и сборы (понятие характеристика)
2.2. Региональные налоги и сборы (понятие характеристика)
2.3 местные налоги и сборы (понятие характеристика).
3 ГЛАВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
платежи и отчисления, в том числе в местный, бюджет, постановленным нормативам. При этом нормативы, распределения прибыли (дохода) между предприятием и бюджетом должны были обеспечивать равнонапряженные требования государства к использованию предприятиями производственных фондов, трудовых и природных ресурсов.
Наряду с платежами в бюджет за ресурсы применялось налогообложение прибыли (дохода) предприятий, остающейся после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. Изъятие и перераспределение прибыли (дохода) и других финансовых ресурсов предприятия сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также в случаях, не предусмотренных законодательством, запрещалось.
39 Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.
Общие, положения о налогообложении кооперативов были закреплены в Законе СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в, СССР»40. В Законе указывалось, что кооператив участвует в формировании государственного бюджета путем уплаты налогов и других предусмотренных законодательством платежей. Налогами облагался доход (прибыль) кооператива, а также личные доходы членов кооператива и лиц, работающих в нем по трудовому договору. Налогообложение кооперативов было призвано стимулировать выбор кооперативом эффективных направлений деятельности, структуры и технологии производства, способов получения доходов и обеспечивать при их распределении
реализацию принципа социальной справедливости. Система налогообложения должна была предусматривать дифференцированный подход к установлению налогов в зависимости от видов кооперативов и целей их деятельности.
Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах. Указ Президента РФ от 8 мая-1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» обозначил основные направлениями государственной политики в налоговой сфере, и предусмотрел ряд мер по укреплению налоговой и платежной дисциплины41. Президент РФ также поручил Правительству РФ нести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской. Федерации проекты федеральных законов;
40 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
41 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 20. Ст. 2326.
направленных на осуществление налоговой реформы. В июле 1998 г. принимается первая часть Налогового кодекса РФ42, а в августе 2000 г. - вторая43
. Налоговый кодекс закрепил принципы налогообложения и сборов и установил ныне действующую в Российской Федерации систему налогов и сборов.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как, совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства
Таким образом, основными этапами правовой эволюции налоговой системы Российской Федерации выступают: 1 этап — формирование в Российской Федерации налоговой системы рыночного типа (1992 - 1997 г.г.); 2 этап - реформирование налоговой системы (1998 - 2004 г.г.); 3 этап - переход к устойчивому развитию налоговой системы (с 2005 г.)
42 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г. ( в ред. от 29.12.2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
43 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. № 117–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2001 г. ( в ред. от 01.02.2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и сборам относятся:
Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным косвенным налогом. В настоящее время он урегулирован гл. 21 НК РФ, которая действует с 1 января 2001 г. Ранее НДС уплачивался на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»44, который ныне утратил силу. НДС может быть охарактеризован как один из наиболее сложных в правовом регулировании современных налогов.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС в общем случае признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
44 О налоге на
добавленную стоимость [Электронный ресурс] : Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Объект налогообложения НДС, наиболее часто возникающий в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, предусмотрен в пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Ставки НДС предусмотрены в ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации:
С исторической точки зрения можно отметить, что в России стандартная ставка НДС, первоначально составлявшая 28%, впоследствии была снижена до 20%, а затем - до современного уровня 18%.
По общему правилу (п. 1 ст. 52 НК РФ) НДС исчисляется налогоплательщиками самостоятельно. Исключение предусмотрено в ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации: на некоторых лиц, выплачивающих другим лицам доходы, законодатель возлагает обязанности налогового агента. В частности, таковыми признаются арендаторы некоторых видов публичного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
Общий срок уплаты НДС урегулирован достаточно сложно - за истекший налоговый период налог следует уплачивать равными долями не позднее
Наряду с платежами в бюджет за ресурсы применялось налогообложение прибыли (дохода) предприятий, остающейся после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. Изъятие и перераспределение прибыли (дохода) и других финансовых ресурсов предприятия сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также в случаях, не предусмотренных законодательством, запрещалось.
39 Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.
Общие, положения о налогообложении кооперативов были закреплены в Законе СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в, СССР»40. В Законе указывалось, что кооператив участвует в формировании государственного бюджета путем уплаты налогов и других предусмотренных законодательством платежей. Налогами облагался доход (прибыль) кооператива, а также личные доходы членов кооператива и лиц, работающих в нем по трудовому договору. Налогообложение кооперативов было призвано стимулировать выбор кооперативом эффективных направлений деятельности, структуры и технологии производства, способов получения доходов и обеспечивать при их распределении
реализацию принципа социальной справедливости. Система налогообложения должна была предусматривать дифференцированный подход к установлению налогов в зависимости от видов кооперативов и целей их деятельности.
Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах. Указ Президента РФ от 8 мая-1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» обозначил основные направлениями государственной политики в налоговой сфере, и предусмотрел ряд мер по укреплению налоговой и платежной дисциплины41. Президент РФ также поручил Правительству РФ нести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской. Федерации проекты федеральных законов;
40 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
41 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 20. Ст. 2326.
направленных на осуществление налоговой реформы. В июле 1998 г. принимается первая часть Налогового кодекса РФ42, а в августе 2000 г. - вторая43
. Налоговый кодекс закрепил принципы налогообложения и сборов и установил ныне действующую в Российской Федерации систему налогов и сборов.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как, совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства
Таким образом, основными этапами правовой эволюции налоговой системы Российской Федерации выступают: 1 этап — формирование в Российской Федерации налоговой системы рыночного типа (1992 - 1997 г.г.); 2 этап - реформирование налоговой системы (1998 - 2004 г.г.); 3 этап - переход к устойчивому развитию налоговой системы (с 2005 г.)
42 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г. ( в ред. от 29.12.2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
43 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. № 117–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2001 г. ( в ред. от 01.02.2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2.1 федеральные налоги и сборы (понятие характеристика)
В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и сборам относятся:
-
НДС; -
акцизы; -
налог на доходы физических лиц; -
налог на прибыль организаций; -
налог на добычу полезных ископаемых; -
водный налог; -
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; -
государственная пошлина.
-
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным косвенным налогом. В настоящее время он урегулирован гл. 21 НК РФ, которая действует с 1 января 2001 г. Ранее НДС уплачивался на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»44, который ныне утратил силу. НДС может быть охарактеризован как один из наиболее сложных в правовом регулировании современных налогов.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС в общем случае признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
44 О налоге на
добавленную стоимость [Электронный ресурс] : Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Объект налогообложения НДС, наиболее часто возникающий в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, предусмотрен в пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Ставки НДС предусмотрены в ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации:
С исторической точки зрения можно отметить, что в России стандартная ставка НДС, первоначально составлявшая 28%, впоследствии была снижена до 20%, а затем - до современного уровня 18%.
По общему правилу (п. 1 ст. 52 НК РФ) НДС исчисляется налогоплательщиками самостоятельно. Исключение предусмотрено в ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации: на некоторых лиц, выплачивающих другим лицам доходы, законодатель возлагает обязанности налогового агента. В частности, таковыми признаются арендаторы некоторых видов публичного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
Общий срок уплаты НДС урегулирован достаточно сложно - за истекший налоговый период налог следует уплачивать равными долями не позднее