Файл: Протокол от 2021 г. Исполнитель Елешева Валентина Владимировна (группа мифмбz51), очная форма обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
убежденность, являясь одной из основ социальной активности педагога-воспитателя, является наиболее глубокой фундаментальной характеристикой зрелой личности. [22]

Таким образом И.Н. Логвинов утверждает, что формирование личности воспитанника возможно только «в целостном педагогическом процессе», где единство воспитания и обучения является необходимым условием. Обладание собственной целостностью является обязательным требованием для педагога-воспитателя, а именно – он должен не только владеть системой научных знаний и уметь применять их на практике, но и быть личностью со сформированной системой духовно-нравственных ценностей, которые должны быть основой его мировоззрения. [22, с. 203]

2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования


С момента возникновения педагогики как профессии за специалистами данной области закрепилась функция воспитания, как единая и неделимая. Учитель, преподаватель – это воспитатель, наставник. В этом подавляющее большинство авторов видит его предназначение, как гражданское, так и общечеловеческое.

В воспитательной системе любого современного учебного учреждения деятельности учителя отведено место самого важного звена. Оно представляет из себя основной механизм, направленный на реализацию индивидуального подхода к учащимся. Все это обусловлено рядом современных и актуальных задач, что ставятся перед образовательными учреждениями обществом и государством, а также родителями и опекунами, в частности. Прежде всего приоритетным становятся – максимальное развитие каждого ученика с сохранением его индивидуальности, а также раскрытие потенциалов, талантов. Для этого необходимо создать благоприятные условия для совершенства в духовных, умственных и физических средах.

Можно предположить, что воспитание есть некий набор процедур, операций и протоколов. И достаточно всего лишь научить педагога им следовать. А после он гарантированно достигнет успешного результата. Но это предположение неверно, хотя и не лишено смысла. Правильнее считать, что будущим, а также и практикующим, педагогам важно самим выстраивать свою деятельность. Необходимо самостоятельно выставлять цели и распределять приоритеты. Затем нужно подобрать оптимальные методы и средства, соотнося с имеющимися условиями. А после проведя рефлексию всей проделанной деятельности.

Просмотрев различные подходы к определению понятия «воспитание», мы теперь можем провести анализ и выделить некоторые общие признаки, к которым ведут мысли большинства, приведенных в данной работе, исследователей:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;

  • социальная направленность этих воздействий;

  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

В контексте сказанного выше,

целесообразно рассмотреть процесс воспитания как целостную и динамическую систему. Стержнем которой выступает цель, направленная на развитие личности воспитанников. Данная цель реализуется вследствие прямого взаимодействия педагога и воспитуемого. Таким образом, процесс воспитания представляет собой системообразующее основание педагогической деятельности любого современного образовательного учреждения. А педагогическая деятельность есть не что иное, как осознанная деятельность взрослых людей, членов современного общества. Профессиональной целью выступает воспитание подрастающего поколения – члена современного социума.

Одновременно с этим, организация современного воспитательного процесса не заключается рамками данной цели и учитывает влияние всех факторов и условий общества. А потому и является динамической системой, что корректируется по мере необходимости и подстраивается под социальную среду.

Личность современного педагога является основополагающей в процессе воспитания. Под воспитательным процессом подразумевается не только банальная передача необходимой научной информации. Это процесс прямого взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Они взаимно влияют друг на друга, обмениваются эмоциями, мыслями, суждениями. Педагогу недостаточно лишь удовлетворять стремление воспитуемого к знанию. Грамотный профессионал должен уметь мотивировать. Из трудов исследователей можно сделать вывод, что мотивация учеников напрямую зависит уважения и симпатии, что они проявляют к своему учителю. И эта зависимость прямо пропорциональна.

Учащиеся воспринимают знания от педагога через некую призму их отношения к нему и его индивидуальности. Для них это что-то личное, идущее от человека к человеку. В этом и заключается смысл и значимость.

Можно смело назвать личность воспитателя «живым зеркалом», в которое «смотрит» и в котором «отражается» воспитанник. А потому мировоззрение педагога, поведение, отношение к делу – всё это, так или иначе, но «отражается» во всех его учащихся.

Следует также отметить, что в профессиональной деятельности современного учителя всегда найдется место для творчества и импровизации

И импровизация занимает это место по праву, она обязательна. Без этого профессиональному современному педагогу просто не обойтись. Ему необходимо постоянно работать над собой и самосовершенствоваться. Он должен находиться в состоянии выполнить импровизацию в любой момент, быть готовым творить, искать лучшее решение, дабы емко и эффективно, а иногда и эффектно, воплотить задуманное.


Для педагога важно знать и понимать механику усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования отношений к людям и явлениям мира. Это необходимо для осуществления эффективного взаимодействия с детьми и стимуляции самостоятельности. И одной лишь теории в этом недостаточно. Профессионалу необходимо уметь применять это в своей педагогической практике. Важно овладеть опытом, довести до уровня мастера и превратить в искусство применения. На практике часто требуется провести оценивание возникшей ситуации и срочно отреагировать. В качестве подручного инструмента профессионал может использовать педагогическую интуицию, которая является совокупностью опыта и высоких личностных качеств воспитателя.

Говоря про учебно-воспитательный процесс, нельзя обойти стороной и такой значимый фактор, как характер педагога и свойства и качества его личности. Если он обладает излишне твердым и волевым характером, то его стремление сделать все самому приводит к подавлению спонтанности учащихся. Что в свою очередь оставляет их непричастными и делает из них лишь равнодушных зрителей. Иной же педагог по своей натуре мягок и не в состоянии навести порядок в классе. Это вполне может говорить о его недостаточном знании педагогики и психологии. Возможно, о нежелании преодолеть себя самого и сформировать должным образом свой характер. Что может привести в итоге к бесхарактерности и нетребовательности.

Решением для обоих, описанных выше, типов педагогов является необходимость понимания того, чем же именно определяется характер воспитательных взаимоотношений. И педагогическая наука как раз и определяет оптимальные формы проявления и развития как дисциплины, так и демократии. Однако, реализовать это возможно только специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Лишь заручившись уважением со стороны воспитуемых, станет возможным повести их за собой, причем добровольно. В ином случае все взаимоотношения будут лишь формальными, внешними и поверхностными, оказывая неэффективное, а, зачастую, негативное влияние.

Прогноз, анализ, организация повседневной школьной жизни учащихся, вкупе с сотрудничеством и контролем, – задача современного педагога-воспитателя. Профессионал не ограничивается лишь известными формами воспитального взаимодействия и готов в любой момент включить в свою деятельность новые формы, методы и элементы работы. Под каждую педагогическую ситуацию выбирается оптимальная форма работы. Выбор колоссален – это и беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Овладев должным профессиональным уровнем, современный педагог видит в каждом из своих воспитанников прежде всего личность, индивидуальность. Он досконально изучает и знает своих учащихся, применяя педагогическую диагностику. У него развитые гармоничные взаимоотношения с каждым из них. Он способствует формированию и развитию детского коллектива. И все это базируется на использовании личностно-ориентированного подхода.


Вся воспитательная среда, как некая система, проектируется педагогом совместно с учениками. Педагог-воспитатель обязан учитывать интересы, способности и пожелания детей. Ему важно взаимодействовать с родителями, также, зачастую, учитывать этнокультурные условия и особенности среды.

Любая деятельность – умственная, физическая, организаторская – может быть как частью, так и основой воспитательного процесса. Однако, это неосуществимо без педагогических инструментов, которые направлены на развитие учащихся, получение им удовлетворения и радости от того, что он делает и чувствовать благодарность и поддержку окружающих.

Таким образом, мотивы и мотивационная сфера личности воспитанника, его желания и стремления, а также социальные, человеческие и нравственные потребности – главная и первостепенная задача воспитания. Современное воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей ученика.

Не хватает аргументации этим рецептам. Поэтому выгллядит малоубедительно. Желательно дополнить аргументацией.