Файл: Протокол от 2021 г. Исполнитель Елешева Валентина Владимировна (группа мифмбz51), очная форма обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении
1.1 Профессиональная деятельность педагога: понятие и характеристики
1.2 Сущность и структура личности современного педагога
Глава 2. Личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся
2.1 Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования
Выводы по главе 2
В данной главе работы требовалось рассмотреть личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся. Для этого личность педагога была рассмотрена как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательной деятельности. Была установлена прямая зависимость качеств личности педагога от тех качества и особенностей личности, которые он сможет привить воспитанникам и развить в дальнейшем.
В первом параграфе второй главы на основе теоретического анализа авторских исследований требовалось охарактеризовать личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса. В трудах многих исследователей-педагогов отмечалось, что важнее кто и какими методами и средствами проводит воспитательное воздействие, определяя силу, нежели направление этого воздействия. Подчеркивалось то, что личность педагога являет собой определяющий фактор результативности воспитательного процесса. Некоторые рассмотренные авторы в своих трудах указывают на то, что воспитатель выступает центральной фигурой и создает фон психолого-педагогических разработок. Личность педагога и его авторитет в глазах ребенка играют ведущую роль в формировании личности воспитуемого. Одновременно с этим значимость образовательного уровня педагога также занимает важное место. Ориентация на непрерывное самосовершенствование и самообразование дополняет общую картину.
Второй параграф был посвящён изучению воспитательного потенциала личности педагога и особенностей его использования в воспитании учащихся. Были рассмотрены различные подходы к определению понятия «воспитание», проведен анализ и выделены некоторые общие признаки, к которым ведут мысли большинства, приведенных в данной работе, исследователей-педагогов. Рассмотрен процесс воспитания как целостная и динамическая система. Где цель, направленная на развитие личности воспитанников, есть основа рассмотренной системы. Данная цель реализуется вследствие прямого взаимодействия педагога и воспитуемого. Было установлено, что любая деятельность может быть как частью, так и основой воспитательного процесса. Но все это неосуществимо без педагогических инструментов, которые направлены на развитие учащихся.
«Вечер воспоминаний». Выводы должны содержать квинтэссенцию вашего анализа, а не рассказ о нем. Рекомендую переделать.
Заключение
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга.
Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач национального развития, если оно не будет иметь соответствующего образования. Поэтому под личностным потенциалом преподавателя нового века подразумевают такую систему ценностей и норм поведения, которая смогла бы обеспечить развитие науки, техники, производства, искусства и культуры нации.
В настоящее время приоритетными чертами преподавателя должны выступать, на наш взгляд, такие его качества, как творчество, инициативность, стремление к совершенствованию. Современный преподаватель должен обладать чувствительностью к запросам общества, гибкостью, чтобы отойти от стереотипов. Он должен уметь формулировать альтернативы, быть способным оценить новые подходы и тенденции и быть готовым к применению инноваций. Иными словами, преподаватель должен осуществлять педагогическое творчество: применять новые сочетания из апробированных ранее способов обучения, создавать принципиально новые методы, формы, концепции, т. е. становиться исследователем, творцом, новатором.
Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Отметим, что учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а
высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Выполняя выпускную квалификационную работу по теме «Личность педагога и её роль в воспитании учащихся» были решены поставленные задачи.
В ходе исследования, на основе теоретического анализа литературы, было раскрыто содержание профессиональной деятельности педагога. Выполняя данную работу, удалось рассмотреть различные подходы и взгляды на педагогическую деятельность учителя. Были определены основные понятия и характеристики. Проведен тщательный анализ научной литературы и представлены различные авторские определения педагогической деятельности. В ходе исследования было также уделено внимание современному пониманию педагогического процесса, путем анализа трудов современных исследователей.
Требовалось рассмотреть сущность и структуру личности современного педагога. Решая данную поставленную задачу, нами были рассмотрены различные авторские мнения, посвященные важным для педагога общечеловеческим качествам, что наглядно было представлено в общей структуре педагогической деятельности. Было дано определение личности педагога посредством анализа трудов выдающихся исследователей. Были выделены и определены компоненты личности педагога. Данные компоненты были детально описаны, опираясь на авторские исследования.
В ходе исследования необходимо было охарактеризовать личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса. Решая данную задачу, нами была выявлено, что в трудах многих исследователей-педагогов отмечался факт того, что важнее кто и какими методами и средствами проводит воспитательное воздействие, определяя силу, нежели направление этого воздействия.
Последняя задача заключалась в изучении воспитательного потенциала личности педагога и особенностей его использования в воспитании учащихся. Рассмотрев и проанализировав различные авторские подходы к определению понятия «воспитание», были выделены некоторые общие признаки. Процесс воспитания был рассмотрен как целостная и динамическая система. Решая данную задачу, современное воспитание было рассмотрено как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей ученика.
Выявлено, что процесс воспитания представляет из себя системообразующее основание педагогической деятельности любого современного образовательного учреждения. А педагогическая деятельность есть не что иное, как осознанная деятельность взрослых людей, членов современного общества. Профессиональной целью выступает воспитание подрастающего поколения – члена современного социума.
То же самое
Список литературы
-
Аверинцев С.С. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с. -
Артамонов А.Д. Технические университеты в информационном обществе / А.Д. Артамонов, Г.И. Ловецкий. - Москва: СПб.: Питер, 2017. – 288 c. -
Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики / Л.Н. Беленчук. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2019. – 184 c. -
Галузяк В.М. Проблема личной референтности педагога / В.М. Галузяк, Н.И. Сметанский // Педагогика. – 2008. – № 3. – С.36-42. -
Дубов И.Г. Эффекты идивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С.56-65. -
Дубов И.Г. Перестройка личностных структур учащихся при персонализации личности педагога / И.Г. Дубов, В.А. Петровский // Психология развивающейся личности. – М.: Просвещение, 1987. – 310 с. -
Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2016. – 176 c. -
Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2016. – 208 c. -
Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность в педагогической деятельности / Т.В. Иванчикова. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 224 c. -
Ивашнева Л.А. К вопросу о личности педагога с позиции интегральной индивидуальности / Л.А. Ивашнева // Педагогика. – 2006. – № 2. – С.65-72. -
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. – М.: Издательский центр «Академия». – 2012. – 208 с. -
Казанцева Г.Н. Роль эмоциональной культуры преподавателя в воспитании личности студентов: контекстный подход // Педагогика и психология образования. 2012. №3. -
Климов Е.А. Психологические сведения в непсихологических публикациях для осваивающих профессии типа "человек-техника". Пособие для читателей, интересующихся вопросами становления профессионала и психологии. – М.: НОУ ВПО "МПСИ", 2013. – 112 с. -
Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя / Ю.М.Кондратьев //Вопросы психологии. – 1997. – №2. – С.99–101. -
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Культурно-исторический подход к вопросам образования // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 4–13. -
Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов / Крупенин А. Л., Крохина И. М. – Ростов н/Д : Феникс, 1995. – 477 с. -
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Прогресс, 1972. – 410 с. -
Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183 с. -
Кулюткина Ю.Н. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1990. – 104 с. -
Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности / Д.А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2010. – 291 с. -
Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Владос, 2016. – 244 c. -
Логвинов И.Н. 10 избранных лекций по педагогической психологии / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев. – М.: Академия, 2005. – 260 с. -
Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 213 с. -
Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с. -
Маркова А.К. Психология труда учителей / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. -
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. – М.: Дело, 2004. – 216 с. -
Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2017. – 192 c. -
Морева Н. А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Академия, 2017. – 362 c. -
Мягкова Е. Л. Шпаргалка по педагогике / Е.Л. Мягкова. – М.: Аллель, 2019. – 388 c. -
Пономарев П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. – М.: Феникс, 2019. – 233 c. -
Прокофьева О. О. Педагогика. Практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления / О.О. Прокофьева, Е.И. Снопкова. – М.: МГУ им. А. А. Кулешова, 2018. – 240 c. -
Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2019. – 256 c. -
Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 576 с. -
Сокольская М.В., Олифер О.О. Личность преподавателя как модель профессионального становления личности студента // Вестник КемГУ. 2014. №3 (59). -
Сухомлинский В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. – Ижевск : Удмуртия, 1981. – 296 с. -
Таланчук М.Н. Системно-социальная концепция школьного воспитания / М.Н. Таланчук. – Казань, 1991. – 110 с. -
Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: В 11 т. – Л.: АПН РСФСР. – 1958. – Т.З. – 734 с. -
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. – 519 с. -
Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? / С. Яковлев //Учитель. – 2009. – №1. – С.64-70. -
Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. – М.: Академия, 2018. – 256 c. -
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. Учебное пособие / Якушева С.Д. – М.: Форум, 2019. – 158 c. -
Янкелевич Р.К. К вопросу о личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе / Р.К. Янкелевич, Р.Ф. Юровский. – Гродно: ГрГАУ, 2004. – 96 с. -
Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика / В.Р. Ясницкая. – М.: Академия, 2016. – 352 c.