Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 587

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Офицеры, погоны, чулки, носки, ботинки, килограммы, помидоры, апельсины, ружья, свечи, цыгане, белорусы, баржи, блюдца, дела, платья, ясли.


  1. Укажите лексические ошибки, связанные с употреблением заимствованных слов, объясните причины ошибок. Исправьте предложения.

На двери висел аншлаг: «Посторонним вход запрещен».

Поступило сообщение: пьяный муж жену дебоширит.

Вот такое поведение явилось бумерангом для ее увольнения.

Кротов повесил на забор фиктивный некролог обидного содержания на соседа Терентьева.

Специалисты селекционировали спортсменов для сборной команды области.


  1. Отметьте нарушения синтаксических норм

  1. По приезду из Москвы был вызван в часть.

  2. О том, что Долгов после остановки автомашины находился к кабине, показал свидетель Тропик.

  3. Осмотр и изучение изъятых документов показал, что многие из них составлены с нарушением существующих правил.

  4. Поверхность клинка и рукоятки ножа сальные.

  5. Всего сделано четыре фотографических съемки.

  6. На теле потерпевшей имеются множество синяков и ссадин

  7. Розыскные мероприятия проводились в соответствии и на основе утвержденного плана.

  8. В центре внимания — герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.

  9. Все отмеченные недочеты комиссией должны быть устранены.

  10. Проработав два месяца, у него возникли неприятности с начальником.

  11. Из зарплаты виновного возмещен ущерб, причиненный государству.

  12. Вернувшись из армии, старшина устроился на работу.

  13. Экспертиза подтвердила выводы ревизии, однако тем не менее Голубев не признал себя виновным.

  14. Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о мере наказания

  15. Я ценю хороших людей, которые встречаются мне в жизни




  1. Этикетность речи. Рассмотрите особенности, приведите примеры.




Вариант № 3





  1. Поставьте ударение в словах.

Квартал, договор, начать, призыв, незаконнорожденный, средства, шофер, искра, уведомить, индустрия, балованный, диалог, нефтепровод, обеспечение, ходатайствовать, каталог.


  1. Определите род существительных, подобрав к ним прилагательные.

Судья, пари, рефери, кофе, бистро, какаду, тюль, пони, мозоль, атташе, шампунь, табель, алиби, хиппи, Дели, Баку, Онтарио, АЭС, вуз, МИД, штаб-квартира, диван-кровать.


  1. Распределите фамилии по группам: в 1 группу включите фамилии, которые не склоняются; во 2-ю группу - фамилии, которые склоняются при определенных условиях (укажите, какие это условия). Составьте с данными фамилиями словосочетания в косвенных падежах, добавив к ним мужские или женские имена.

Беркевич, Сычук, Бондаренко, Лотяну, Куросава, Ян, Воробей, Миносян, Ким, Ябеда, Резанец, Вебер, Живаго, Дитрих, Серых, Карпель, Сургиладзе.


  1. Отметьте нарушения синтаксических норм.

  1. Согласно заключения медицинской комиссии признан страдающим хроническим алкоголизмом.

  2. Процессуальные нормы о сроках соблюдены.

  3. Кожа на груди и животе чистые.

  4. Шариковым К.К. совершено два однородных проступка.

  5. Заключение судебно-медицинской экспертизы о характере орудия, которым причинены ранения, полностью совпадают с выводами криминалистической экспертизы.

  6. Допрошенные отрицали факт получения спортивных костюмов.

  7. Схема и общий вид машины показан на рисунке.

  8. Для органов внутренних дел важно подбирать и готовить кадры.

  9. Это был человек, который получил хорошее образование, прекрасно разбирающийся в людях.

  1. Учитывая, что срок кассационного обжалования истек 27 марта 1993 года, жалоба у него не была принята.

  2. Регулируемый перекресток сигналами светофора стал темой беседы на экзамене.

  3. Познакомившись со статьей, у меня возникло желание больше узнать об этом человеке.

  4. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы положения эти проверены на практике.

  5. Все, кто знают Воротова по службе, глубоко уважают его.

  6. Есть такая страна — Детство, в которое уже мы не попадем.





  1. Чистота речи. Рассмотрите особенности коммуникативного качества, приведите примеры.


Вариант №4


  1. Поставьте ударение в словах.

Алкоголь, аналог, мышление, подростковый, статут, оптовый, уведомить, эксперт, цемент, каталог, договор, мусоропровод, ходатайство, обеспечение, средства.



  1. Образуйте все возможные формы от глаголов класть, положить, лечь, убедить, ехать. Каковы особенности спряжения этих глаголов? Как у них образуется форма повелительного наклонения?




  1. Перепишите предложения, заменяя цифры словами. Обратите внимание на падежные формы числительных.

  1. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.

  2. Было рассмотрено не менее 350 исковых заявлений.

  3. Прибыл поезд с 287 пассажирами.

  4. Он остался с 5649 рублями долга.

  5. Мы совсем разучились склонять числительные. Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам...»

А ведь это неправильно.

  1. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?

  1. Уволен согласно приказа № 132 от 10.01.00.

  2. Поступками обвиняемого руководила жажда в деятельности.

  3. Мужество наших десантников вселяло страх противнику.

  4. Докладчик отметил о недостатках работы следственного отдела.

  5. В его выступлении чувствуется уверенность в победу.

  6. Истец не отличает преступление и правонарушение.

  7. Сдайте отчет заведующему кафедры предпринимательского права.




  1. Назовите особенности официально-делового стиля речи (функция, типичные черты, жанры)




Вариант № 5





  1. Поставьте ударение в словах.

Обеспечение, каталог, ходатайство, намерения, звонят, осужденный, газопровод, новорожденный, километр, усугубить, экспертный, квартал, приобретение, цемент, облегчить, осведомиться, принудить.


  1. Объясните, что такое тавтология и плеоназм. Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодого адвоката, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.


  1. Отметьте нарушения речевого поведения в больнице.

  1. На курс лечения потребуется двадцать шприцов.

  2. Вам следует уделить внимание на свое здоровье.

  3. Меня ложат в больницу.

  4. Попасть на прием к нервопатологу очень трудно.

  5. Мне запломбировали зуб.

  6. Врач указал о том, что мне нужно соблюдать диету.

  7. Растет спрос на фармакологов, владеющими информацией о новых лечебных препаратах.

  8. Выслушав врача, у меня создалось впечатление, что он безразличен к страданиям больных.

  9. В отделение для новорожденных поступила аппаратура.

  10. Патологоанатом установил причину смерти больного.


4. Отметьте, какие коммуникативные качества речи нарушены в следующих высказываниях: а) точность, б) логичность, в) выразитель­ность, г) чистота, д) этикетность.

В автобусе: — Вы сейчас выходите? — Вы не видели? Я только что вошел.

Из делового письма: Обращаемся с просьбой разрешить пролонгировать существующее соглашение с целью накопления наличия необходимых вам инструментов.

Из газеты: Пришли четверо из прокуратуры... Потом прибежали журналисты и сломали им кайф.

Из делового письма: В первых строках моего письма хочу сообщить, что послание Ваше получили.

Из судебной речи: Горюнову был 21 год. Он обладал всеми правами, в том числе и обязанностями.
5.Назовите особенности публицистического стиля речи.
Вариант № 6


  1. Поставьте ударение в словах.

Таможня, положить, обеспечение, апостроф, меновая, индустрия, договор, созыв, сосредоточение, цемент, экспертный, хозяева, уведомить, языковая (проблема), избалованный.



  1. Определите род данных существительных, подобрав к ним прилагательные.

Рояль, день рождения, кофе, бра, тюль, толь, рельс, колибри, салями, пари, Тбилиси, Токио, пани, протеже, хинди, эсперанто, меню, рантье, кресло-качалка, МГУ, вуз.


  1. Проанализируйте причины абсурдности и неуместного комизма высказывания. Укажите логические ошибки в предложениях, возникшие в результате речевой недостаточности, исправьте их.

В помещении проходной фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для населения.

На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обертки.

Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать клиентов.



  1. Отметьте нарушения речевого поведения в магазине.

Я купила пять пар носок и пять полотенец.

Трое девушек стояли у прилавка и громко разговаривали.

Я решила, что с капюшоном пальто будет выглядеть более эффектнее и поэтому купила именно его.

Плащ стоил, по-моему, более четырехста рублей.

Я решила купить пять килограмм апельсинов.

Правый туфель мне не подошел, я не смогла его надеть.

Молодой продавец вежливо относится с покупателями.

Выслушав рекомендации продавца, я решила купить косметику именно этой фирмы.

Осторожно! Дверь магазина открывается вовнутрь.

Я очень рада и довольна тем, что живу рядом с магазином.


  1. Логичность речи. Опишите значение логичности речи, приведите примеры.



Вариант № 7





  1. Поставьте ударение в словах.

Эксперт, средства, звонишь, подростковый, красивее, намерение, менеджмент, нефтепровод, умерший, упрочение, щавель, шофер, оптовый, договор, обеспечение.


  1. Укажите особенности в образовании и употреблении форм степеней сравнения прилагательных. Исправьте предложения.

Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее. Все отчетливей становятся наши знания о влиянии космического излучения на живые организмы. Все более шире проникают в быт синтетические материалы. Самые крупнейшие достижения нашей науки освещаются периодической печатью. Вдумчиво подходить к подбору материала - это весьма серьезный вопрос и, пожалуй, один из самых решающих.