Файл: Административное право и административное законодательство..docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Административное право как отрасль права и науки
Источники административного права
Система административного правосудия
Место административного права в российской правовой системе
Предмет и метод науки административного права
История развития административного права
Изучение административного права зарубежных стран занимает важное место в теории административного права. Реформа практически всех институтов государственного управления требует проецирования разработок зарубежных административных активистов на российскую почву. В то же время следует избегать трафаретов, слепой имитации. Необходимо творчески пересмотреть существующие зарубежные административно-правовые теории с учетом российских реалий. Мы должны говорить о более широком использовании института сравнительного права.
Административно-правовая наука не должна ограничиваться пассивным «наблюдением» за реальностью, а должна критически ее оценивать, искать возможности правового закрепления перспективных моделей государственного управления, изменения правового режима -административной деятельности. Необходимо разработать административно-правовую политику, создающую условия для проведения позитивных реформ в публичном управлении.
Резюмируя, следует отметить, что исследование в области административного права должно быть конкретизировано в его элементах:
-
Административное право как отрасль права (административное право); -
Регулярность создания, развития и функционирования государственного управления; -
система административно-правовых категорий и терминов (концептуальный аппарат); -
история административного права; -
Правоприменительная практика административных единиц; -
иностранное административное право; -
прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.
Тема административно-правовой науки тесно связана с ее методом познания. Когда субъект показывает, что изучается, метод показывает инструменты (средства и приемы), с помощью которых изучается субъект. В философии метод определяется как способ достижения определенной цели, набор методов или операций для практического или теоретического изучения реальности.
Научный метод административного права
— это совокупность инструментов, совокупность методов и приёмов, используемых для изучения его предмета.
Как и в любой науке, этот метод часто определяет судьбу исследований в области административного права. Различные подходы, основанные на одном и том же фактическом материале (объекте исследования), могут привести к противоположным выводам. В то же время, сам по себе метод не определяет полного успеха в исследованиях: важен не только хороший метод, но и умение его применять.
В науке административного права используются методы, которые применяются в других областях научных исследований. Давайте охарактеризуем самые важные из них.
Сравнение и сравнительный исторический метод. Сравнение служит для выявления различий и сходства между объектами и явлениями. Сравниваются различные нормы административного права в рамках института административного права; нормы различных институтов административного права; институтов административной и других отраслей права (например, административная ответственность и уголовная ответственность). Важно сопоставить стандарты и институты административного права в Российской Федерации со стандартами административного права в других странах.
Метод сравнительного исторического исследования представляет собой исторический (ретроспективный) подход к анализу и оценке категорий государственного управления и административно-правовых институтов. Наука административного права не должна игнорировать положительный опыт дореволюционного законодательства. Поэтому при изучении института -государственной службы необходимо анализировать рейтинговую таблицу Петра I. Много -позитивного можно увидеть в реформах муниципального и цементского самоуправления во второй половине XIX века.
Анализ и синтез. Анализ подразумевает мысленное разложение объекта на составляющие его части, а синтез — это мысленное объединение в единое целое элементов, разделенных анализом. Правовой статус субъектов административного права рассматривается путем изучения его отдельных элементов. Например, административно-правовой статус гражданина включает в себя следующие элементы: принципы, гражданство, права, обязанности, гарантии и ответственность. Изучив каждый элемент в отдельности, исследователь объединяет -элементы в единое целое и выбирает в качестве основы наиболее существенный элемент. Например, принципы административно-правового статуса при изучении административно-правового статуса гражданина.
Аналогия является правдоподобным вероятностным выводом о сходстве в одной характеристике нескольких субъектов на основе их идентифицированного сходства в других характеристиках. Несмотря на то, что аналогия основана на вероятностных суждениях, она играет важную роль в процессе познания административной реальности, так как приводит к формулированию гипотез, которые впоследствии становятся научными теориями. Этот метод -широко используется в моделировании, которое также функционирует как самостоятельный -метод.
Моделирование — это практическое или теоретическое преобразование объекта, в котором исследуемый элемент заменяется естественным или искусственным аналогом, с помощью которого исследователь проникает в его (элементарное) существо. Моделирование продуктивно -используется при утверждении управленческих романов, новых систем, комплексов управления, а также при анализе принятых управленческих решений.
Общие методы научного познания, используемые в науке административного права, были перечислены выше. Эта группа должна также включать в себя абстракцию, идеализацию, обобщение, индукцию, дедукцию.
Знание и умелое применение общих научных методов не исключает использования специфических методов знания, наоборот, предполагает обратное.
Формально-правовой (формально-догамный) метод — исследование внутренней структуры административного права, институтов, отдельных норм путем внешней обработки нормативного материала. Данный метод предполагает применение таких методов, как описание и анализ административно-правовых явлений, выбор характеристик, классификация по видам.
Формально-юридический метод позволяет детально проанализировать и описать явления административного права и дать необходимые рекомендации законодателю и сотруднику правоохранительных органов, а также студентам, слушателям, курсантам — всем, кто изучает -административное право.
Специфический социологический метод включает такие методы, как личное наблюдение за деятельностью административно-правовых субъектов, опросы, анкетирование, интервью. Ценность метода заключается в прямом, немедленном получении информации о состоянии системы государственного управления. Это своего рода канал «обратной связи» между практикой и теорией. Теоретические структуры и рекомендации тестируются в активном, динамическом состоянии. Необходимо учитывать не только соответствие информации объективной реальности, но и качество обработки (накопления, систематизации) полученного материала.
Системный метод. Совокупность административно-правовых норм, формирующих правовую отрасль, представляет собой сложную систему, содержащую элементы различной степени сложности (подотрасли, институты, нормы). Применение данного метода позволяет -установить связи между нормами внутри административно-правовых институтов, нормами различных институтов административного права, а также с нормами других институтов российского права.
Юридический эксперимент предполагает одобрение нормативно-правовых нововведений управленческой деятельности в ограниченном объеме. Целью является -определение эффективности внедряемых инноваций, их своевременная корректировка. Качественное использование правового эксперимента позволяет избежать значительных материальных, физических, организационных и других затрат.
Юридический прогноз помогает сделать предположения о развитии управленческих отношений. Это позволяет своевременно давать рекомендации, в первую очередь, законодателю, который, с учетом текущих процессов, должен незамедлительно вносить изменения в -действующее административно-правовое законодательство с целью повышения эффективности -регулирования управленческих отношений.
Перечень методов административной юриспруденции можно продолжить, но даже те из них, которые упомянуты, создают проблему выбора конкретного метода или его совокупности. Выбор метода зависит от задачи, которую должен решить исследователь. При этом следует помнить, что каждый метод позволяет распознать только отдельные страницы объекта. Совокупность методов, средств исследования определенного объекта называется методом. Метод находит свое воплощение в методе, то есть в его количественной дозе.
История развития административного права
Наука административного права восходит к XVI веку и изначально развивалась в рамках камеральных исследований — науки финансов, экономики, бизнеса и менеджмента. Столь юный возраст изучаемой отрасли науки связан с тем, что от основания государства до позднего средневековья правители всех уровней опасались даже малейшего ограничения своей деятельности правовыми нормами.
Первые шаги к созданию науки административного права были сделаны во времена правления Людовика XIV во Франции, Фридриха II в Пруссии и российского императора Александра I. Это стало возможным благодаря тому, что все они были сильными правителями и создали мощную государственную административную систему, основанную на высокоэффективном государственном, военном, военно-морском и полицейском аппарате. Такой государственный аппарат нуждался в правовом регулировании. Эти законы вместе сформировали полицейское законодательство.
В 1705 году французский юрист Н. Деламар обобщил существующее законодательство и написал первый научный труд о полиции — «Трактат о полиции». Автор не только содержал полный набор правил работы милиции, но и описывал наиболее важные вопросы, касающиеся милиции и управления внутренними делами государства в целом.
С этого времени курсы, преподаваемые в университетах в рамках камерного образования, состояли из отдельных блоков административных и экономических наук, и были созданы первые кафедры камерного образования. В XVIII веке В XVIII веке бурное развитие науки управления -сопровождалось усилением работы над этими проблемами.
Термин «полиция» затем использовался для описания внутреннего управления (за исключением финансового). В этом контексте эта отрасль науки была названа «полицейской наукой».
Значительный вклад в развитие полицейской науки внесли выдающиеся ученые Р. В. Павловского. Мотылёк (1799-1875) и Л. Штейн (1815-1890). Вряд ли можно переоценить работы Р. Молла «Staatsrecht des Königreichs Württembergs» и «Die Wissenschaft der Polizei von den Grundsätzen des Rechtsstaats». Рекомендации Л. Штайна, представленные в монографии «Теория государственного управления», были применены при реорганизации коллегиальных учреждений в министерствах, а также при подборе и расстановке кадров в Германии в середине XIX века.