Файл: Административное право и административное законодательство..docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Административное право как отрасль права и науки
Источники административного права
Система административного правосудия
Место административного права в российской правовой системе
Предмет и метод науки административного права
История развития административного права
Развитие идеи конституционного государства и усложнение отношений между руководителями привело к необходимости трансформации полицейского права в административное, которое сформировалось как самостоятельная отрасль права в конце XIX века. В этом контексте заслуживает особого внимания произведение О. Майера «Немецкий Фервальтунгсрехт» (1895), в котором автор разделяет государственную власть на законодательную и исполнительную.
Наука об административном праве России пошла по тому же пути, что и западное административное право. Одной из первых работ, посвященных вопросам полицейского права, стала книга П. Гуляева «Права и обязанности графской и земской полиции и всех жителей Российского государства вообще по отношению к полиции» (1824). В 1840 г. вышла в свет книга Н. Рождественского «Основы совершенствования государства с применением русских законов». Значительный вклад в теорию полицейского права внес И. Платонов, который в 1856 г. опубликовал работу «Введение понятий в доктрину совершенствования государства и благосостояния», в которой автор утверждал, что цель самодержавного государства — право и благосостояние, справедливость и благосостояние.
Реформы второй половины XIX в. и особенно отмена крепостного права (1861 г.), правовая реформа (1864 г.), реформа земского самоуправления (1870 г.) явились мощным импульсом для развития теории полицейского права. Значительный вклад в развитие российского полицейского права внесли И.Е. Андреевский, Е.Н. Берендц, П.Гуляев, В.Ф. Держужинский, В.В. Ивановский, В.Н.Лешков, А.С.Окольский, М.К.Полибин, И.Т.Таразов, Н.Шеймин, М.М.Шпилевский.
А.И. Елистратов внес значительный вклад. В своей работе «Основные принципы административного права» (1914 г.) он впервые представил научный материал в соответствии с -институциональной системой. Административно-правовые учреждения были сгруппированы в три раздела: Субъекты административного права; объекты административных правоотношений; формы административной деятельности.
Вместе с А.И. Елистратовым в первые годы советской власти плодотворно работали над проблемами административного права такие видные ученые, как А.Ф. Евтихеев, В.Л. Кобалевский, Н.П. Корадже-Искров. За период существования НЭПа был достигнут достаточно высокий уровень развития науки административного права. Примером этого является разработка -Административно-процессуального кодекса (1927 г.) в Украине, который так и не вступил в законную силу.
В конце 1920-х годов идеологи советской юриспруденции Э.Б. Пашуканис и П.И. Стучная поставили под сомнение существование административного права в пролетарском государстве. Это привело к исключению дисциплины административного права из учебных программ образовательных учреждений и сокращению объема научных исследований по вопросам административного права.
Запрет действует уже около десяти лет. С принятием Конституции СССР 1936 года и обновлением государственной и правовой политики административное право было восстановлено как отрасль научного знания. Это случилось в «I». Всесоюзное совещание по науке советского государства и праву (июль 1938 года). С.С. Студеникин и Г.И. Петров сыграли важную роль в «возрождении» административного права. Они проделали важную работу по восстановлению преподавания административного права в университетах.
Среди работ 40-50-х годов следует отметить следующие исследования, посвященные догме административного права: И.И. Евтихеев — «Виды и формы административной деятельности» (1948); С.С. Студеникин — «Нормы административного права и их применение» (1949); К.А. Ямпольская — «Субъекты советского административного права» (1958). Эти проблемы остались предметом исследований для ученых-управленцев: Ю.М. Козлов — «Тема советского административного права» (1967), «Административно-правовые отношения» (1976); Г.И. Петров — «Советские административно-правовые отношения» (1972); А.П. Коренев — «Нормы административного права и их применение» (1978).
В 1960-х годах активно изучались вопросы административного принуждения и административной ответственности. Большое значение имела работа А.Е. Лунева «Административная ответственность за нарушения» (1961 г.). Над этими проблемами работали такие выдающиеся ученые, как Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, М.И. Еропкин, Л.Л. Попов, А.П. Шергин, О.М. Якуба и другие.
Помимо проблем материального административного права, были также плодотворно изучены процедурные аспекты управленческой деятельности в области публичного администрирования. Над вопросами теории управленческого процесса работали такие ученые, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Е.В. Додин, В.А. Лория, А.Е. Лунев, Г.И. Петров, Л.Л. Попов, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Д.М. Чечет, А.П. Шергин. Активно велись научные исследования в области административно-правовых основ отраслевого и межотраслевого управления (экономика, финансы, образование, наука, здравоохранение, культура, оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция и др.) В.В. разобрался с этими проблемами. Александров, Барабашева Н.С., Дорохова Г.А., Евтихиев И.И., Козлов Ю.М., Колибаба Г.Н., Конин Н.М., Коренев А.П., Коренев Ю.Ю.
Коренные изменения в административной сфере российского государства, принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации поставило на повестку дня вопрос о необходимости разработки новых учебников и лекций по административному праву. Среди современных авторов учебной литературы наиболее выдающимися являются А.Б. Агапова, А.П. Алехине, Д.Н. Бачачач, Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елизиев, А.А. Кармолицкий, Ю.Н. Бачачач, Д.Н. Бачачач, Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елизиев, А.А. Кармолицкий и др. Последние работы этих авторов были освобождены от идеологических догм, перегрузивших учебники советского периода. В то же время существует преемственность, когда позитивное административно-правовое наследие советской юриспруденции творчески обрабатывается и используется в учебном процессе в учебных заведениях. В то же время широко распространяются работы таких видных российских управленческих деятелей, как И.Е. Андреевский, Е.Н. Берендц, В.Ф. Дерюшинский, А.И. Елистратов, В.Л. Кобалевский, И.Т. Таразов.
Переход к новым принципам экономической деятельности, осуществление (консолидация) разделения государственной власти на три самостоятельные ветви на законодательном уровне существенно изменили российскую правовую систему. Эти изменения коснулись прежде всего административного права как отрасли, обслуживающей наиболее динамичные отношения в обществе — отношения, связанные с деятельностью исполнительной власти. Эти обстоятельства требуют пересмотра многих административно-правовых проблем, от решения которых зависит степень реализации прав и свобод граждан в этой сфере.
Концепция и элементы административно-правовой базы
Регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, а также -управленческих отношений, возникающих в других сферах общественной жизни, требует применения определенных средств, с помощью которых обеспечивается организация отношений в соответствии с задачами общества и государства. Важнейшую роль в регулировании этого процесса играют административно-правовые средства, которые определяются их потенциалом и способностью эффективно влиять на отношения между руководителями. Эти средства вместе образуют сложный механизм, называемый механизмом административного и правового -регулирования.
Механизм административно-правового регулирования — это система административно-правовых средств, воздействующих на административные отношения и -организующих их в соответствии с проблемами общества и государства.
Механизм административно-правового регулирования является одним из сложных социально-правовых явлений и поэтому имеет внутреннюю организацию (структуру).
Анализ действующего административно-правового законодательства и практики субъектов публичного администрирования позволяет выделить следующие элементы механизма административно-правового регулирования:
-
принципы административного права; -
административные и правовые требования; -
Файл официального толкования административного права; -
Акт применения административного права; -
административно-правовые отношения.
Административное и правовое регулирование представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Во-первых, общественные отношения, основанные на принципах административного права, регулируются административно-правовыми нормами. Административно-правовые нормы устанавливают (консолидируют) круг соответствующих общественных отношений, определяют круг субъектов административного права, их субъективные права, свободы и юридические обязанности. Второй этап заключается в -реализации административно-правовых норм, посредством которых административные отношения становятся административно-правовыми отношениями.
Элементы механизма административного и правового регулирования играют разные роли. Центральным элементом является административное право, поскольку все остальные элементы вытекают из административного права и обусловлены им. Однако их роль не может быть сведена -к вторичным средствам административного регулирования по отношению к нормам административного права, поскольку без их использования механизм не способен в полной мере реализовать эффективное воздействие на участников административных отношений.
Принципы административного права имеют существенное значение для регулирования отношений между менеджерами.
Принципы административного права являются основными идеями, руководящими принципами, которые лежат в основе и выражают суть административного права.
Принципы административного права имеют следующие характеристики:
-
они определяют правовую природу административного права -
определить основные закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления -
консолидированы административными и правовыми положениями; -
являются эталоном для разработки административных и правовых норм; -
служат средством восполнения пробелов в административно-правовом регулировании административных отношений; -
определяются уровнем развития общества и государства.
Анализ действующего административного права и практики его применения позволяет выделить следующие принципы административного права.
Центральным принципом административного права является принцип законности. Законность как принцип административного права устанавливает режим надлежащего функционирования системы государственного управления, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами административных правоотношений действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов.
Этот принцип включает в себя два независимых, но взаимозависимых аспекта. Первое — -уважать иерархию источников административного права, в соответствии с которой нормативный акт меньшей юридической силы не должен вступать в противоречие с актом большей юридической силы. Так, ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в -Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Второй аспект — точное и неукоснительное соблюдение и выполнение требований нормативных правовых актов всеми участниками управленческих отношений. В деятельности правоохранительных органов указанный принцип подразумевает, что, во-первых, субъекты управленческих отношений должны действовать в пределах своей компетенции, во-вторых, руководствоваться действующим законодательством, в-третьих, осуществлять свою деятельность в определенных процессуальных формах, и, в-четвертых, требовать от других участников управленческих отношений соблюдения правовых норм.