Файл: Отчет по преддипломнной практике место прохождения практики фгбоу во Астраханский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создание в конце девятнадцатого века оттертрала, горизонтальное раскрытие которого обеспечивается специальными распорными устройствами — траловыми досками, непосредственно присоединенными к крыльям трала, а вертикальное — поплавками. Для буксировки оттертрала необходимо использовать два ваера. Дальнейшим этапом совершенствования донного тралового лова стало использование схемы Виньерон-Даля, отличающейся от предшествующего оттертрала тем, что траловые доски были отнесены от крыльев трала с помощью так называемых кабелей на некоторое расстояние. В середине двадцатого века появились первые конструкции разноглубинных тралов, которые в дальнейшем получили широкое развитие. Иногда разноглубинные тралы называют пелагическими. Согласно действующей международной стандартной статистической классификации орудий лова International Standard Statistical Classification of Fishing Gear (ISSCFG) все конструкции донных и разноглубинных тралов, оснащенные траловыми досками и буксируемых одним судном, называются оттертралами. Донные тралы. Орудия лова этого вида состоят из сетной части, тросовой оснастки и деталей промыслового вооружения. У большинства донных тралов сетная часть выполнена из двух пластей — верхней и нижней, сшитых вдоль боковых кромок и посаженных на топенант. Передняя кромка верхней пласти садится на верхнюю подбору, нижней — на нижнюю подбору. Пласти состоят из выкроенных пластин крыльев, мотни и мешка. Верхняя пласть отличается от нижней дополнительным сетным козырьком — сквером, расположенным перед пластиной мотни. Крылья, сквер и пластины мотни трала образуют переднюю часть трала, которую изготовляют отдельно от мешка — конечной сетной части трала. Мешок состоит из конусной части и цилиндрической части, в конце которой за дележным стропом находится куток. Концы подбор и топенантов соединены с кабелями — стальными канатами, ведущими к распорным доскам. От распорных досок к судну идут длинные буксировочные стальные канаты, называемые ваерами. Двигаясь, судно тянет ваера, от них движение передается на распорные доски, которые расходятся в стороны, растягивая кабели и раскрывая устье трала. При движении под воздействием оснастки сетная часть трала принимает рабочую форму. Донные тралы могут использоваться траулерами, работающими по бортовой, кормовой и близнецовой схеме траления. По кормовой схеме могут работать два типа траулеров: имеющие специальный вырез в корме — слип или оснащенные траловым барабаном для намотки орудия лова. Траулеры-кормовики, не имеющие слипа, часто используют средства гидромеханизации для выливки улова. Обычно судно работает одновременно одним тралом. Однако, известны способы донного траления (рис. 1.4), когда с одного судна одновременно ловят двумя или тремя тралами, примыкающими друг к другу крыльями. Донное траление состоит из следующих операций: подготовки орудия лова к работе, постановки трала,
траления по грунту, выборки трала, выливки улова. Добываемые донными тралами различные виды рыб и других гидробионтов, как правило, обладают вполне выраженной реакцией на отдельные элементы движущегося орудия лова, что позволяет эффективно их облавливать. Процесс лова рыбы любым отцеживающим орудием включает в себя захват скопления, направление в удерживающую часть, а затем в зону накопления, из которой впоследствии улов попадает на судно. В соответствии с этим трал и зону его облова можно условно разделить на четыре части.


Рисунок 1.4 Схема донного траления:1— промысловое судно (траулер);2— ваер;3— траловая доска;4— донный трал
Первая часть — зона спугивания, располагающаяся от траловых досок до сечения по центру гужа верхней подборы. К ней относятся траловые доски, кабели, верхние и часть нижних крыльев. Назначение этой части траловой системы — сконцентрировать объект лова, не дать ему уйти из зоны облова. Подводные наблюдения показывают, что рыба в этой части трала держит себя относительно спокойно, отходит от сетного полотна крыльев и, как правило, не пытается проскочить через ячеи или линию кабелей. Характерной особенностью этой зоны является отсутствие полной изоляции облавливаемых объектов деталями траловой системы от остального пространства, т. е. имеется возможность ухода вверх и вбок между гидродинамическими мутьевыми шлейфами, образуемыми движущимися досками, кабелями и крылями.

Вторая часть — зона захвата, располагающаяся от сечения по центру гужа верхней подборы до сечения по центру гужа нижней подборы. Она включает сквер и часть нижних крыльев. Рыба скатывается по направлению к мешку, предпринимая попытки поднырнуть под нижнюю подбору или выйти сквозь ячею сетного полотна. Характерной особенностью этой зоны является условно полная изоляция облавливаемых гидробионтов сетным полотном и грунтом от остального пространства, т. е. возможность ухода вверх, вниз и в бок ограничивается размером ячеи и величиной зазора между грунтом и нижней подборой.

Третья часть — зона удерживания, располагающаяся от сечения по центру гужа нижней подборы до цилиндрической части мешка. Она включает мотню и конусную часть мешка. В этой зоне рыба промыслового размера может выйти из зоны облова только в направлении устья трала, т. е. степень изоляции, по сути, полная.



Четвертая часть — зона накопления, практически совпадающая с цилиндрической частью тралового мешка. Характерной особенностью этой зоны является полная изоляция облавливаемых рыб промысловых размеров сетным полотном. Согласно правилам рыболовства запрещён промысел трески и пикши разноглубинными тралами. Самым распространённым орудием лова для этих объектов является донный трал. Донными тралами в Охотском море добывают тихоокеанскую треску. Внутренний размер ячеи в траловом мешке при промысле трески, пикши, сайды, камбалы морской и палтуса черного составляет 130 мм. С целью предотвращения преждевременного износа сетного полотна тралового мешка, на нижней части устанавливают фартук из сетного мата или парусины. С целью обеспечения селективности промысла в концевой части мотни трала устанавливают сортирующую систему, конструктивно выполненную из решетки с расстоянием между прутьями не менее 55 мм.

Как упоминалось выше, промысловая мощность рыболовного комплекса, связанная сезонностью облова орудия, характеризует способность комплекса выполнять промысловые операции. Промысловая мощность донных тралов определяется на основе метода обловленных объемов. В последние годы в мировом рыболовстве отчетливо проявляется тенденция по ограничению деструктивного воздействия тралового промысла на уязвимые морские экосистемы. Применение донных тралов приводит к деградации донных биоценозов ряда ареалов донных рыб, уменьшению видового биоразнообразия, снижению численности морских организмов. В случае дальнейших ограничений донного тралового лова отечественный промысел в условиях неразвитости других способов и орудий лова может практически прекратиться (Дверник, 2013).


1.6 Анализ технологии лова донным тралом


Из разнообразия промысловых схем при кормовом тралении вытекают различия в технологии лова. Вместе с тем работа по различным схемам имеет много общего. Технология кормового, как и бортового, траления состоит из следующих операций: подготовка промыслового оборудования и орудия лова к работе, спуск трала, наведение трала и траление, подъем трала и выливка улова.

Подготовка к лову. Эта операция включает те же работы, что и при бортовом тралении. Непосредственно перед началом лова полностью оснащенный трал располагают на рабочей промысловой площадке. Расправленный трал осматривают и устраняют замеченные неисправности. Траловые доски выводят к подвесным ваерным блокам, подвешивают на цепочки или оставляют висеть на ваерах.

Спуск трала. Трал спускают с помощью спускового троса. Для этого за гужик на конце мешка крепится глаголь-гак спускового троса, а сам спусковой трос, проведенный через подвесной блок под кормовым транцевым порталом, подается на турачку лебедки. Спусковой трос выбирается лебедкой, и мешок трала выходит на слип, а иногда и в воду. После этого с помощью оттяжки глаголь-гак отдают и крепят его за грунтроп. Лебедку вновь включают, и спусковой трос выбирают до тех пор, пока сетная часть не сойдет со слипа. Вновь дергают оттяжку, отдают глаголь-гак.

При движении судна вперед самым малым ходом под действием кильватерной струи трал расправляется за судном. Отдают тормоза и травят кабели на заднем ходу лебедки при включенных барабанах до подхода колец включения лапок досок к слиповой канавке. Далее в зависимости от промысловой схемы переходят от травления кабелей к травлению ваеров.

Перед отдачей траловых досок судну дают средний ход и, когда оно наберет скорость, спускают доски. Когда доски взяли распор, судну дают полный ход и травят ваера под торможением или на заднем ходу лебедки.

Перед окончанием травления ваеров ход судна уменьшают и постепенно зажимают стопоры барабанов лебедки. Стопоры окончательно зажимают после подхода заданной марки ваеров к слиповой канавке и выравнивания длины вытравленных ваеров.

При донном тралении траулер идет малым ходом, пока трал и траловые доски не сядут на грунт (после посадки трала на грунт ваера перестают вибрировать).


При разноглубинном лове трал по окончании травления ваеров должен оказаться на заданной глубине. Для точного выведения трала на заданный горизонт перед началом промысла производят тарировку трала. В результате тарировки устанавливают зависимость глубины хода верхней подборы трала от длины вытравленных ваеров и скорости траления. Одновременно устанавливают скорость погружения и подъема трала при травлении ваеров определенной длины на различных режимах работы главного двигателя. Трал тарируют с помощью приборов контроля параметров трала (ИГЭК-супер, Ритм-600 и т. д.). Вибраторы приборов закрепляют на верхней подборе так, чтобы излучающая поверхность прибора была направлена вверх. Тарируют на нескольких режимах работы главного двигателя (разном числе оборотов гребного вала и развороте лопастей винта регулируемого шага), чтобы в процессе траления можно было опускать и поднимать трал, не изменяя длины вытравленных ваеров. Наибольшую и наименьшую длину ваеров выбирают с учетом глубин в предполагаемом районе промысла.

Вытравив наименьшую длину ваеров, трал буксируют в течение 12—15 мин на одном режиме работы двигателя. За это время 3—4 раза снимают и заносят в таблицу отсчеты оборотов главного вала, величину разворота лопастей винта, скорость траления, горизонт хода трала. Через 12—15 мин дотравливают одну или две марки ваера и продолжают тарировку на первоначальной скорости, но при другой длине вытравленных ваеров и т. д. По полученным данным строят тарировочные графики и составляют тарировочные таблицы.

Тарировку целесообразно проводить при тралении по ветру и тралении против ветра. Специально трал тарируют, чтобы установить скорость погружения и скорость подъема трала при изменении скорости траления или длины вытравленных ваеров.

В последние годы во многих странах разрабатывают системы автоматического наведения разноглубинного трала на облавливаемые косяки и скопления рыб

Траление. Эта операция на судах кормового траления в принципе не отличается от аналогичного процесса на судах бортового траления. Рассмотрим здесь лишь особенности прицельного траления. Прицельное траление применяют при облове отдельных плотных косяков и скоплений на плохих грунтах. Для определения границ промысловой концентрации рыбы в толще воды или площадки грунта с ровным рельефом судно без трала идет переменными галсами с включенными приборами. При обнаружении рыбы определяют длину и ширину промыслового скопления, размеры площадки. После этого спускают трал так, чтобы сразу после взятия ваеров на стопор трал попал па косяк или промысловую площадку.