Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКТ СОГЛАСОВАНИЯ


на конспект лекций по ОУД «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», по специальностям технологического профиля, разработанный преподавателем ГБПОУ «Южно-Уральского государственного технического колледжа»

Агеевой О.В.
Конспект лекций по ОУД «Обществознание» составлен в соответствии с программой общеобразовательной учебной дисциплины. Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям, относящимся к технологическому профилю профессионального образования.

В конспекте лекций представлены все темы, согласно программе по общеобразовательной учебной дисциплине «Обществознание », а так же вопросы и рекомендованная литература.

Автором определен самый важный теоретический материал для изучения современного общества, обозначены все важнейшие проблемы, как мирового, так и российского уровня.

Применения Конспекта лекций по ОУД «Обществознание» в учебном процессе способствует освоению обучающимися основных видов деятельности, что обеспечивает достижение общих и профессиональных компетенций, предусмотренных программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание».

Конспект лекций по УД «История», может быть рекомендована для применения на занятиях студентов Южно-Уральского государственного технического колледжа для студентов очной и заочной формы обучения.


Л.В. Никитин

кандидат исторических наук,

доцент кафедры всеобщей истории

Южно-Уральского государственного

гуманитарно-педагогического университета




Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Южно-Уральский государственный технический колледж








Конспект лекций

по общеобразовательной учебной дисциплине

«Обществознание»

для специальностей технологического профиля

Челябинск, 2021 г.

Составлено

в соответствии

с рабочей программой

ОУД «Обществознание»


ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией СГД

Протокол №

От « » 2021 г.
Председатель ПЦК
________ (О.В.Коротыч)


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР
______Т.Ю.Крашакова
«__»_________2021г.
















Составитель: Агеева Ольг Владимировна, преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа




Рецензент: Л.В. Никитин кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета


Пояснительная записка
Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание» направлена на:

- формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Количество часов отведённых на дисциплину составляет 108 ч., из которых 20 часа – практические занятия.

Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);


2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;


13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметных:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;


8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметных:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Конспект лекций включает в себя все темы, необходимые для изучения дисциплины, лекционный материал, а так же вопросы для самостоятельной подготовки.

Введение. Обществознание как наука.

«Обществознание» («обществоведение») означает не одну науку, а целый комплекс наук, изучающих общество и человека. Знания, которые дают эти науки, именуют социально-гуманитарными (заметим, что гуманитарные знания включают в себя также целый комплекс филологических наук: лингвистику, языкознание и др.).

Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.

Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.

1.Науки, изучающие общество.  

  1.   Философия – наука, выявляющая всеобщие, объективные, повторяющиеся, существенные закономерности в развитии общества и природы.

  2.   Социология - наука, изучающая общество в целом, структуру и закономерности развития.

  3.   Правоведение – наука о системе социальных норм

  4.   Политология - наука об особой жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями.

  5.   История – наука, изучающая прошлое человека, во всем его многообразии.

  6.   Экономика - совокупность наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг

  7.   Этика - философская дисциплина, предметом которой являются мораль и нравственность

  8.   Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного.