ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
-
в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; -
в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
-
материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира -
духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:
-
национальная – мировая; -
светская – религиозная; -
восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.); -
традиционная – индустриальная – постиндустриальная; -
сельская – городская; -
обыденная – специализированная; -
высокая (элитарная) – массовая – народная
Элитарная, массовая и народная культуры
Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
-
рост жизненного уровня; -
развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь; -
возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
2.Мораль, ее категории
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.
Моральные требования и представления:
-
нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); -
моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); -
нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.); -
морально-психологические механизмы (долг, совесть); -
высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.
3. Искусство, его формы, основные направления
Искусство:
-
специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; -
практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; -
высокая степень мастерства.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
Функции искусства:
-
общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества); -
художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); -
воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей); -
эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека); -
утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); -
предвосхищения (предвосхищает будущее); -
внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); -
гедонистическая (доставляет людям удовольствие); -
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Вопросы для самостоятельной подготовки.
-
Перечислите и охарактеризуйте основные виды культуры. -
Перечислите и охарактеризуйте функции культуры. -
Из каких основных элементов состоит структура духовной жизни общества? -
Объясните отличия морали и нравственности. -
В чем заключается сходство морали и права? -
Какие функции мораль выполняет в обществе? -
Перечислите виды искусства. -
В чем заключается специфика искусства? -
Перечислите и охарактеризуйте функции искусства
Тема 1.3.Религия
1.Религия – это
-
вера в сверхъестественное, и основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение; -
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; -
форма удовлетворения духовных потребностей.
Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Элементы религии:
-
вера – принятие истинности чего-либо без доказательств; -
культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность; -
переживания; -
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); -
символы.
Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
2.Функции религии:
-
мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых, осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание); -
регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность); -
терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение); -
культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры - письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению); -
коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих - с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.); -
интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии); -
легитимизирующая.
3.Формы ранних религий:
-
анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы; -
фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; -
тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; -
магия (колдовство).