ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности.
Организаторская функция: мобилизация народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь, объединение усилий всех слоев общества, формирование кадров и сплочение сторонников реформ.
Координационная функция направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений.
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия, обеспечивает жизнеспособность политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.
Институционалистская функция – формирование лидером специфического механизма реализации политического курса.
Функция легитимации политическогопорядка – обоснование правомерности политического режима средствами прямого обожествления личности лидера.
Функция социального арбитража и патронажа – выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония.
Задача поддержания консенсуса в обществе (ключевая функция): обеспечение сплочения всех социальных слоев общества, своевременное разрешение противоречий, развитие интегративных общественных процессов и поддержание целостности социальной системы.
Вопросы для самостоятельной подготовки
Тема 5.6.Политическая культура
1.Политическая культура - совокупность норм и ценностей, разделяемых большинством граждан, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.
Типы политической культуры:
Функции политической культуры:
А.идентификационная - стремление определить свои способы участия
Б.ориентационная - понимание возможностей по реализации прав и свобод в конкретной политической системе
В.адаптационная - приспособление к изменяющейся политической жизни
Г.социализации - обретение определенных навыков, позволяющих реализовать свои права
Д.интегрирующая - возможность различных групп сосуществовать в рамках определенной политической системы
Е.коммуникативная - взаимодействие на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов
2. Политическое поведение - совокупность сознательных действий, направленных на достижение социально-значимых целей.
Виды политического поведения:
А.конструктивное
Б.деструктивное
В.индивидуальное
Г.групповое
Д.массовое.
Экстремизм - приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Популизм - деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.
Политическое сознание - мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого процесса и собственной роли в нём.
Виды политического сознания:
А.обыденное
Б. идеолого-теоретическое. Является основой идеологии.
Политическая идеология - это система концептуально-оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы и настроения людей, а так же наций, политических партий и других субъектов политики.
Виды политических идеологий
-консерватизм,
-либерализм,
-социал-демократия,
-коммунизм,
-национализм.
1.Свобода и независимость человека в экономической и политической области
2.Свободная конкуренция и предпринимательская инициатива.
3. Права и свободы личности гарантируются государством с момента рождения (право на жизнь, безопасность, предпринимательскую деятельность....).
4.Равенство возможностей, равенство перед судом, отрицание равенства в экономике.
Коммунизм - бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям".
Основные ценности:
1.Отсутствие частной собственности
2.Всеобщее равенство на средства производства.
3. Реализация принципа - "от каждого по способностям - каждому по потребностям"
4.Бесклассовое общество.
5.Средство достижения - революция
1«Нация — первична, государство — вторично
2«национальные ценности»
3«национальные интересы»,
4«национальная безопасность»,
5. «национальная независимость»,
6.«национальное самосознание»
1 Сохранение традиций
2 Сохранение норм
3 Естественное право
4 Теория социальной стратификации
5 Частная собственность
В большинстве демократических стран мира люди имеют право голосовать за различные партии, представляющие те или иные идеологии. Однако в мире так же есть несвободные страны, где отсутствует многопартийность и конкуренция между различными политическими идеологиями. В странах такого типа, как правило, у власти находится одна политическая партия, а в государстве принята одна единственная политическая идеология. Если в пример брать Кубу и КНДР, то, в этих странах у власти находится коммунистическая партия, проповедующая коммунистическую идеологию и социалистическое устройство общества. Во многих странах арабского мира так же реальное политическое разнообразие. Особенность власти в этих странах заключается в том, что политическая идеология и общественное устройство тесно связано с религией - Исламом. Такая идеология, как либерализм имеет большую поддержку в развитых странах мира, таких как США, страны Европы и с недавних пор Россия. Основные идеи и принципы этой идеологии заключаются в формировании свободного общества, в защите прав человека и рассмотрении его в качестве наивысшей ценности. Эта идеология поддерживается различными партиями, которые путем голосования имеют возможность придти к власти
4. Средствами массовой информации называют 1) средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории: периодические печатные издания (прессу – газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации; 2) совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций; 3) совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.
В современной политологии СМИ характеризуются как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность. СМИ влияют на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры; они стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, политические ориентации.
Выделяются следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); редактирование (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры.
Роль коммуникаций в политике
* Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сигнализируют обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждают людей о необходимости выработать соответствующие формы защиты от угроз, обращения за помощью к власти.
* При помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики.
* СМИ являются важнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с народом.
* СМИ влияют на стиль и процедуры формирования государственных органов, отбор правящей элиты, проведение основных политических кампаний в государстве.
* СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения.
* СМИ влияют на правила политической игры и часто ее модифицируют, формируя новые отношения между «верхами» и «низами».
Таким образом, СМИ сегодня – это авторитетный политический институт, который способствует формированию сознания людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает постоянное общение субъектов политики, а также власти и народа.
Одно из важнейших средств политического влияния СМИ – определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства, которое осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе.
Организаторская функция: мобилизация народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь, объединение усилий всех слоев общества, формирование кадров и сплочение сторонников реформ.
Координационная функция направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений.
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия, обеспечивает жизнеспособность политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.
Институционалистская функция – формирование лидером специфического механизма реализации политического курса.
Функция легитимации политическогопорядка – обоснование правомерности политического режима средствами прямого обожествления личности лидера.
Функция социального арбитража и патронажа – выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония.
Задача поддержания консенсуса в обществе (ключевая функция): обеспечение сплочения всех социальных слоев общества, своевременное разрешение противоречий, развитие интегративных общественных процессов и поддержание целостности социальной системы.
Вопросы для самостоятельной подготовки
-
Что такое политическая элита? -
Перечислите характеристики политической элиты. -
Перечислите причины образования элит -
Перечислите типологии и типы политической элиты -
В чем принципиальное отличие подходов российской и западной политологии в типологизации элит? -
Перечислите функции политической элиты. -
Перечислите типы политического лидерства
Тема 5.6.Политическая культура
1.Политическая культура - совокупность норм и ценностей, разделяемых большинством граждан, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.
Типы политической культуры:
-
Патриархальный. Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек мало восприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Послушание обеспечивается репрессиями. Почтение к власти. Противодействие власти – не только нарушение дисциплины, но и аморальный поступок. Эта культура стабильна, пока жив правитель-отец. -
Подданический. Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ. Относится к политической жизни пассивно. -
Активистский. Человек хорошо знаком с государственными органами власти. Стремится влиять на политику с помощью законных средств. Активно участвует в политических процессах.
Функции политической культуры:
А.идентификационная - стремление определить свои способы участия
Б.ориентационная - понимание возможностей по реализации прав и свобод в конкретной политической системе
В.адаптационная - приспособление к изменяющейся политической жизни
Г.социализации - обретение определенных навыков, позволяющих реализовать свои права
Д.интегрирующая - возможность различных групп сосуществовать в рамках определенной политической системы
Е.коммуникативная - взаимодействие на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов
2. Политическое поведение - совокупность сознательных действий, направленных на достижение социально-значимых целей.
Виды политического поведения:
А.конструктивное
Б.деструктивное
В.индивидуальное
Г.групповое
Д.массовое.
Экстремизм - приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Популизм - деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.
Политическое сознание - мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого процесса и собственной роли в нём.
Виды политического сознания:
А.обыденное
Б. идеолого-теоретическое. Является основой идеологии.
3.Понятие политической идеологии.
Политическая идеология - это система концептуально-оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы и настроения людей, а так же наций, политических партий и других субъектов политики.
Виды политических идеологий
-консерватизм,
-либерализм,
-социал-демократия,
-коммунизм,
-национализм.
Социал-демократия. Основные принципы:
1 Всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного) избирательное право, прямые выборы, с тайной подачей голосов.
2. Расширение участия народа в формировании органов государственной власти и принятии политических решений.
3.Расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений.
4.На людей богатых, обладающих значительным доходом, должны быть наложены прогрессивные налоги.
5. Создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Так же необходимо развитое социальное законодательство, гарантирующее право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное страхование по болезни, старости, безработице.
Либерализм – идеология, зародившаяся в западной Европе на рубеже 18-19 веков, основными ценностями которой является человек, его права и свободы, а также наибольшая свобода людей от государства и полная свобода предпринимательской деятельности
Основные ценности:
1.Свобода и независимость человека в экономической и политической области
2.Свободная конкуренция и предпринимательская инициатива.
3. Права и свободы личности гарантируются государством с момента рождения (право на жизнь, безопасность, предпринимательскую деятельность....).
4.Равенство возможностей, равенство перед судом, отрицание равенства в экономике.
Коммунизм - бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям".
Основные ценности:
1.Отсутствие частной собственности
2.Всеобщее равенство на средства производства.
3. Реализация принципа - "от каждого по способностям - каждому по потребностям"
4.Бесклассовое общество.
5.Средство достижения - революция
Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе.
Основные ценности:
1«Нация — первична, государство — вторично
2«национальные ценности»
3«национальные интересы»,
4«национальная безопасность»,
5. «национальная независимость»,
6.«национальное самосознание»
Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.
Основные ценности:
1 Сохранение традиций
2 Сохранение норм
3 Естественное право
4 Теория социальной стратификации
5 Частная собственность
Идеологии в современном обществе, статистика
В большинстве демократических стран мира люди имеют право голосовать за различные партии, представляющие те или иные идеологии. Однако в мире так же есть несвободные страны, где отсутствует многопартийность и конкуренция между различными политическими идеологиями. В странах такого типа, как правило, у власти находится одна политическая партия, а в государстве принята одна единственная политическая идеология. Если в пример брать Кубу и КНДР, то, в этих странах у власти находится коммунистическая партия, проповедующая коммунистическую идеологию и социалистическое устройство общества. Во многих странах арабского мира так же реальное политическое разнообразие. Особенность власти в этих странах заключается в том, что политическая идеология и общественное устройство тесно связано с религией - Исламом. Такая идеология, как либерализм имеет большую поддержку в развитых странах мира, таких как США, страны Европы и с недавних пор Россия. Основные идеи и принципы этой идеологии заключаются в формировании свободного общества, в защите прав человека и рассмотрении его в качестве наивысшей ценности. Эта идеология поддерживается различными партиями, которые путем голосования имеют возможность придти к власти
4. Средствами массовой информации называют 1) средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории: периодические печатные издания (прессу – газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации; 2) совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций; 3) совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.
В современной политологии СМИ характеризуются как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность. СМИ влияют на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры; они стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, политические ориентации.
Выделяются следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); редактирование (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры.
Роль коммуникаций в политике
* Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сигнализируют обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждают людей о необходимости выработать соответствующие формы защиты от угроз, обращения за помощью к власти.
* При помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики.
* СМИ являются важнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с народом.
* СМИ влияют на стиль и процедуры формирования государственных органов, отбор правящей элиты, проведение основных политических кампаний в государстве.
* СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения.
* СМИ влияют на правила политической игры и часто ее модифицируют, формируя новые отношения между «верхами» и «низами».
Таким образом, СМИ сегодня – это авторитетный политический институт, который способствует формированию сознания людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает постоянное общение субъектов политики, а также власти и народа.
Одно из важнейших средств политического влияния СМИ – определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства, которое осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе.