ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АКТ СОГЛАСОВАНИЯ
на конспект лекций по ОУД «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», по специальностям технологического профиля, разработанный преподавателем ГБПОУ «Южно-Уральского государственного технического колледжа»
Агеевой О.В.
Конспект лекций по ОУД «Обществознание» составлен в соответствии с программой общеобразовательной учебной дисциплины. Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям, относящимся к технологическому профилю профессионального образования.
В конспекте лекций представлены все темы, согласно программе по общеобразовательной учебной дисциплине «Обществознание », а так же вопросы и рекомендованная литература.
Автором определен самый важный теоретический материал для изучения современного общества, обозначены все важнейшие проблемы, как мирового, так и российского уровня.
Применения Конспекта лекций по ОУД «Обществознание» в учебном процессе способствует освоению обучающимися основных видов деятельности, что обеспечивает достижение общих и профессиональных компетенций, предусмотренных программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание».
Конспект лекций по УД «История», может быть рекомендована для применения на занятиях студентов Южно-Уральского государственного технического колледжа для студентов очной и заочной формы обучения.
Л.В. Никитин
кандидат исторических наук,
доцент кафедры всеобщей истории
Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Южно-Уральский государственный технический колледж
Конспект лекций
по общеобразовательной учебной дисциплине
«Обществознание»
для специальностей технологического профиля
Челябинск, 2021 г.
Составленов соответствиис рабочей программойОУД «Обществознание» | ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией СГД Протокол № От « » 2021 г. Председатель ПЦК ________ (О.В.Коротыч) | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМР ______Т.Ю.Крашакова «__»_________2021г. |
Составитель: Агеева Ольг Владимировна, преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа
Рецензент: Л.В. Никитин кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Пояснительная записка
Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание» направлена на:
- формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Количество часов отведённых на дисциплину составляет 108 ч., из которых 20 часа – практические занятия.
Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметных:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметных:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Конспект лекций включает в себя все темы, необходимые для изучения дисциплины, лекционный материал, а так же вопросы для самостоятельной подготовки.
Введение. Обществознание как наука.
«Обществознание» («обществоведение») означает не одну науку, а целый комплекс наук, изучающих общество и человека. Знания, которые дают эти науки, именуют социально-гуманитарными (заметим, что гуманитарные знания включают в себя также целый комплекс филологических наук: лингвистику, языкознание и др.).
Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
1.Науки, изучающие общество.
-
Философия – наука, выявляющая всеобщие, объективные, повторяющиеся, существенные закономерности в развитии общества и природы. -
Социология - наука, изучающая общество в целом, структуру и закономерности развития. -
Правоведение – наука о системе социальных норм -
Политология - наука об особой жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями. -
История – наука, изучающая прошлое человека, во всем его многообразии. -
Экономика - совокупность наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг -
Этика - философская дисциплина, предметом которой являются мораль и нравственность -
Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного.