Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1689
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая основа деятельности Модельной библиотеки
Принципы, задачи и функции Модельной библиотеки
Условия создания модельной библиотеки
Глава 2. Практический опыт деятельности Модельных библиотек Челябинской области
2.1. Характеристика деятельности Модельных библиотек Челябинской области
2.2. Проекты и программы по развитию Модельных библиотек
; компьютерными программами, которыми располагает библиотека; поиска ресурсов в сети «Интернет»; обслуживания особых групп пользователей (детей, молодёжи, людей пожилого возраста, малообеспеченных граждан, иммигрантов, лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья и др.).
Библиотечные специалисты модельных детских библиотек должны владеть особыми навыками и умениями руководителя чтения; знаниями в области детской литературы, психологии, педагогики; навыками пользования электронными и мобильными устройствами; компьютерными программами, которыми располагает библиотека; поиска ресурсов в сети «Интернет».
Ежегодно в обязательном порядке предусматриваются финансовые средства на повышение квалификации библиотечных специалистов в рамках региональных программ развития общедоступных библиотек субъекта Российской Федерации.
Финансирование создания модельной библиотеки может осуществляться за счёт федеральных, региональных и/или муниципальных средств и внебюджетных источников.
Учредитель муниципальной библиотеки, преобразованной в модельную, обеспечивает должное финансирование её деятельности после модернизации в соответствии с действующим законодательством и принятыми на себя обязательствами, в том числе в рамках региональных/муниципальных программ развития общедоступных библиотек субъекта Российской Федерации [23].
Таким образом, создание Модульной библиотеки – это многоаспектный, сложный процесс, требующий знаний нормативно-правовой базы, в части создания данного вида библиотек, и особенностей их функционирования.
Практический опыт библиотек рассмотрим на примере таких библиотек как:
Цели деятельности учреждения Модельных библиотек:
Для достижения целей библиотеки осуществляют следующие основные виды деятельности:
1.Формирование, учет, обеспечение безопасности и физической сохранности библиотечных фондов:
2.Обеспечение предоставления в пользование фонда библиотеки, научная обработка и раскрытие фондов (создание, ведение каталогов, картотек, баз и банков данных):
3.Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки:
4.Предоставление библиотечных, библиографических и информационных услуг в виртуальном режиме:
5.Ведение методической работы:
6.Осуществление библиографической и информационной деятельности, в том числе обеспечение условий для взаимоиспользования ресурсов государственных библиотек:
7.Осуществление культурно-просветительских мероприятий:
8.Осуществление образовательной деятельности: информационная поддержка и обучение пользователей, в том числе дистанционное.
9.Осуществление издательской и полиграфической деятельности: издание (в том числе, в электронной форме) просветительских, методических и иных материалов, а также отчетов библиотеки; подготовка и издание факсимильных изданий из фондов библиотеки.
Каждую библиотеку объединяют отделы обслуживания пользователей:
- сектор регистрации т учета
- отдел социально гуманитарной литературы и зал периодики
- абонемент художественной литературы
- отдел научно – популярной литературы
- молодежный отдел
- справочно – информационный отдел
- отдел краеведческой работы
В каждой библиотеке есть техническое оборудование с доступом в интернет, зоны отдыха и чтения. Так же оборудовано удобное пользование для людей с ограниченным здоровьем. К каждому читателю свой подход.
Что изменилось библиотеках после преобразования их в модельные? Во-первых, изменения происходят в сознании библиотекарей, они с интересом освоили или осваивают новые технологии, а это новый уровень обслуживания читателей. Во-вторых, обновился книжный фонд, коренным образом изменился дизайн библиотеки. В-третьих, в библиотеке можно научиться пользоваться компьютером, выйти в Интернет, получить доступ к удаленным документам. Представлена возможность сканирования и распечатки документов. В-четвертых, библиотекари широко используют компьютерные технологии для проведения массовых мероприятий: оформление книжных выставок и просмотров литературы, создание электронных презентаций, виртуальных путешествий, проведение on-line уроков и классных часов для учащихся школ, средних специальных учебных заведений. В-пятых, компьютерные технологии используются в системе непрерывного образования: участие в вебинарах, семинарах, конференциях, проводимых районными, областными, республиканскими и национальными библиотеками. И, наконец, возможность создания собственных электронных баз данных.
Перечисленный ряд отличительных особенностей говорит, безусловно, в пользу модельных библиотек.
Библиотекари Модельных библиотеквсегда идут в ногу со временем, чутко реагируя на все изменения, происходящие в обществе. В коллективе царит деловая и творческая атмосфера, взаимоуважение, ответственность и сопричастность к нужному, необходимому обществу делу.
Библиотечные специалисты модельных детских библиотек должны владеть особыми навыками и умениями руководителя чтения; знаниями в области детской литературы, психологии, педагогики; навыками пользования электронными и мобильными устройствами; компьютерными программами, которыми располагает библиотека; поиска ресурсов в сети «Интернет».
Ежегодно в обязательном порядке предусматриваются финансовые средства на повышение квалификации библиотечных специалистов в рамках региональных программ развития общедоступных библиотек субъекта Российской Федерации.
Финансирование создания модельной библиотеки может осуществляться за счёт федеральных, региональных и/или муниципальных средств и внебюджетных источников.
Учредитель муниципальной библиотеки, преобразованной в модельную, обеспечивает должное финансирование её деятельности после модернизации в соответствии с действующим законодательством и принятыми на себя обязательствами, в том числе в рамках региональных/муниципальных программ развития общедоступных библиотек субъекта Российской Федерации [23].
Таким образом, создание Модульной библиотеки – это многоаспектный, сложный процесс, требующий знаний нормативно-правовой базы, в части создания данного вида библиотек, и особенностей их функционирования.
Глава 2. Практический опыт деятельности Модельных библиотек Челябинской области
2.1. Характеристика деятельности Модельных библиотек Челябинской области
Практический опыт библиотек рассмотрим на примере таких библиотек как:
-
Центральная городская библиотека им А.С. Пушкина; -
Челябинская областная универсальная научная библиотека; -
Челябинская областная библиотека для молодежи; -
Библиотека № 14 им Н.В. Гоголя; -
Детская библиотека № 3 им. Василия Кузнецова; -
ГКУК Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского.
Цели деятельности учреждения Модельных библиотек:
-
обеспечение библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп; -
обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов для жителей муниципального образования; -
обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам; -
содействие образованию и воспитанию населения, повышение его культурного уровня, привитие читателям навыков информационной культуры; -
осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки; -
предоставление доступа к оцифрованным изделиям, в том числе из фонда редких книг, хранящихся в библиотеках, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных прав; -
предоставление доступа к справочно - поисковому аппарату библиотек, базам данных; - Работа по библиографической обработке документов и организации каталогов; -
работа по формированию, учету, обеспечению сохранности фондов библиотеки; -
работа по проведению информационно – познавательных мероприятий.
Для достижения целей библиотеки осуществляют следующие основные виды деятельности:
1.Формирование, учет, обеспечение безопасности и физической сохранности библиотечных фондов:
-
получение и хранение обязательного экземпляра документов -
покупка литературы и приобретение сетевых электронных ресурсов; -
книгообмен; -
формирование электронной библиотеки; -
защитное и страховое копирование (оцифровка, микрофильмирование).
2.Обеспечение предоставления в пользование фонда библиотеки, научная обработка и раскрытие фондов (создание, ведение каталогов, картотек, баз и банков данных):
-
внедрение современных форм обслуживания читателей (организация центров правовой, экологической и иной информации, центров чтения, медиатек, и т.д.); -
научная обработка и раскрытие фондов библиотеки; -
выдача во временное пользование любого документа библиотечного фонда; -
электронный учет читателей и книговыдачи; -
машиночитаемая каталогизация; -
создание и ведение системы каталогов на различных носителях информации, информационных баз и банков данных.
3.Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки:
-
выдача документов и копий документов локальным и удаленным пользователям, в том числе по МБА и ЭДД; -
выполнение справочно-библиографических и информационных запросов.
4.Предоставление библиотечных, библиографических и информационных услуг в виртуальном режиме:
-
обеспечение доступа on-line к отечественным библиографическим и полнотекстовым ресурсам; -
обслуживание пользователей на основе материалов, представленных на Webсайте библиотеки.
5.Ведение методической работы:
-
подготовка методических публикаций; -
организация научно-практических конференций, семинаров, дней методистов; -
проведение консультаций; -
организация непрерывного обучения сотрудников библиотеки и библиотек района; -
мониторинг потребностей пользователей.
6.Осуществление библиографической и информационной деятельности, в том числе обеспечение условий для взаимоиспользования ресурсов государственных библиотек:
-
создание источников библиографической информации; -
создание библиографических информационных ресурсов, в том числе на корпоративной основе с библиотеками региона; -
ведение сводных каталогов.
7.Осуществление культурно-просветительских мероприятий:
-
осуществление экспозиционно-выставочной деятельности; -
обеспечение экскурсионного обслуживания пользователей; -
организация литературных вечеров, встреч, конференций, лекций, фестивалей, конкурсов и иных культурных акций, организация читательских любительских клубов и объединений по интересам; -
организация и проведение мероприятий совместно с волонтёрским движением.
8.Осуществление образовательной деятельности: информационная поддержка и обучение пользователей, в том числе дистанционное.
9.Осуществление издательской и полиграфической деятельности: издание (в том числе, в электронной форме) просветительских, методических и иных материалов, а также отчетов библиотеки; подготовка и издание факсимильных изданий из фондов библиотеки.
Каждую библиотеку объединяют отделы обслуживания пользователей:
- сектор регистрации т учета
- отдел социально гуманитарной литературы и зал периодики
- абонемент художественной литературы
- отдел научно – популярной литературы
- молодежный отдел
- справочно – информационный отдел
- отдел краеведческой работы
В каждой библиотеке есть техническое оборудование с доступом в интернет, зоны отдыха и чтения. Так же оборудовано удобное пользование для людей с ограниченным здоровьем. К каждому читателю свой подход.
Что изменилось библиотеках после преобразования их в модельные? Во-первых, изменения происходят в сознании библиотекарей, они с интересом освоили или осваивают новые технологии, а это новый уровень обслуживания читателей. Во-вторых, обновился книжный фонд, коренным образом изменился дизайн библиотеки. В-третьих, в библиотеке можно научиться пользоваться компьютером, выйти в Интернет, получить доступ к удаленным документам. Представлена возможность сканирования и распечатки документов. В-четвертых, библиотекари широко используют компьютерные технологии для проведения массовых мероприятий: оформление книжных выставок и просмотров литературы, создание электронных презентаций, виртуальных путешествий, проведение on-line уроков и классных часов для учащихся школ, средних специальных учебных заведений. В-пятых, компьютерные технологии используются в системе непрерывного образования: участие в вебинарах, семинарах, конференциях, проводимых районными, областными, республиканскими и национальными библиотеками. И, наконец, возможность создания собственных электронных баз данных.
Перечисленный ряд отличительных особенностей говорит, безусловно, в пользу модельных библиотек.
Библиотекари Модельных библиотеквсегда идут в ногу со временем, чутко реагируя на все изменения, происходящие в обществе. В коллективе царит деловая и творческая атмосфера, взаимоуважение, ответственность и сопричастность к нужному, необходимому обществу делу.