Файл: Референдум в Российской Федерации законодательное регулирование и политическая практика.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное образовательное учреждение высшего образования
Центросоюза Российской Федерации
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра конституционного и международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право»
на тему: Референдум в Российской Федерации: законодательное регулирование и политическая практика
Студента(ки) 2 курса
ФИО Камиссаров Никита Александрович
Шифр uboz1318015
Руководитель
Должность, ученое звание, степень
______________________________
ФИО _________________________
Оценка после защиты ___________
Подпись ФИО __________________
Дата защиты ___________________
Новосибирск 2019
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы института референдума… 4
1.2 Референдум в современном праве 4
1.2 Референдум как институт непосредственной демократии 7
2.1. Организация и проведение референдума. Формула референдума 12
2.2. Референдумы в современном российском государстве 17
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
В современном мире преобладающим политическим режимом является демократический режим, что значит «власть народа». Эта власть проявляется в выборах политических лидеров и делегирования им полномочий управления государством, а также в возможности принятия участия в решении наиважнейших вопросов жизни общества и государства — в референдуме.
Референдумы происходят во всем мире не очень часто и только по важнейшим вопросам, таким как выход Англии из Евросоюза который состоялся в Великобритании и Гибралтаре 23 июня 2016 года или вхождение Крыма в состав России 16 марта 2014 года.
Каждый гражданин любого государства демократического строя должен представлять себе важность и значимость референдума, а также осознавать актуальность знания механизма референдума.
Целью данной работы является всестороннее изучение референдума в Российской Федерации: законодательного регулирования и политической практики.
Цель раскрывается комплексом взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие референдума в современном праве
;
- изучить референдум как институт непосредственной демократии;
- рассмотреть организацию и проведение референдума;
- определить формулу референдума;
- проанализировать референдумы в современном российском государстве.
При написании данной работы были проанализированы различные источники информации такие как публикации в периодических изданиях, монографии современных ученых, информация в сети интернет. Также в работе применялись методы анализа и синтеза информации, анализа нормативно — правовой информации.
В современной юридической литературе исследования различных аспектов народовластия, институт референдума рассматриваются в трудах С. А. Авакьяна, М. В. Баглая1, И. С. Бондаря, А. А. Вешнякова, К. Д. Коркмасовой, О. Е. Кутафина, В. Е. Чиркина2 и ряда других авторов.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
1.Теоретические основы института референдума…
1.2 Референдум в современном праве
Рассмотрение места референдума в современном праве невозможно без определения понятия референдума.
В науке конституционного права существуют различные определения референдума. Так, А.А. Мишин определяет референдум как «обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо законодательного или конституционного вопроса»3. Разновидностью референдума он считает плебисцит, понимаемый как опрос населения о политической судьбе территории его проживания. М.В. Баглай считает, что референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. В.Е. Чиркин утверждает, что референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение
Однако, если обобщить мнения юристов то референдум это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.4
Необходимо отметить, что референдум - важнейший институт прямой демократии и представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Его сущность нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.
Уточним, что в ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике.
В ходе плебисцита (от лат. «plebs» -простой народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие личности.
Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы:
-
конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней). -
обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке). -
дозаконодательный или консультативный. «...Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т. е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них. -
послезаконодательный (ратифицирующий).
«...После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов».
-
обязательный (при наступлении точно установленных законом условий). -
факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права).
Также оговорен и территориальный принцип. В современном государстве референдум проводится и на общенациональном и на региональном и на местном уровнях.
Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
В отечественной правовой литературе при большом внимании к такой проблематике, как права и свободы личности, формы государства, статус главы государства, судебная власть не находят надлежащего освещения многие вопросы, связанные с проведением референдума. Между тем референдум (народное волеизъявление) — центральный институт непосредственной демократии.
Его значение проявляет тенденцию к росту в глобальном масштабе. Данный институт находится на стыке права и политики, что делает целесообразным его исследование на базе системно-комплексного метода, который находит все более широкое распространение в юриспруденции и политологии
В последнее время ярким примером нестыковок в определении содержания референдума и разногласий в международном юридическом сообществе стала дискуссия относительно правовой оценки референдума в Республике Крым и его последствий. Анализ продолжающейся дискуссии, в которую вовлечены многие специалисты в области международного права, подтверждает, что зачастую происходит достаточно вольное толкование существующих международных нормативно-правовых актов, обусловленное стремлением доказать нелегитимный характер воссоединения Крыма с Российской Федерацией.5
Важно подчеркнуть, что институт референдума - это государственно-правовой институт, представляющий собой совокупность норм, регламентирующих основания, порядок и формы этого свободного волеизъявления граждан в пределах, установленных конституцией. Именно она должна определять основные принципиальные вопросы референдума:
-
круг граждан, имеющих право участвовать в нем; органы государства и иные субъекты, имеющие право инициировать референдум; -
органы государства, наделенные компетенцией назначать референдум; -
основы порядка проведения и определения результатов референдума; -
гарантии соблюдения конституционных и иных норм в ходе осуществления референдума.
В Основных законах ряда европейских государств выделены специальные главы или разделы, посвященные референдуму. Это - конституции Беларуси, Албании, Армении, Польши, Словакии, Украины, Швейцарии.
Другие конституции содержат отдельные статьи, регулирующие основные, принципиальные вопросы референдума и отсылающие к закону, детально регламентирующему этот институт
Необходимо сказать, что применение института референдума в современных условиях имеет тенденцию смещения на региональный и местный уровень. Положительно оценивая эту тенденцию, хотелось бы подчеркнуть настоятельную необходимость соответствия регионального и местного законодательства, регулирующего референдум, с общими принципами подготовки и проведения референдума, закрепленными в Федеральном законодательстве. При этом, особо следует подчеркнуть, что региональное и местное законодательство должно учитывать специфические особенности региональных и местных условий.