Файл: На выполнение дипломной работы Студенту (ке) Дубровной Елизавете Алексеевне Группа со ту201 Специальность Туризм Тема вкр анализ опыта использования объектов космической инфраструктуры в туристской индустрии на примере космодрома Восточный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты понятия объектов космической

инфраструктуры

1.1 Объекты космической инфраструктуры: виды, структура и эксплуатация

1.2 Космическая инфраструктура Российской Федерации

1.3 Мировой и российский опыт использования космических объектов в …...туристской индустрии

2 Анализ опыта использования объектов космической ...инфраструктуры в туристской индустрии на примере космодрома ...«Восточный»

2.1 История создания и эксплуатации космодрома «Восточный» в Амурской …..области

2.2 Общая характеристика объектов космической инфраструктуры …....космодрома «Восточный»

2.3. Анализ использования объектов космической структуры ……космодрома «Восточный» для экскурсионного показа

2.4 Рекомендации по созданию туристского кластера на территории …..,космодрома «Восточный»

Заключение

Список использованных источников

2 Анализ опыта использования объектов космической ...инфраструктуры в туристской индустрии на примере космодрома ...«Восточный»

2.1 История создания и эксплуатации космодрома «Восточный» в Амурской …..области


Интерес со стороны туристов к самому молодому космодрому вспыхнул еще до окончания его строительства. 30% опрошенных россиян хотели бы отправиться в космос и посетить Международную космическую станцию, такие данные опроса приводит ВЦИОМ. Среди главных событий, связанных с космической отраслью, респонденты назвали запуск ракет компанией Илона Маска SpaceX (11%), запуски/строительство новых ракет (6%), марсианские программы (5%), дыру в обшивке МКС и развитие китайских космических программ (по 4% соответственно).

Самыми важными направлениями развития космической отрасли в стране являются участие России в проекте Международной космической станции и создание новых космических станций, об этом сообщили 30% участников опроса. На вопрос, какие виды экстремального туризма вам известны, ответы респондентов распределились следующим образом, как показан на рисунке 1



Рисунок 1 – Виды экстремального туризма по мнению респондентов

Данный вопрос задавался с целью выяснения у респондентов о существовании такого вида экстремального туризма, как космический туризм. Из рисунка 1 видно, что самым распространенным видом экстремального туризма среди всех опрошенных является автомобильный туризм.

Пожалуй, эти данные очевидны, так как многие любят путешествовать на частных или арендованных автомобилях. Так же все возрастные категории упомянули про альпинизм и космический туризм. Люди среднего и старшего возраста вспомнили про такой вид водного экстремального туризма, как дайвинг. А вот среди молодежи можно заметить рафтинг, как вид водного туризма. Примечательно, что все возрастные категории опрошенных знают о космическом туризме, несмотря на то, что эта отрасль туризма только развивается.

На вопрос, хотели бы вы стать космическим туристом, мнения респондентов распределились следующим образом, как показано на рисунке 2




Рисунок 2 – Хотели бы вы стать космическим туристом?

Если посмотреть на данные диаграммы 2, то мы увидим, что все возрастные категории считают космический туризм дорогим удовольствием. Среднее и старшее поколение категорично относятся к полетам в космос, чем молодежь.

Считаете ли вы космический туризм как вид бизнеса актуальным сегодня? Объясните свою точку зрения, на этот вопрос мнения респондентов распределились следующим образом, (рисунок 3).



Рисунок 3 – Считаете ли вы космический туризм как вид бизнеса актуальным сегодня?

Из рисунка 3 можно сделать однозначный вывод, что все опрошенные считают, что космический туризм как вид бизнеса достаточно актуален в современном мире. Во второй части вопроса респондентам предлагалось обосновать свою позицию.

Многие считают, что данный вид бизнеса актуален сегодня, потому что развитие космической сферы и космического туризма в частности помогают государству поддерживать и развивать космические технологии, с помощью которых можно будет отправлять туристов в космос группами. Мнение тех, кто считает, что космический туризм не актуален, базируется на том, что это вид туризма только развивается. А развитие космической сферы стоит немалых финансовых вложений, которые не сразу окупятся.

На вопрос, в каких видах космических развлечений вы хотели бы поучаствовать, мнения респондентов распределились следующим образом, как представлено на рисунке 4



Рисунок 4 – «В каких видах космических развлечений вы хотели бы поучаствовать?»

При этом 34% граждан мечтают совершить полет на реактивных самолетах в стратосферу, 33% – пройти космические тренировки на тренажерах в Звездном городке, 43% хотели бы поехать в тур на космодромы Байконур и Восточный. 

Первый пуск состоялся с Восточного в 2016 году – уже тогда стало ясно, что космодром станет центром притяжения в туристической отрасли Приамурья. Для желающих увидеть взлет ракеты своими глазами оборудуют специальные смотровые площадки, амурские турфирмы также организуют поездки в пусковой период. С запада страны от желающих увидеть это зрелище в амурские турфирмы поступают звонки, так как на лето был запланирован пуск с Восточного.



Экскурсии на единственный в России гражданский космодром пользуются большой популярностью. Пока на Восточном показывают только ту инфраструктуру, которая успешно обслуживает пуски ракет «Союз». Но рядом уже строится огромный стартовый стол и все необходимые сооружения для сборки и пуска ракет Ангара – более тяжёлого класса. Настоящие детали ракет, фрагменты космических аппаратов, отработанные двигатели, от которых до сих пор пахнет топливом. Монтажно-испытательный комплекс, где лежат детали ракет «Союз», 7-этажная мобильная башня обслуживания, где ракету приводят в вертикальное положение и уже после этого проводят подготовку к пуску в течение нескольких предстартовых дней. Стартовый комплекс – святая святых, именно там происходит пуск ракеты. Температура в огненном кольце в этот момент доходит до 3000°С. Всё это туристы теперь могут увидеть своими глазами.

НАСА покупает места в космических кораблях «Союз» для своих астронавтов. Каждый запуск американца приносит «Роскосмосу» ≈70 миллионов долларов. У НАСА пока нет собственных кораблей для запуска человека в космос: шаттлы уже отслужили своё и существуют в качестве музейных экспонатов. Но ситуация изменится в будущем: будут созданы коммерческие корабли от Boeing, SpaceX и других частных игроков, а первый экземпляр сверхтяжёлой ракеты SLS – семейства носителей, которое будет нести корабль Orion, — будет построен и запущен после 2018 года. Компенсировать падение спроса «Роскосмос» будет с помощью более плотной работы с космическими туристами, а также отчасти организацией туров на космодромы[18].

В филиале в части оказания туристических услуг существуют следующие направления, которые представлены на рисунке 5:



Рисунок 5 – Направления туристских объектов природного назначения

Таким образом, на Байконуре «Восточный», проводится организация туристических поездок на объекты космической отрасли космодрома «Восточный», природные объекты, оказание услуг культурного значения (экскурсионные туры, включающие посещение музеев, галерей, памятников) как для Российских граждан, так и для иностранных.

АО «ЦЭНКИ» используют компьютерные технологии – используется информационная компьютерная система «Туристский офис», которая значительно ускоряет все расчеты и формирование документов. Компьютеры всех сотрудников связаны в локальную сеть, имеют подключение к Интернету. Работает система, которая обеспечивает ввод, редактирование и хранение информации о турах, клиентах, о состоянии заявок. Программа позволяет обеспечить вывод информации в форме различных документов: списков туристов, описаний туров, гостиниц, может рассчитывать стоимость туров с учетом курса валют, скидок, так же автоматически производится оплата туров, позволяет получить финансовую отчетность, имеет другие возможности. Подразделение активно взаимодействует с аналогичными подразделениями других филиалов и головным офисом.


АО «ЦЭНКИ» оказываются услуги в области организации детского оздоровительного отдыха, предлагает культурно–познавательные, автобусные, железнодорожные, экологические, приключенческие, занимается образовательным и молодежным туризмом. АО «ЦЭНКИ» предлагает индивидуальные и групповые туры, деловые поездки. Особой популярностью пользуются экскурсионные туры по объектам строительства космодрома «Восточный» свободное посещение которых самостоятельно гражданами не возможно в связи с тем, что территория космодрома является контролируемой и действует исключительно пропускной режим [17].

Данная услуга предприятием оказывается на предприятии наиболее продолжительное время на территории Казахстана. В филиале туристические услуги начали предоставлять с 2016 года и стремительно развивается. Основные туристские услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой.

К таким услугам относятся: размещение, питание, транспортные услуги, включая и экскурсионные услуги. Предприятие по данному направлению деятельности сотрудничает с гостиницами г. Циолковский, г. Благовещенск, такими как: «Амур», «Орбита», «Юбилейная», гостиницы «Азия» и так далее. Предприятие ориентировано как на внутренний рынок (туры по объектам космодрома «Восточный»). Конкурентных фирм на территории г. Циолковский нет в связи с чем объем заявок достаточно велик. Вместе с тем, на территории Амурской области достаточно туристических агентств, предлагающих экскурсионные туры на космодром «Восточный». Но данную услугу они могут предоставить только через договор с АО «ЦЭНКИ» о сотрудничестве. Фактически АО «ЦЭНКИ» на территории космодрома по предоставлению туристских услуг является монополистом.

В деятельность турцентра АО «ЦЭНКИ» входят следующие функции:

1) продажа туров напрямую туристам или через турагентов;

2) организация туров;

3) комплектация туров по договорам с поставщиками услуг в соответствии с потребностями туристов;

4) обеспечение функционирования маршрутов;

5) калькуляция туров по всем возможным маршрутам;

6) поиск клиентов;

7) работа с клиентами: обеспечение своевременной выдачи пропусков туристам, непосредственно предоставление услуг, ведение сопровождающей документации, обеспечение безопасности и страховки
, анкетирование и ведение опросов о качестве услуг, осуществление переводов;

8) подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания (гидов–экскурсоводов, инструкторов, аниматоров, методистов);

9) постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов.

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (АО «ЦЭНКИ», входит в Госкорпорацию «Роскосмос») принял участие во Всероссийском онлайн-форуме «Знай наше: Лето 2022». В качестве спикеров выступили специалисты отдела по развитию туристической деятельности на космодромах России.

Они презентовали экскурсионную программу по космодрому Восточный, представив план тура в пусковой и межпусковой периоды, объекты для посещения, а также схему взаимодействия ЦЭНКИ с заказчиками. «Знай наше» – один из крупнейших форумов по развитию туристической индустрии в России, проводится с 2015 года. Основная задача мероприятия – наметить перспективы развития туристической деятельности, оценить успешные практики и решения в данной области. В рамках деловой программы ежегодно обсуждаются насущные задачи отрасли и актуальные вопросы внутреннего и въездного туризма. Форум организован медиахолдингом Profi.Travel при поддержке Ростуризма. АО «ЦЭНКИ» принимало участие в мероприятии впервые.

В рамках акселератора ЦЭНКИ совместно с госкорпорацией «Роскосмос», Агентством стратегических инициатив и Минэкономразвития и внешних связей Амурской области разработали программу развития индустриального туризма на космодроме Восточный.

Программа предполагает качественно трансформировать уже существующие туры. Это коснется экскурсионного наполнения, транспортных решений. В частности, для развития может быть привлечен малый и средний бизнес. Программа будет обнародована после утверждения Роскосмосом и региональными органами власти.

Проект по развитию промышленного туризма стартовал в июне 2021 года. На заседании экспертного совета было принято решение о включении 30 региональных команд, среди которых более 250 российских производств, в том числе и космодром Восточный, в акселерационную программу.

Космодром возводился с целью обеспечения независимого доступа в космос, гарантированного выполнения международных и коммерческих космических программ, сокращения затрат на космодром Байконур и улучшения социально-экономической обстановки в Амурской области.