Файл: 1 Туристский потенциал территории как основа для развития индустрии туризма.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Туристский потенциал территории как основа для развития
1.1 Понятие и составляющие туристического потенциала, его значение в туризме
1.2 Особенности формирования туристского потенциала как
1.3 Мировой опыт использования туристского потенциала как составной части экономики
2 Анализ использования туристского потенциала для
комплексного развития территории республики Дагестан
2.1 Рекреационные ресурсы республики Дагестан как основа для
2.2 Анализ опыта использования туристических объектов Республики Дагестан в туристской отрасли
2.3 Анализ рынка потребителей туристских услуг республики
2.4 Рекомендации по использованию туристского потенциала
республики Дагестан, перспективы развития туризма
Список использованных источников
В зависимости от заявки туриста и способа организации продажи туры могут быть индивидуальными и групповыми. Несмотря на то, что организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом, с экономической точки зрения она более выгодна для туристических фирм, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туров. Однако дагестанские турфирмы специализируются в большей степени на более дешевых групповых программах, а не на более дорогих индивидуальных.
В последнее время одним из приоритетов в деятельности турфирм является регулирование качества туристского обслуживания. Более того, обеспечение качества стало наиболее эффективным способом выживания в условиях жесткой конкуренции. Поэтому нам важно определить уровень обслуживания во время тур. поездок, предлагаемых дагестанскими турфирмами.
Для обозначения качества предоставляемых услуг применяются классы обслуживания туристов. Нормативных стандартов по установлению классов туров и программ обслуживания не существует как у нас в стране, так и на международном рынке. Поэтому туроператоры и турагенты при продвижении и продаже туристского продукта уровень обслуживания условно обозначают следующими категориями: «люкс», первый класс, туристский класс, экономический класс.
Согласно полученным данным, дагестанские фирмы предлагают только обслуживание туристическим и экономическим классом.
Каким бы видом туризма турфирма ни занималась, в какие бы страны поездки ни предлагала, одной из основных задач, стоящих перед турфирмами, является обеспечение информированности потенциальных клиентов о существующих турах. Нам удалось выяснить субъективную оценку турфирмами уровня информированности дагестанцев об их деятельности. Так на вопрос «Считаете ли вы, что дагестанцы обладают полной информацией о предложениях вашей фирмы?», «да» ответили 15% турфирм, «скорее да, чем нет» –18%, «скорее нет, чем да» – 72% турфирм.
Таким образом, многие турфирмы открыто заявляют о том, что клиенты недостаточно знакомы с их деятельностью. Для того чтобы ликвидировать сложившийся информационный вакуум, необходимо проведение активной рекламной кампании. Реклама в туризме является одним из важнейших средств осуществления связи между производителем и потребителем туруслуг.
Рекламу своих услуг турфирмы осуществляют в основном посредством печатных средств массовой информации. Однако, принимая во внимание, что активная часть населения нашей страны, и особенно молодежь, для получения необходимой информации все больше прибегает к услугам Интернета, следует отметить, что использование турфирмами только печатных средств информации уже не является достаточным для продвижения своего турпродукта. К сожалению, современные информационные технологии и возможности, предоставляемые сетью Интернет, дагестанские турфирмы используют очень ограниченно. Ни одна из турфирм не имеет собственных сайтов. Несмотря на то, что телевидение, как никакая другая форма подачи рекламы, имеет огромное количество зрителей, может показать товары и услуги, которые предлагаются, сделать зрителя «участником» турпоездки, «примерить» ту или иную услугу и товар, среди дагестанских турфирм телевизионная реклама популярностью не пользуется. Скорее всего, в данной ситуации решающим оказывается фактор цены. К сожалению, большинство исследуемых турфирм использует только рекламу в дагестанских газетах. Большинство турфирм полагается на положительные отзывы своих клиентов, считая их своей лучшей рекламой. Таким образом, отмечается очень узкий диапазон используемых средств для туристской рекламы.
Что касается других инструментов стимулирования сбыта, то ни одна из турфирм не использует систему скидок. Такие мероприятия, как лотереи, конкурсы, купоны, премии, материальные подарки, не применяются вообще.
Итак, в ходе исследования были определены основные показатели, характеризующие деятельность турфирм: объем туристского потока, виды предоставляемых услуг, возрастной состав клиентуры, виды туров, уровень обслуживания туристов, рекламно–информационная деятельность турфирм. Была построена карта стратегических групп по таким показателям, как «класс обслуживания» и «доминирующий вид туризма» (таблица 4).
Аналогичным образом была построена карта по показателям «направление деятельности» и «класс обслуживания», а также карта по показателям «направление деятельности» и «возраст клиентов», что позволило сделать следующие выводы:
1) Наибольшая плотность турфирм наблюдается в направлении отправка за рубеж эконом–классом. и туристским классом. Нет конкуренции отмечен на рынке при предложении турпродуктов первого класса и класса «люкс».
2) Основными направлениями деятельности дагестанских турфирм является отправка за рубеж дагестанцев в возрасте 31– 50 лет. Конкурентами являются все фирмы, поскольку она представлена во всех предложенных сегментах.
3) Нет конкуренции на рынке, ориентированном на прием и обслуживание иностранных туристов.
Итак, в ходе проведенного исследования нами были проанализированы конкурентные позиции турфирм Дагестана. В настоящее время в туротрасли региона отмечается достаточно жесткая конкуренция. Установлено, что подавляющее большинство турфирм специализируется на выездном туризме. При этом предпочтение отдается религиозному и шоп–туризму.
Таблица 10 – Карта стратегических групп (доминирующий вид туризма – класс обслуживания)
Доминирующий вид туризма | Класс обслуживания | |||
экономический | туристский | первый класс | класс «Люкс» | |
Шоп–туры | Джами | Сириус Изумруд | – | – |
Продолжение таблицы 10
Доминирующий вид туризма | Класс обслуживания | |||
экономический | туристский | первый класс | класс «Люкс» | |
Деловой туризм | – | – | – | – |
Спортивный туризм | – | – | – | – |
Религиозный туризм | Баракат | | | |
Образовательный туризм | | | | |
Лечебный туризм | Дагтуркаспий ДЖАМИ | | | |
Пляжный туризм | Джами Сириус Изумруд | | | |
Основными клиентами турфирм являются люди в возрасте от 31 до 50 лет. Причем всем возрастным группам предлагается стандартный турпродукт. Полностью отсутствует сегментация рынка по возрасту клиентов.
Предприятия нацелены на обслуживание групповых туристов, несмотря на то, что индивидуальный туризм имеет определенные перспективы в нашем регионе.
Что касается уровня предлагаемых туров, то в основном турфирмы специализируются на путешествиях туристского и экономического классов.
Отмечена некоторая непродуманность рекламной кампании предприятий. Свои предпочтения в рекламе турфирмы отдают прессе, и отзывам клиентов. При этом современные Интернет-технологии применяются достаточно скудно.
Кроме того, нами были опрошены руководители 10 турфирм, которые пытались определить, что мешает развитию туризма в Дагестане. Результаты опроса представлены в таблице 11.
Таблица 11– Проблемы развития туризма в республике Дагестан
Проблемы развития туризма (результаты опроса руководителей 10 турфирм) | % |
Несовершенство налоговой политики | 67 |
Высокая конкуренция на рынке туристских услуг | 59 |
Административные барьеры | 58 |
Нехватка собственных денежных средств | 53 |
Неплатежеспособность потребителей | 51 |
Неудовлетворительное состояние инфраструктуры сферы туризма | 43 |
Дефицит инвестиций | 31 |
Недостаток квалифицированных кадров | 27 |
Высокий коммерческий риск | 26 |
Затруднились ответить | 11 |
Все эти факторы следует учитывать турфирмам при разработке стратегии и планировании своей деятельности.
Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений. Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества проявляются в том, что увеличивается ВНП (ВРП), растут доходы как бюджета
, так и населения, снижается уровень безработицы, реформируется структура отдыха, которая используется как туристами, так и местным населением, привлекается капитал, в том числе иностранный.
Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм вызывает рост цен, способствует оттоку денег при туристском импорте, вызывает экологические и социальные проблемы.
В силу все возрастающего воздействия туризма на общество возникает необходимость исследования его эффективности. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Эффект от туризма определяется либо количеством туристов–посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт (туристское предложение).
Эффективность туризма сложно оценить. Дело в том, что в других отраслях коммерческие предприятия занимаются производством товаров и услуг. Но туризм нельзя сводить только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид деятельности определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько особенностями и количеством потребителей туристского продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит от конечного потребления любого ее продукта, что в большей степени зависит от типа потребителя и в меньшей – от типа продукта.
Определив потребителя туристского продукта как важнейший элемент эффективности, имеем в виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет к «туристским расходам». Любые расходы, в том числе и в туризме, прямо влияют на эффективность функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся к туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.
Эффективность следует понимать, как соотношение результата и целей либо результата и затрат на его получение. Эффективность управления туризмом рассматривается нами в двух направлениях: экономическом и социальном.
Оценка экономической эффективности означает сопоставление результатов с затратами.
Методы оценки по главным показателям, в том числе:
1) по системе нескольких главных показателей;
2) по главному показателю в сочетании с контрольным;