Файл: Определение величины транспортных запасов материальнотехнических ресурсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что, несмотря на значительное количество теоретических разработок в области логистики, в настоящее время методические основы организации и управления МТС транспорта и его подразделений в условиях реформирования отсутствуют.

На рис. 1 представлена система показателей для оценки состояния запасов материально-технических ресурсов (МТР) на предприятии на основе логистики.


Стоимость запасов МТР, I

Издержки на производство реализованной продукци, С

Выручка от реализации продукции, ТР





Оборачиваемость запасов МТР, SP


Издержки на формирование и хранение запасов, TCI


Коэффициент оборачиваемости, Кsp





Прибыль от реализации продукции, I


Запасоемкость, ITR



Уровень издержек на формирование и хранение запасов, UTCI

Рентабельность капитала инвестированного в запасы, Rr

Рис.1 Система показателей для оценки состояния запасов материально-технических ресурсов на предприятии на основе логистики

При формировании системы показателей должны учитываться такие требования, как актуальность, точность, ориентированность на получение информации с учетом основных целей логистической подсистемы управления запасами: обеспечение ускоренной оборачиваемости запасов при удовлетворительном обслуживании потребителей и оптимальных издержках на их формирование и хранение. Основными задачами статистики состояния запасов с использованием такой системы показателей будут являться: установление величины материальных запасов и их структуры; выявление динамики их структурных элементов и общей величины; оценка обеспеченности материальными запасами хозяйственных нужд предприятия.


Показатели системы сформулированы с позиций единого методологического подхода, определяются по данным оперативно-статистической отчетности и обеспечивают оценку состояния запасов материально-технических ресурсов за анализируемый период и планирование на перспективу.

Наиболее важной проблемой остается формирование качественных (состав и структура) и количественных (величина по стоимости) параметров материального запаса.

Прежде всего, запас должен быть достаточным по величине для обеспечения непрерывности, бесперебойности общественного процесса производства и обращения в период циркуляции производимой и потребляемой партии материалов, или, иначе говоря, с момента выпуска поставщиком готовой продукции до момента включения ее в производственные процессы на предприятиях-потребителях.

Образование запасов означает временное омертвление вложенных в них оборотных средств. Так, из материалов, находящихся в запасах, в период их хранения не создается новая стоимость. Поэтому вторым требованием, предъявляемым к совокупному запасу, является максимально возможное его сокращение при одновременном повышении степени мобильности.

Образование запаса и его хранение требует затрат. Их размер зависит не только от величины запасов, но и от дальности и способов доставки материалов к местам хранения, объема погрузочно-разгрузочных работ, времени и техники хранения и т. д. Отсюда вытекает третье требование к формированию совокупного запаса, состоящее в минимизации суммарных издержек, связанных с его образованием.

Процесс образования запасов носит по преимуществу вероятностный характер. Это динамическая категория, и она должна учитываться при решении задачи управления запасами. С этой целью применяются специально разработанные методики нормирования производственных и товарных запасов. Руководствуясь ими, предприятия определяют нормы запасов, которые используются в балансовых расчетах и служат основой для контроля и учета уровня запасов и оперативного управления ими, совершенствования их структуры.

Формирование совокупных запасов и их общий размер зависят не только от факторов, воздействующих на отдельные части совокупного запаса, но и от соотношения между ними. Рационализация структуры совокупных запасов заключается в нахождении оптимального сочетания величин производственных и товарных запасов, в наиболее правильном их размещении между предприятиями-производителями, потребителями и посредническими организациями. Эта система является важнейшим условием правильного формирования запасов в промышленности.



На стадии “потребление” важно четко определить основные особенности данного процесса. Использование материальных ресурсов для создания новых товаров представляет собой производственное потребление и обладает определенными особенностями в зависимости от отрасли и других факторов.

В основе предлагаемой системы показателей для оценки запасов материально-технических ресурсов лежит показатель стоимости запасов МТР. Он характеризует среднее значение величины капитала, инвестированного предприятием в материальные запасы в анализируемом периоде, и определяется как средняя хронологического моментного ряда, исчисляемая по совокупности значений показателей в разные моменты времени:

I = (1/2/1 + ...1/2/п)/(п -1), (1)

где I - среднехронологическая стоимость запасов МТР в логистической системе предприятия, руб. - стоимость фактических остатков материально-технических ресурсов на складах на определенные даты анализируемого периода, грн.; п - число дат, на которые взяты фактические остатки.

Для оценки состояния запасов МТР важное значение имеют показатели, характеризующие оборачиваемость материальных запасов, так как ускорение оборачиваемости свидетельствует об эффективности выбранной стратегии управления запасами и ведет к улучшению финансового состояния предприятия.

Показатель оборачиваемости запасов МТР характеризует длительность периода оборота, в течение которого происходит возврат инвестированного в материальные запасы капитала:

SР = (I х t)/ TR, (2)

где SР - оборачиваемость запасов МТР в логистической системе предприятия, дн.; I -среднехронологическая стоимость запасов МТР в логистической системе предприятия, грн.; г -число дней в анализируемом периоде, дн.; TR -выручка от реализации продукции, грн.

Вторым показателем, характеризующим оборачиваемость материальных запасов в логистической системе предприятия, является коэффициент оборачиваемости материальных запасов. Он позволяет оценить скорость оборота капитала, инвестированного в запасы МТР за анализируемый период, и рассчитывается как отношение длительности анализируемого периода к длительности периода оборота, либо как отношение выручки от реализации продукции к стоимости запасов МТР:

Кsp = t / SР = TR /1, (3)

где Кsp - коэффициент оборачиваемости запасов МТР, обороты; г - число дней в анализируемом периоде, дн.; SР - оборачиваемость запасов МТР в логистической системе предприятия, дн.; ТR - выручка от реализации продукции, руб.; I - среднехронологическая стоимость запасов МТР в логистической системе предприятия, руб..


Важным показателем для оценки состояния материальных запасов является показатель запасоемкости (коэффициент, связывающий капитал и запасы). Он характеризует величину инвестированного в материальные запасы капитала, авансируемого на 1 руб. выручки от реализации продукции и определяется как отношение средней стоимости запасов МТР за анализируемый период к выручке от реализации продукции:

ITR = (I / ТR) х 100, (4)

где ITR - запасоемкость, коп.; I -среднехронологическая стоимость материальных запасов в логистической системе предприятия, руб.; TR - выручка от реализации продукции, руб.

Эффективность использования запасов МТР оценивается двумя относительными показателями: уровнем рентабельности капитала, инвестированного в запасы и уровнем издержек на формирование и хранение материальных запасов в логистической системе предприятия.

Для корректной оценки эффективности использования запасов МТР необходимо сопоставить рост материальных запасов с ростом объема производства и выручки от реализации продукции. Относительным показателем, позволяющим получить такую оценку, является показатель рентабельности капитала, инвестированного в материальные запасы.

Уровень рентабельности капитала, инвестированного в запасы МТР, определяется как отношение прибыли от реализации продукции за анализируемый период к стоимости запасов МТР и характеризует эффективность использования этого капитала:

Ri = (P /1) х 100, (5)

где Ri - рентабельность капитала, инвестированного в запасы МТР, %; Р - прибыль от реализации продукции за анализируемый период; i - среднехронологическая стоимость запасов МТР в логистической системе предприятия, руб.;

Уровень издержек на формирование и хранение запасов МТР в логистической системе предприятия характеризует их величину в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции и определяется как отношение величины издержек на формирование и хранение материальных запасов за анализируемый период к выручке от реализации продукции за тот же период:

UTCI = (TCI / TR) х 100, (6)

где UTCI - уровень издержек на формирование и хранение запасов МТР в логистической системе предприятия, %; ТС1 - полные издержки на формирование и хранение запасов МТР в логистической системе предприятия за анализируемый период, руб; TR - выручка от реализации продукции, руб..


Вывод. Таким образом, предложенная система экономических показателей состояния запасов МТР дает возможность их регулирования, и способствовать повышению эффективности управления транспортными запасами МТР на основе логистической концепции.

1.3. Направления оптимизации транспортных запасов материально-технических ресурсов


На сегодняшний день существует большое количество исследований, посвященных оптимизации управления запасами в компаниях различного типа [1], однако на практике не все компании успешно справляются с данной задачей. Например, для того, чтобы выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы, автотранспортные предприятия должны предоставлять качественные услуги по конкурентоспособным ценам и при этом обеспечить себе необходимый уровень рентабельности основной деятельности. Если говорить об уровне качества услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, то качественная транспортная услуга может быть оказана только с использованием надежного подвижного состава, поддержание которого в работоспособном состоянии зависит не только от служб, занятых ТО и ремонтом, но и от системы снабжения.

Управление транспортными запасами – это важная часть работы, входящей в общую политику управления оборотными активами. Основная цель управления запасами направлена на обеспечение бесперебойных процессов производства и на реализацию продукции при минимизации затрат по обслуживанию самих запасов. Если рассматривать процесс управления складскими запасами с точки зрения оборотных средств, к ним относят не только необходимое сырье, материалы для производственных процессов, но и незавершенное производство, а также готовую продукцию и товары, предназначенные для перепродажи.

Транспортные запасы в настоящее время характеризуется высокой материалоемкостью. Доля затрат на материалы и топливо в эксплуатационных расходах составляет более 35% и оказывает существенное влияние на уровень себестоимости перевозок.

В связи с этим решение задачи рационального использования материальных ресурсов является неотъемлемой частью реализации стратегической программы развития предприятия. Необходимо обеспечивать удовлетворение производственных параметров в материальных ресурсах и при этом минимизировать финансовые издержки по их приобретению и использованию.