Файл: Курсовая работа Учет денежных средств организации на расчетных счетах Содержание Введение 3.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 897
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные задачи бухгалтерского учета денежных средств
Глава II. Организация бухгалтерского учета средств на расчетном счете
2.1 Характеристика счета 51 «Расчетный счет»
2.2 Типовые проводки по счету 51 «Расчетный счет»
2.3 Учет различных операций по расчетному счету
2.4 Практические примеры хозяйственных операций по счету 51 «Расчетный счет»
Плательщик
Поставщик (получатель платежа)
8
2
Банк плательщика
3
Банк поставщика (получателя платежа)
7
Кредитовое авизо
4
РКЦ (филиал Б)
5
Расчетно-кассовый центр (филиал А)
6
Рис. 2.2 Схема платежа с помощью платежного поручения
1 - отгрузка продукции, оказание услуг с передачей счетов-фактур;
2 – представление в банк платежного поручения на перечисление средств поставщику;
3 – передача документов на ВЦ для отражения операций по счетам;
4 - оформление документов, прошедших через ВЦ и сдача их РКЦ;
5 – списание средств с корреспондентского счета банка плательщика и отсылка в РКЦ (филиал Б);
6 – зачисление средств на корреспондентский счет банка поставщика;
7 – списание средств с корреспондентского счета банка плательщика и зачисление их на расчетный счет поставщика;
8 – выписка с расчетного счета поставщика о зачислении средств по платежному требованию.
Однако есть случаи, когда списание денег со счета контрагента и зачисление их на счет производятся на основании документов, выписанных самим предприятием. К таким документам относятся платежное требование и инкассовое поручение.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к получателю оплатить на основании документов,
предоставленных в банк плательщика отгрузку товара, оплату оказанных услуг, выполненных работ. Платежные требования-поручения выписываются поставщиком в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляются в банк плательщика через банковскую почту. Банк плательщика передает платежные документы плательщику, в то время как отгрузочные документы остаются в картотеке банка.
Плательщик в трехдневный срок обязан либо оплатить требование-поручение, либо отказаться от него. В случае отказа от акцепта (оплаты) плательщик должен обосновать его. В этом случае неакцептованное требование-поручение вместе с отгрузочными документами и обоснованием отказа возвращается в банк поставщика, а далее - самому поставщику.
Если плательщик соглашается оплатить требование-поручение, он ставит на первом экземпляре его оттиск своей печати, а также подписи уполномоченных лиц и оплачивает его в том же порядке, что и обычные платежные поручения. Платежные требования-поручения могут быть как обычными, так и телеграфными. При необходимости телеграфного авизования на всех экземплярах требования-поручения сверху на полях проставляется надпись «Платеж перевести телеграфом». Сумма телеграфных расходов обычно вычитается из суммы платежа, если иное не предусмотрено договором между поставщиком и покупателем. Схема осуществления платежа при помощи платежного требования-поручения представлена на рис. 2.3
Какой документ будет использоваться в расчетах (платежное поручение, требование или инкассовое поручение), должно быть предусмотрено в договоре с контрагентом.
Деньги, поступающие на расчетный счет, необходимо записать в дебет счета 51:
Дебет 51 Кредит 62 (76,...)
- поступили на расчетный счет денежные средства.
Некоторые банки выплачивают организациям вознаграждение за использование средств, которые остаются на расчетных счетах этих организаций.
Если банк выплатил предприятию такое вознаграждение, то следует отразить поступившую сумму как операционные доходы:
Дебет 51 Кредит 91-1
- начислен банком процент на остаток по расчетному счету.
Деньги, списанные с расчетного счета, необходимо учесть по кредиту счета 51:
Дебет 60 (76, ...) Кредит 51
- списаны с расчетного счета денежные средства.
Суммы, которые предприятие платит банку за расчетно-кассовое обслуживание, за выдачу наличных денег и за проведение других операций, необходимо учитывать как операционные расходы:
Дебет 91-2 Кредит 51
- учтены расходы на оплату услуг банка согласно договору на расчетно-кассовое обслуживание.
Чтобы снимать наличные деньги с расчетного счета, вы должны получить в банке, который обслуживает вашу организацию, книжку с денежными чеками (чековую книжку).
Денежный чек состоит из двух частей: отрывного листа и корешка чека.
На отрывном листе указывают цель получения денежных средств, сумму, которая снимается с расчетного счета, а также паспортные данные лица, получающего деньги.
Денежные средства, полученные по чеку, должны расходоваться только на те цели, которые в нем указаны. Однако ответственность за нецелевое использование денежных средств законодательством не установлена. Отрывной лист денежного чека передается сотруднику банка, который выдает наличные деньги. Корешок остается в чековой книжке и должен храниться в организации 5 лет.
Чек действителен в течение 10 дней с даты его составления. Если этот срок истек, банк чек не примет.
1
Плательщик
Поставщик (получатель платежа)
2
4
3
10
Банк плательщика
5
Банк поставщика
9
Кредитовое авизо
6
РКЦ (филиал Б)
8
РКЦ (филиал А)
7
Рис. 2.3 Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями-поручениями
1 - отгрузка продукции, оказания услуг;
2 – выписка комплекта платежных требований – поручений и пересылка его вместе с отгрузочными документами в банк плательщика;
3 – передача полученных документов для акцепта;
4 – возврат платежных требований – поручений с акцептом плательщика;
5 – передача документов для ВЦ для списания средств со счета плательщика;
6 – оформление документов прошедших через ВЦ и передача их в РКЦ;
7 – оформление кредитового авизо и отсылка его с экземпляром платежного требования – поручения (2-й экземпляр) в адрес РКЦ (филиал Б) с одновременным списанием средств с корреспондентского счета банка плательщика;
8 – зачисление средств на корреспондентского счета банка плательщика;
9 – списания средств с корреспондентского счета поставщика и зачисление их на расчетный счет поставщика;
10 – выписка из расчетного счета поставщика о зачислении средств по платежному требованию – поручению.
Наличные деньги, полученные по чеку, должны быть оприходованы в кассе организации. Для этого следует оформить приходный кассовый ордер.
На основании ордера необходимо сделать следующую запись:
Дебет 50 Кредит 51
- поступили наличные деньги с расчетного счета в кассу организации.
2.4 Практические примеры хозяйственных операций по счету 51 «Расчетный счет»
В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусмотрено, что банк «Коммерческий» в конце каждого месяца выплачивает ООО «Техтранс» вознаграждение за использование «свободных» средств с его расчетного счета. Сумма вознаграждения - 3% годовых от среднего остатка по счету.
Предположим, что средний остаток по расчетному счету за месяц составил 10 000 руб. Тогда сумма вознаграждения, причитающегося «Активу», составит:
10 000 руб. x 3% x 30 дней : 360 дней = 25 руб.
В последний день месяца банк зачислил эту сумму на расчетный счет организации. Бухгалтер «Техтранса» должен сделать проводку:
Дебет 51 Кредит 91-1
-
25 руб. - начислен банком процент на остаток по расчетному счету.
Учредительными документами организации, образованной в январе, установлено, что часть вкладов в размере 100 тыс.руб. должна быть внесена на расчетный счет организации. В феврале все деньги внесены на расчетный счет. В марте принято решение об открытии аккредитива на сумму 18 тыс.руб. В этом же месяце приобретены по безналичному расчету материалы на сумму 24 тыс.руб. (включая НДС), выплачена заработная плата работникам в сумме 20 тыс.руб. - (полностью), уплачен единый социальный налог в сумме 8 тыс.руб. (сумма округлена для учебных целей). В апреле аккредитив использован для оплаты услуг сторонних организаций, стоимость услуг относится на себестоимость продукции основного производства.
В бухгалтерском учете будут сделаны проводки (приводятся только проводки, прямо вытекающие из условия примера):
в январе:
дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» кредит счета 80 «Уставный капитал» - 100 тыс.руб. - на сумму задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал (в части, подлежащей взносу на расчетный счет);
в феврале:
дебет счета 51 кредит счета 75 - 100 тыс.руб. - на сумму вкладов в уставный капитал;
в марте:
дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы» кредит счета 51 - 18 тыс.руб. - на сумму открытого аккредитива;
дебет счета 60 кредит счета 51 - 24 тыс.руб. - на сумму стоимости оплаченных материалов;
дебет счета 10 кредит счета 60 - 20 тыс.руб. - на