ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 571
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
7 простыней, 11 наволочек, 10 рубах, 12 кальсон, 5 полотенец, 28 пар носков, пару халатов, 5 пар обуви, шапку меховую, щетку головную, фуражку (!). На фоне изобилия личных вещей пациента конца XIX в., высочайшей степени уважения общества, государственной власти, родственников к душевнобольным как же порой убого выглядят наши «казенные дома», наши формальные записи, наши дурные требования к перечню личных вещей больных, к больничному образу их жизни. А.У. Фрезе умер от злокачественной опухоли (саркома) в расцвете своих творческих сил. Недавно коллеги-психиатры установили на центральном входе в Казанскую республиканскую клиническую больницу памятную доску как дань глубокого уважения своему выдающемуся первому директору лечебницы.
Кроме А.У. Фрезе, одним из первых и самых выдающихся приверженцев системы «не стеснения» в России был Сергей Сергеевич Корсаков, который с 1881 г. начал работать в лечебнице супругов Беккер. Здесь ему удалось впервые полностью осуществить свои реформаторские идеи о «не стеснении» больных, здесь он был учителем, воспитавшим целую группу выдающихся психиатров, принадлежащих к школе, получившей название корсаковской. «Все до крайних мелочей было предусмотрено, чтобы внешне лечебное заведение походило на пансион, на санаторий. Не было на окнах решеток, цветы украшали комнаты, окраска стен, обои, ласкающие глаза, успокоительного цвета, а полы устланы мягкой тканью. Тишина улицы, сад, беседки, широкая терраса и балкон, увитые диким виноградом, дополняли обстановку». В конце XIX в. губернские земства начинают проводить реорганизацию психиатрической помощи. В провинциальных психиатрических учреждениях искореняются смирительные рубахи, в больницах организуются мастерские и работы больных на открытом воздухе, создается патронаж как в городе, так и в деревне. С 1887 г. С.С. Корсаков начал заведовать клиникой Московского университета.
Через поколения, через столетия люди приходят к одним и тем же способам сохранения и лечения больной души, ибо меняются десятилетия, появляются новые и новейшие лекарства, но неизменным остается боль этой души, неизменными остаются теплые руки и щедрые сердца настоящих целителей. Корсаков следил за тем, чтобы всевозможные желания больных исполнялись, если это не противоречило чисто врачебным показаниям. Ставя важным условием успешности лечения привязанность больных к учреждению и персоналу, Корсаков настаивал на необходимости для врачей входить в личную жизнь больных и быть для них не только врачами, но и друзьями. Сам он всегда был первым примером этому, не жалея времени, часто по вечерам и даже ночью появляясь у постели тех больных, которых могло успокоить или утешить его присутствие. Он сам вводил зонд, сам кормил из рук, сам катетеризировал, сам извлекал пальцами каловые массы из прямой кишки, если того требовала польза больного. Среди больных для него не существовало интересных и неинтересных: ко всем без различия относился с одинаковым вниманием и любовью. Забота о больных, о том, как бы сделать пребывание их в клинике приятным, побуждала Корсакова устраивать различного рода спектакли,
музыкальные и увеселительные вечера, как самостоятельные, так и с привлечением профессиональных артистов. Обычно эти вечера приурочены были к каким-нибудь праздникам. В журнале «Русская жизнь» в 1893 г. некто Ядринцев писал: «2 января в Москве в клинике душевнобольных был танцевальный вечер. На этом вечере участвовало и до 20 выздоравливающих душевнобольных, кроме того, много гостей; в числе их были выдающиеся артисты и артистки Московского театрального мира... Вечер отличался простотою, живым весельем и семейным характером». Подобные вечера соединяли профессоров, врачей и бывших пациентов, а также лиц, близких к этому учреждению. В этой семье и обществе больные сознательно чувствовали свое прикосновение к остальному миру. Корсаков понимал, как никто больше, больную человеческую душу, он был так полон гуманного отношения к людям, что каждый человек, не желавший никому другому открывать своего «я», с охотой и готовностью открывал все ему, уверенный в том, что тот все поймет, поможет разобраться в самом себе, поддержит в горе, укажет путь к выходу.
История психиатрии. Вклад в развитие
С.С. Корсаков уделял большое внимание воспитанию и поощрению труда надзирателей и прислуги: «Если трудно найти хорошую надзирательницу, то еще труднее иметь хорошего надзирателя. Это настолько трудно, что, сделав продолжительный опыт и переменив в течение 10 лет 5 надзирателей в отделении для покойных больных, я должен был поручить исполнение обязанности надзирателя сверхштатному ординатору, согласившемуся взять на себя обязанность жить и проводить целый день среди больных. Из этого уже видно, как высоко нужно ценить то, что надзиратель Кузьмин в течение 10 лет безупречно и вполне успешно исполнял обязанность надзирателя, притом в отделении, где преимущественно находятся беспокойные и наиболее опасные больные. Поэтому нельзя не оценивать по заслугам тех из числа прислуги, которые настолько привязываются к учреждению, что не оставляют его даже при более выгодных предложениях».
Очень интересное высказывание мы находим в биографии Корсакова о платности и бесплатности психиатрической помощи: «Простите, если я огорчу Вас, возвращая Вам Ваш подарок. Но я думаю, что Вы поймете, что я не могу отступать от принципов, которых я всегда держался, да и Вы сами на моем месте сделали бы то же самое. Если бы я позволил себе хоть один раз принять от больных, находящихся в клинике, или от родных ценный подарок, то я дал бы повод думать, что в клинике может быть какое-нибудь различие для состоятельных и для несостоятельных людей» [4]. Щадя индивидуальность врача, он оберегал интересы больных для их же пользы.
В книге А. Г. Комиссарова «Забытый врач» автор приводит полный текст отчета доктора Стельмаховича, который 100 лет назад, в эпоху деятельности Корсакова, в Елабужском психиатрическом отделении организовал лечение, уход и занятость своих больных: «Больные занимались физическим трудом: работали на больничном дворе, в саду, сельскохозяйственными работниками на арендованном участке земли, а при отсутствии работ в летнее время, в хорошую погоду проводили по нескольку часов на открытом воздухе на больничном дворе. День начинался в летнее время с 6ч утра, кончался около 8ч вечера; в зимнее время день начинался часом позднее и оканчивался часом раньше. Вслед за утренним чаем способные к труду отправлялись во двор, некоторые же прибирались в палатах, женщины чинили белье, вязали чулки, одна занималась вязанием салфеток, делала цветы. Домашние работы — носка дров, топка печей, уборка двора, сада, улицы, укладка дров, катание белья и прочие домашние работы производились больными. Некоторым больным дозволялось посещение церкви. Развлечение больных состояло в игре в карты, шашки, гармонику, пение, некоторым больным давались популярные и удобопонятные книги и газеты. В некоторые большие праздники бывали угощения больным: чай с молоком, белым хлебом, сухарями, конфетами, пряники, орехи, яблоки, арбузы».
Доктор Стельмахович в своем отчете уделяет внимание и обслуживающему персоналу: «Ближайший надзор за больными лежит как в отделении, так и на работах на прислуге — сторожах, сиделках, затем на надзирательнице и смотрителе. Кроме того, отделение ежедневно посещается врачом, за весьма редким исключением некоторых дней. Прислуга то и дело меняется. Да и нельзя требовать многого от того, кто должен работать чуть не целые сутки, получая гроши за тяжкую работу. При этом же и отдельных помещений для служительского персонала не имеется,
а отводятся таковые здесь же в палатах вместе с больными. Между тем нигде интересы больных не стоят в такой зависимости от низшего служебного персонала, как именно в заведениях для душевнобольных. В Казанской окружной лечебнице принята серьезная мера в этом отношении — введен утвержденный Министром Внутренних Дел пенсионный устав, по которому за 10лет беспорочной службы полагается полная пенсия в размере жалования, получаемого за последний год, за 5лет — половина пенсии, или единовременное пособие» [39].
Эмиль Крепелин родился 15.02.1856 г., закончил медицинский факультет Вюрбургского университета. Получив в 1886 г. звание профессора, он занимает пост заведующего кафедрой психиатрии Дерптского университета, называемого Тартуским. В.В. Вересаев, обучавшийся в свое время в том же университете, описывал Э. Крепелина как нестарого 35-летнего человека с окладистой бородой, умными внимательными глазами. Во время русификации университета он был вынужден уйти вместе со знаменитым хирургом Э. Бергманом и другими учеными. В 1891 г. Крепелин основал Гейдельбергскую психиатрическую школу, а в 1903 г. создал свою школу в древнейшем Мюнхенском университете (1472 г.). В своей научной работе он совершил, как и Ясперс, научный подвиг, проанализировав 10 тыс. историй болезни, и разработал новый принцип классификации психических болезней, в основу которой положил не симптомологический принцип, а течение и исход заболевания. Он автор одного из самых знаменитых учебников по психиатрии, выдержавшего восемь прижизненных изданий. Последнее 8-е издание (1915) содержало 3000 страниц — невиданное в истории психиатрии достижение одного человека. В учебнике много места отведено нелепым поступкам шизофреников (больной хочет курить: он видит на земле окурок и прыгает за ним со второго этажа... На очередном приеме у зубного врача одна больная заявила, что
будет лечиться только у него, если врач наденет противогаз). Крепелин умер в 1926 г., не успев отредактировать 9-е издание своего учебника. Его последователь Освальд Бумке, сначала хваливший Э. Крепелина и заявлявший, что вся современная психиатрия стоит на его плечах, после утверждения на кафедре профессором стал писать статьи о том, что из «догматиков крепелиновской школы не осталось почти никого» и что «школа Э. Крепелина достигла границ своих возможностей».
Карл Ясперс — один из гигантов психиатрии XX в., родился 3 февраля 1883 г. в Ольденбурге. Ясперс был с детства тяжелобольным мальчиком. Страдая врожденным пороком сердца, он был вынужден строго дозировать двигательный режим, ограничивать себя в играх, забавах и развлечениях юности. После окончания классической гимназии в течение полутора лет изучал юриспруденцию, затем медицину и в 1908 г. сдал государственные экзамены. Работал научным сотрудником в психиатрической клинике Гейдельберга до 1915 г. В эти годы им был заложен фундамент учения по психопатологии. Его учителем был Ф. Ниссль — гистолог, изучающий функции мозга. Он исходил из принципа, что душевное заболевание есть заболевание мозга. «Ниссль хорошо относился к больным, был мягок в обращении, необыкновенно совестлив. От него веяло мягкостью и доброжелательностью. Но сам он глубоко страдал из-за человеческого несовершенства», — так писал о своем учителе сам Ясперс. Во времена работы Ясперса в Гейдельберге в Германии строились большие лечебницы для душевнобольных. Они становились благоустроенными. В автобиографии К. Ясперс писал: «Жизнь несчастных, по существу, не изменившаяся, была организована.
Самым наилучшим было организовать эту жизнь как можно естественнее, благодаря успешной трудотерапии, пока она оставалась разумной и человечной основой всего распорядка дня. Из-за скудного знания и умения духовно бедные психиатры отделывались скепсисом» [80]. В 1911 г. Вильманс и Шпрингер предложили Ясперсу написать книгу, посвященную всеобщей психопатологии. Собственные исследования К. Ясперса привели его к совершенно иной психиатрии. Воспользовавшись феноменологическим методом другого великого мыслителя двадцатого столетия, Э. Гуссерля, он начал изучать психопатологические феномены, используя феноменологическую редукцию, очищая шаг за шагом, пласт за пластом психиатрию от штампов, стереотипов, теоретических спекуляций. Как заглянуть в душу больного, как познать то, что скрыто от непосредственного взора врача, каким критериям истины должны соответствовать описания психического состояния пациентов? Как важнейшее предостережение своим будущим коллегам звучат его слова: «...Врач-гуманист сохраняет необходимое уважение к человеку, даже если он душевнобольной. Каждый отдельный человек будет спасен благодаря знаниям врача и ученого. Никогда не следует, вооружившись научными средствами, подводить равнодушно конечную черту под человеком. Любой больной человек, как и каждый человек вообще, неисчерпаем» [79]. Вместе с тем в сознании современных психиатров, к сожалению, этот выдающийся психиатр и философ еще не занял подобающего ему места.