ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 578
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
Князь начинал слушать с некоторой недоверчивостью...»
Нет необходимости отмечать, что все, что сообщал генерал Иволгин, было плодом его фантазии, вернее результатами конфабуляций у больного алкоголизмом при начинающейся сосудистой деменции.
Далее Ф.М. Достоевский приводит еще один пример конфабуляции, случившейся у генерала Иволгина. Он рассказывает самый отвратительный эпизод из своей жизни — историю о том, как он в окно поезда выбросил болонку, принадлежащую одной капризной даме. Как только он закончил, Настасья Филипповна воскликнула, что точно такая же история была описана в одной из газет шесть лет тому назад. Нимало не смутившись, генерал заметил, что у него эта история произошла раньше и он имеет приоритет.
Фантастические конфабуляции
Фантастические конфабуляции отличаются от замещающих конфабуляций не только и не столько степенью фантастичности самих переживаний, сколько основным психическим расстройством, на фоне которого возникают эти ложные воспоминания. Если замещающие конфабуляции возникают при тяжелых органических заболеваниях мозга, на фоне и в связи с выраженными нарушениями памяти, то фантастические появляются при конфабуляторной парафрении, где грандиозные по масштабу ложные воспоминания являются дополнением к пара- френному бреду, где бред питается фантастическими ложными конфабуляциями и где очень сложно вычленить, а что же первично - бред или конфабуляции. Нередко конфабуляторная парафрения может быть этапом развития онейроидного приступа, о чем мы говорили в главе о расстройстве сознания. Если мне позволят провести такое сравнение, то замещающие конфабуляции чем-то напоминают бред малого размаха или обыденных отношений, тогда как фантастические конфабуляции напоминают большие бредовые синдромы, они далеки от обыденности и являются переживаниями большого размаха.
Пациент Сергей заявляет, что месяц назад он встречался с Бен Ладаном, получил от него точные сведения, что город будет взорван в такой-то день, возложив тем самым на себя миссию спасения своего города.
Замечательный пример фантастической конфабуляции приводит П.Ф. Малкин в монографии «Клиника и терапия психических заболеваний с затяжным течением» (1959) в главе о парафрениях:
«...с 1943 г. он связан с организацией «Буря», которой был досрочно освобожден из заключения с условием, что обязан явиться в спецорганизацию по первому требованию, а пока хранить тайну. С «Бурей» связаны и его жена, и главный врач санатория, где жена лечилась. Последний сообщил ему, что у жены при помощи «спецаппаратов» высасывают бактерии и переотправляют на Кавказ, где заражают людей».
В уже цитируемой нами монографии С.Ю. Циркина приводится следующий пример.
«Так, при остром конфабуляторном бреде воображения до определенного момента пациентка не замечает ничего необычного, а затем начинает говорить о том, как
накануне была с мужем на концерте, как обезвредила там бомбу, что позволило предотвратить войну. Субъективного чувства припоминания забытого при этом нет. Реально происходившая будничная жизнь при этом не отрицается, но воспоминание о вымышленных событиях более живо и актуально. Это не замещающие конфабуляции, которые заполняют мнестические пробелы, а дополнение реальности бредовыми переживаниями» [69].
Один из замечательных советских психиатров В.М. Блейхер описал два вида бреда при конфабуляторной парафрении. Первый он назвал ретроспективным бредом предвосхищения будущего. Он диагностируется на стадии становления па- рафренного синдрома, когда у больных параноидной шизофренией выявляется бред, при котором пациент сообщает о том, что несколько лет назад он встретил человека, предсказавшего все, что происходит с ним сейчас, и что произойдет в будущем. Второй вид конфабуляторного бреда Блейхер назвал бредом вечного существования, встречающимся чаще всего при инволюционной парафрении. Переживания больного при этом виде бреда направлены в прошлое.
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Традиционно считается, что диагностика нарушений интеллекта — одна из самых простых задач для психиатра. Действительно, диагностика нажитого слабоумия - задача вполне посильная, если имеется соответствующий анамнез, явные проявления деменции, адекватное степени слабоумия неправильное поведение. Важность и сложность правильной диагностики нажитого слабоумия объясняется большими социально-правовыми последствиями, возможностью определения недееспособности больного, в том числе и злоупотреблений этим юридическим феноменом. С пациентами же, «претендующими» на роль умственно отсталых, необходимы максимальная осторожность и взвешенность в выводах, неукоснительное соблюдение принципа презумпции психического здоровья. Если не можешь твердо доказать наличие психического нарушения, не имеешь права объявлять человека психически больным. Десятки искалеченных судеб на совести недобросовестных,
легкомысленных или податливых психиатров, не желающих ссориться или спорить с психолого-педагогической общественностью. Хотя программой максимум для любого педагога должно быть воспитание человека, режим наибольшего благоприятствования для формирования благополучной судьбы ребенка, программой минимум для многих классных руководителей являются отчеты по успеваемости, умение «держать класс», навыки подчинения себе и своему авторитету малолетних граждан. Все, что выходит за рамки обычного, общепринятого, среднего уровня, вызывает у педагога раздражение и
желание подчас чуть-чуть подтасовать факты, обратить большее внимание на трудности в освоении школьной программы у того или иного ученика. Просим прощения за длинное вступление, но без него нельзя преподавать эту тему. Хотелось бы, чтобы у начинающего психиатра сформировалось чувство здорового недоверия, а лучше сказать, необходимость обязательного контроля над выводами психологов-экспертов, проверяющих показатели уровня интеллекта ребенка.
Причины некоторых диагностических ошибок станут более понятными, если мы в предварительном порядке перечислим предпосылки интеллекта, к которым относятся: память, внимание, речь, ясность сознания, степень утомляемости, восприятие, запас знаний и навыков, способность к логическому мышлению, абстрагированию, комбинаторике. По каждому пункту из этих предпосылок можно проследить возможность возникновения клинической ошибки. Снижение памяти после травмы головного мозга может повлечь за собой временное ухудшение успеваемости, симулирующее умственную отсталость. Травматическое поражение мозга имеет особенность к замечательному восстановлению функций мозга. Проходят месяцы, подчас годы, и память, а вместе с нею и интеллект возвращаются на уровень практического здоровья. Внимание нередко страдает при так называемом синдроме дефицита внимания. Это поистине бич первых классов школ. В современной жизни трудно найти здорового ребенка, так же как и трудно найти здоровую женщину. Редкий ребенок появляется без внутриутробной интоксикации, родовой травмы, гипоксии, внутриутробной инфекции и т.д. Как следствие легкая или умеренная родовая травма, в результате чего развивается синдром дефицита внимания - гипердинамический синдром. В течение нескольких лет жизни, особенно в начале школьной жизни, когда от ребенка требуется переход от произвольно-подвижного образа жизни и игры к усидчиво-скованному, регламентировано-размеренному, у него неминуемо будет страдать успеваемость, так как отсутствие должного внимания будет равносильно ситу, через которое неминуемо будет сливаться часть невоспринятой информации. Вот и слышит он через слово объяснение учителя, вот и считает он по принципу: «Два пишем, пять на ум пошло». Речь младшего школьника и, что еще важнее, восприятие речи педагога формируются дома, в семье, при общении с родителями. Если родители алкоголики, бросают ребенку один раз в день по одному слову в пьяном виде, нередко труднопереводимому на литературный язык, будет ли словарный запас такого ребенка похож на словарь маленького Саши Пушкина, который рос на сказках Арины Родионовны? Если родители разговаривают дома исключительно на родном, не государственном языке, легко ли будет ребенку скачком перейти и в речи, и в мышлении на неродной язык? Ясность сознания, как и степень утомляемости, иногда определяется длительно текущими хроническими заболеваниями детского возраста — туберкулезной интоксикацией, бронхиальной астмой, глистной инвазией и т.д. Всегда ли педагог имеет возможность считаться с этими болезнями и вообще знать о них? Запас знаний и навыков — самое большое испытание для правильной диагностики. При
прочих равных условиях, будет ли запас знаний и навыков одинаков у детей, живущих в арбатских переулках Москвы или в какой-нибудь деревне Грязнухе? Запас знаний даже у детей одного города может колебаться в зависимости от удаленности от некоторых культурных центров, театров, детских дворцов, спортивно-культурных сооружений. В квартире у Пети имеется отцовская библиотека с двумя тысячами томов, в том числе несколькими сотнями книг детской литературы, а у Васи в доме — только драные обои да разорванные куски газет в туалете. Будут ли изначально одинаковыми возможности получения знаний у Пети и Васи? Из всех перечисленных предпосылок интеллекта только способность к логическому мышлению, абстрагированию и комбинаторике относительно не зависят от образа жизни, если исключить условия воспитания Маугли.