ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 617
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
Педагогическая антропология
Педагогическая антропология одной из своих аксиом считает триединство человеческой личности. В каждом из нас имеется нечто общее для всего человеческого рода (применительно к нашей теме - генетические и биологические задатки, дающиеся нам от наших человеческих предков), нечто особенное — этнические, этнографические признаки и, наконец, единичное, частное, уникальное, что определяет неповторимость именно данной личности — Вани, Пети, Маши. При диагностике умственной отсталости психиатр должен в своем выводе синтезировать все три аспекта единства личности. С помощью педагогов и психологов он должен установить врожденные способности, генетические задатки данной личности, а также этнические и этнографические особенности, в нашем конкретном случае — возможность языкового барьера. Сам же врач должен диагностировать то единичное, уникальное, что имеется именно у данного Вани, Пети или Маши. В его жизни случилось непредвиденное, когда он был еще в утробе матери, мать заболела коревой краснухой, что и отразилось на развитии его умственных способностей в раннем детстве. Особенно сложно бывает в тех случаях, когда в анамнезе нет убедительных сведений о какой-либо экзогенной вредности. Причин для академической неуспеваемости может быть много, и умственная отсталость — всего одна из них и не самая, кстати, частая. Значительно чаще имеет место социально-педагогическая запущенность. Отсутствие одного из двух родителей, наличие алкоголизма у отца или матери, переполненность класса, отсутствие одного или нескольких педагогов-предметников, необходимых учебников, нормального питания, сна, отдыха — вот некоторые условия этой самой социально-педагогической запущенности. Причиной академической неуспеваемости во многих случаях бывает недовыявление имеющейся пограничной психической патологии в виде синдрома дефицита внимания или гипердинамического синдрома. Выявить и исключить все эти важнейшие причины — и есть задача психиатра как координатора всех специалистов, которым вверяется судьба ребенка. Проводя обычное клиническое обследование, врач повторяет некоторые из психологических тестов в их сокращенном, тезисном виде. Врач, особенно молодой, считает результаты тестов с их математической обработкой более достоверным инструментом. Вместе с тем одной из основных причин ошибочности постановки диагноза умственной отсталости и является кажущаяся объективность тестов, а также то, что почти все составные части интеллекта и его предпосылки относятся к так называемым «объективным расстройствам душевной жизни», т.е. к тому, что психопатолог может непосредственно оценить, увидеть, воспринять.
В конце 2005 г. на КЭК психоневрологического диспансера была направлена молодая женщина, претендующая на получение водительских прав. В течение многих лет она находилась на динамическом диспансерном наблюдении по поводу умственной отсталости, снята с учета с констатацией социальной компенсации. Она закончила вспомогательную школу, после чего сдала экзамены за курс средней школы, закончила юридический колледж, затем юридический факультет Казанского государственного университета. Конечно, можно поиронизировать по поводу того, что в наше время за деньги можно стать действительным членом Академии наук, что по «блату» можно стать депутатом Госдумы. Но при обследовании признаков олигофрении не обнаружилось, хотя объем знаний и уровень абстрагирования были довольно средненькими.
В 1987—1988 гг. после тщательного обследования в городском диспансере, обслуживающем полумиллионный город, был снят диагноз умственной отсталости более чем у тридцати подростков. Большая часть из них представляла примеры легкомысленного отношения педагогов к языковому барьеру, существующему у детей, недавно переехавших в большой город из пригородных сел, с преподаванием там на родном языке. К 17—18 годам эти дети постепенно осваивали часть недополученных знаний, понимали скрытый смысл русских выражений, метафор, пословиц, обнаруживали способность к абстрагированию, образованию логических цепочек, выработке суждений и умозаключений. Единственно, что не подлежало изменению, — утраченные годы и имидж «школы для дураков». Как такое становится возможным?
Возьмем для примера известные тесты вербальных шкал для детей 6—16 лет. Осведомленность: по этой шкале оценивается запас знаний по истории, географии, другим наукам и предметам. Нужно сказать, что резкое уменьшение доли чтения в общем интеллектуальном развитии ребенка привело к поверхностным знаниям. Один-два десятка лет назад мы удивлялись и почти не верили, что школьники в США или странах Западной Европы не знают многое из того, что знали наши школьники. Сейчас, с переносом в страну многих особенностей западного образа жизни, наши дети почти не читают. Они смотрят телевизор, прилипли к мониторам компьютера, крутят кассеты и диски в плеерах. Они заняты, родители довольны, полагая, что ребенок получает массу нужной информации. Начинаем разбираться и выясняем, что по телевизору или видео смотрят вовсе не то, что повышает уровень общей осведомленности, а игровые, пустые, эмоционально выхолощенные американские мультики, ужастики, триллеры, эротику вплоть до жесткой порнографии. Где уж тут до знаний мировой литературы, бандитом бы не вырос! Арифметический счет — довольно простой и понятный тест, но сколько имеется детей с пониженными способностями к счету и повышенными способностями к гуманитарным наукам - правополушарные дети! Словарный запас: оценивается общий словарный запас,
богатство или бедность языка, способность объяснить значение того или иного слова, понятия или, говоря научным языком, формулировки, дефиниции. Совершенно понятно, что этот субтест напрямую зависит, во-первых, от давности начала изучения основного учебного языка; во-вторых, вновь от чтения, его значимости в жизни и занятиях ребенка. Установление сходства — один из лучших субтестов, оно оценивает характер логических суждений, способность ребенка объяснять и понимать суть ассоциаций и взаимоотношений. Понимание — изучение возможности дать ответы на вопросы, оценивающие их общий смысл, социальные суждения, наличие и степень развития бытовых и общечеловеческих навыков. Числовая память — повторение выборки чисел в прямом и обратном порядке. Все перечисленные выше — вербальные шкалы. Существуют субтесты шкал невербального выполнения. К ним относятся составление фигур, последовательность картинок, кубики Коса, нахождение недостающих деталей, лабиринты и т.д. Казалось бы, невербальные тесты должны минимизировать значение речи, иноязычие в определении уровня интеллекта. Но любой из невербальных тестов, если мы имеем дело со здоровым в сфере слуха и зрения ребенком, обязательно предполагает вводную инструкцию специалиста, которую он должен понять. Всякий ли психолог может искусственно снизить уровень своего профессионального сленга? Как-то раз юморист пошутил относительно употребления слова «отнюдь» Е. Гайдаром как пример непреодолимой дистанции между электоратом и «слишком образованным премьером». Всякий ли профессионал-психолог сознательно опустится и, укрощая свою гордыню, попытается расшифровать свои требования, упростить язык инструкции?
Итак, самая глубокая степень умственной отсталости, говоря другим, синдро- мальным языком, самая глубокая степень врожденного малоумия называется идиотией. Коэффициент IQ менее 20. У больных с идиотией совершенно не развиты речь и мышление. Реакция на окружающее, т.е. говоря простым языком - обычное детское любопытство, не развита. Вся эмоциональная жизнь, чувства сводятся к инстинктам — удовольствие от принятия пищи, отправления физиологических потребностей. Больные не ходят, многие не могут стоять и сидеть. Некоторые малоподвижны, лежат в постели, иные из них - всю жизнь. Другие могут сидеть, ходить, совершать стереотипные движения, к примеру качания взад-вперед, именуемые яктацией. Многие из них при возбуждении становятся агрессивными, нападают на других больных. Наносят себе повреждения — кусают и грызут ногти и пальцы, вырывают волосы, царапают кожу лица, других частей тела. Вся жизнь больных идиотией протекает на безусловно-рефлекторном уровне. Они не могут ни следить за собой, ни одеваться, ни раздеваться. У некоторых растормаживаются влечения, они
становятся грубо и обнаженно сексуальными, мастурбируют, пожирают не только большое количество пищи, но и несъедобные вещи и предметы, вплоть до экскрементов. Жизнь идиотов протекает в стенах специализированных домов-инвалидов для тяжелых психически больных детей. Вот картинка из жизни.
Сидит на полу ребенок лет пяти с огромной арбузообразной головой (гидроцефал), которая держится на тонкой шее и честном слове, превышая размеры остального туловища. Напротив него сидит девочка с микроцефалией (маленькой головкой) и идиотией. Половину ее лица занимает большой рот. Обед. Перед мальчиком — тарелка с супом. Он берет ложку супа и всовывает в огромный рот девочки. Та проглатывает порцию супа, которая с хлюпающим, затем урчащим звуком проносится в желудок. При этом девочка поперхивается, кашляет, брызжет супом и кусочками картошки в своего кормильца.
Имбецильность и дебильность
Средняя степень умственной отсталости - имбецильность, характеризуется коэффициентом IQ со значением от 20 до 50. Речь и мышление отличаются предельной конкретностью, тугоподвижностью. Образование суждений, общих понятий, использование сравнений, символов невозможно. Запас знаний и сведений о жизни ограничивается бытовыми, сугубо повседневными проблемами и вопросами. Имбецилы в соответствии с программами вспомогательных школ необучаемы. В последние годы в ряде городов страны возникли экспериментальные группы и классы, чаще при вспомогательных школах или в виде частных специализированных учебных заведений, где опытные олигофренопедагоги берутся за их обучение. Навыки самообслуживания и самые простые виды труда доступны. Они могут мыть пол, стирать, носить тяжести, убирать мусор, чистить картофель, ухаживать за скотиной. Однако у них отмечаются психопатодобные нарушения, могут быть задержка или раннее развитие сексуального влечения с формированием извращений. В качестве чрезвычайно подчиняемых и пассивных личностей могут быть субъектами, использующимися вменяемыми преступниками при совершении правонарушений, преимущественно хищений личного или общественного имущества. Признаются недееспособными при экспертизе в гражданском процессе и невменяемыми при экспертизе по уголовным делам. Представляем описание психического состояния в одном из актов АСПЭ по определению недееспособности:
«Сознание не помрачено, свое имя и фамилию называет верно, отчество назвать не может, лишь бессмысленно улыбается в ответ на вопрос об отчестве. Текущий год не знает, месяц и дату назвать не может. Время года определяет верно — зима. Ее признаками считает только снег, других назвать не может. Адреса не знает. Свой возраст определить не в состоянии. Сильно заикается, речь невнятна, выражено дизартрична. Сообщает, что моет пол, помогает нянькам ухаживать за слабыми больными — «лежаками». Левую и правую сторону не дифференцирует. На вопрос, где находится солнце, отвечает, что на небе, луна — тоже на небе. На вопрос, чем отличается луна от солнца, ответить не может. Правильно называет некоторые предметы — ключи, ручка, очки. Но предназначение этих предметов не определяет. Арифметические действия выполнять не может, не читает, не пишет. Движения угловатые, неловкие. Берет в руки часы, тщательно разглядывает, при попытке перевернуть циферблатом к себе роняет из рук. На вопрос, чем отличается мужчина от женщины, заливаясь смехом, сообщает, что у женщины юбка, а у мужика — штаны.