ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
Принципы беседы или клинического интервью
Итак, одним из первых принципов беседы или клинического интервью является однозначность и точность формулировок вопросов, одинаковое понимание не только смысла вопроса, но зачастую смысла и содержания того или иного понятия или слова. Например, очень часто врач-психиатр спрашивает собеседника, слышит ли тот голоса. Какой смысл вкладывает в понятие «голоса» врач, мы понимаем, а что разумеет под словом «голоса» больной, отнюдь неизвестно. Один считает голосами звуки человеческой речи, раздающейся во дворе его дома, принадлежащие реально существующим соседям. Другой — брань, раздающуюся за стенкой, в соседской квартире. Третий — звучащие внутри его головы псевдогаллюцинаторные переживания.
Если мы хотим получить требуемый ответ, мы обязаны пояснить смысл вопроса. Слово и понятие «трахнуть» имело во времена нашей юности вполне определенный, простой и ясный смысл — ударить каким-либо предметом по человеку, чаще всего по голове. Сегодня произнести вслух это слово в приличном обществе неловко и стыдно. Слово «терка» ранее означало для подавляющего большинства русскоязычного населения Советского Союза обозначение предмета кухонной утвари, которым готовят к употреблению овощи, например свеклу, морковь или картофель и т.д. Сегодня это слово, согласно «Толковому словарю молодежного сленга», означает, во-первых, подделанный рецепт. Во-вторых, женщину легкого поведения. В-третьих, переговоры или выяснение отношений между криминальными элементами. Наконец, у этого слова имеется вполне благозвучный четвертый смысл, означающий определение учебного предмета — теорию самолетовождения. Таким образом, словоупотребление этого или аналогичного понятия настоятельно нуждается в предварительном разъяснении смысла и значения.
Важный принцип построения беседы — принцип доступности. Пациент должен понимать обращенную к нему речь при наличии личных особенностей, а именно: языковых, национальных, этнических, уровне образования и культуры и т.д. В нашей республике встречались дети, проучившиеся один или два класса в национальной сельской школе. Волею судьбы они вместе с родителями приехали на строительство Всесоюзной комсомольской стройки. Первый год обучения в русскоязычной школе нередко заканчивался плачевно из-за языкового барьера — ребенок не понимал обращенную к нему речь учителя. Слова и понятия педагога были ему недоступны. Изредка эти
случаи заканчивались фатально для ребенка, его ошибочно определяли через медико-педагогическую комиссию (МПК) во вспомогательную школу. Клинические психологи, особенно только что окончившие вуз, склонны употреблять в своей среде специфические слова профессионального сленга. Однажды, много лет назад, произошел комический эпизод.
Психолог проводила беседу, предваряющую тестирование клиента, профессионального футболиста. На вопрос, был ли у него инсайт в тот самый день, разбору которого
посвящалась беседа со специалистом, клиент очень серьезно ответил, что в тот день он инсайдом не был, тренер поставил его левым крайним нападающим.
Психолог понимала под этим словом момент решения какой-либо мыслительной задачи в виде внезапного прозрения, а клиент понимал под услышанным понятием полусреднего нападающего, роль которого обычно исполнял в футбольной игре.
В далекие студенческие годы при обходе терапевтического отделения очень маститый и талантливый профессор, осмотрев Пациентку, жительницу довольно отдаленного села, бросил реплику: «Слева от верхушки пальпируется кошачье мурлыканье». Для студентов и аспирантов эта фраза несла вполне понятный диагностический смысл, означающий, как известно, симптом определенного клапанного порока сердца. Девушка вытаращила глаза и после ухода из палаты профессорской свиты с тревогой и изумлением обратилась к постовой медсестре, о какой кошке и каком мурлыканье идет речь.
Третий принцип проведения беседы или клинического интервью — алгоритмизированность или определенная последовательность построения беседы. Мы должны задавать вопросы пациенту не абы как, не пересказывая известные глоссарии симптомов и синдромов, а в определенном порядке, отражающем ход нашего клинического мышления. Чем ближе к постижению истинной картины болезни наше понимание больного, тем в лучшем и более правильном алгоритме мы сможем выстроить разговор.
Вот перед нами больной, неделю назад получивший тяжелую черепно-мозговую травму. У него серьезные поведенческие нарушения, психомоторное возбуждение. Нелепо было бы при первой беседе с ним спрашивать о семейных отношениях, профессиональных проблемах, колебаниях настроения. Что прежде всего интересует нас? Мы обязаны исключить оглушение как симптом нарастающего отека мозга. Следовательно, вопросы будут и должны касаться возможного выявления признаков измененного сознания. Жизненно необходимо проверить ориентировку всех видов, четкость словопроизношения, осмысление ситуации.
А сейчас перед нами сидит девочка 14лет, поссорившаяся с отцом, предплечья у которой изрезаны десятками бритвенных порезов. Отец нашел у нее диски с сатанинской библией и выбросил их, резко и грубо (что вполне можно понять) отругал eet запретил выходить из дома и никого не пускал домой.
Конечно же, с нею необходимо выстраивать беседу совершенно в ином алгоритме, и в этом случае будет нелепостью проверять у нее ясность сознания при очевидности этой самой ясности. Следующим принципом построения беседы считается проверяемость и адекватность тех данных, которые мы получаем в ходе беседы. В беседе о видах бреда мы будем изучать бред ревности. Мы подробно исследуем феномен ревности. Сейчас же вскользь упомянем о том, что врач обязан переспросить, что понимает пациент под понятием ревность, если таковое высказано в ходе беседы. Конечно же, в случае, когда муж ревнует учительницу литературы к А.С. Пушкину, речь идет совершенно не о том феномене ревности, который является содержанием сверхценных или бредовых идей ревности.
Пожилая женщина жалуется на сына и повторяет десятки раз слово «алкоголик», которым называет своего отпрыска. Перепроверяя, соответствует ли определение, даваемое женщиной, общепринятому понятию «алкоголизм», мы выясняем, что речь идет об употреблении юношей во время застолий 100—150г вина.
Ни признаков абстиненции, ни запоев, ни тяги, ни одного из известных признаков синдрома зависимости найти не удается. Таким образом, определение «алкоголик» совершенно неприменимо к реальному поведению молодого человека. Пятый принцип клинического интервью или беседы — беспристрастность — принцип, заложенный К. Ясперсом в основу феноменологического метода. Мы должны совершить небольшой экскурс в «Общую психопатологию» Ясперса, в которой он пишет: «От любого психопатолога требуется, чтобы он в своей работе проводил четкое различие между наблюдениями и оценочными суждениями. От психопатолога требуется лишь спокойная, непредвзятая сосредоточенность на фактах психической жизни. Человек как объект исследования требует беспристрастного и заинтересованного подхода, свободного от какой-либо предубежденности. Следование теоретическому предрассудку неизбежно приводит к предвзятому восприятию фактов... На действительность сплошь и рядом смотрят глазами той или иной теории» [79].
Ясперс именует такие предрассудки теоретическими.
Соматическими предрассудками Ясперс называл трактовку душевной жизни как соматическое событие. Он считал, что данный предрассудок возникает вновь и вновь в «обличье физиологии, анатомии или некоего суррогата биологии». Основатель феноменологии считал фантастическими анатомические построения Мейнерта и Вернике и называл их «мозговой мифологией». Один из известных ученых нашей страны обвинял автора этих строк в пренебрежении к патологоанатомическим изысканиям при шизофрении. Он уверенно утверждал, что признаком шизофрении является овальное закругление третьего желудочка мозга, обнаруживаемое при вскрытии умерших больных, страдавших при жизни шизофренией. Не будем вдаваться в суть дискуссии, но такая постановка вопроса чем-то напоминает «мозговую мифологию» полуторовековой давности.
Медицинские предрассудки Ясперса
Следующим видом предрассудков Ясперс считал психологические и интеллектуальные предрассудки. «Слишком многое в поведении больного приписывается злой воле или притворству; при этом ошибка врача состоит не столько в «психологизировании», сколько в морализаторстве. Некоторые врачи... глубоко возмущаются, когда им не удается обнаружить хорошо известные физические признаки болезни. В глубине души они считают все это элементарным капризом и лишь в самых безнадежных случаях передают дело психиатру». Далее он же анализирует склонность усматривать осознанную причину в любой человеческой деятельности. Преувеличенное стремление выискивать повсюду рациональные взаимосвязи порождает склонность к умствованию, т.е. к интеллектуальным предрассудкам. Мы сталкиваемся с ними десятки и сотни раз, выслушивая «исследования» родителей о причинах психической болезни своих детей. У юноши развивается дебют болезни, возникает симптом «дерева и стекла», появляется враждебность к родителям, а папа с мамой уверенно находят причину изменившегося поведения сына в просмотре им последнего телесериала. Самое скверное заключается в том, что врачи нередко идут на поводу в поиске мнимых причин и вместо назначения адекватной терапии читают мораль о вредном влиянии триллеров или жесткой эротики на неокрепшую психику подростка. Склонность к ложным аналогиям — это также один из известных предрассудков. К. Ясперс писал, что душа сама по себе не может быть предметом наблюдения, мы представляем душу через уподобления и символы.
«Яркие и образные аналогии настолько легко овладевают нашим разумом, что мы время от времени начинаем усматривать в них нечто большее, а именно — понятия, имеющие теоретическую ценность.... Так происходит, в частности, в тех случаях, когда душа разбивается на отдельные элементы, подобные атомам, или когда события психической жизни рассматриваются как механические движения (механическая теория души)...»
Медицинские предрассудки, связанные с количественными оценками, объективными наблюдениями и диагностикой.
«Согласно этому предрассудку научным признается только установление количественных взаимосвязей, в то время как исследование чисто качественных изменений рассматривается как область произвольных, субъективных и ненаучных спекуляций». Начинающий психиатр должен с известной долей критики и рассудительностью оценивать значимость многочисленных математических шкал депрессии, тревоги, паранойяльности, шизоидности и др. Математические цифры не должны и не могут подменять клинического познания живого феномена, во всяком случае не могут служить основанием для безошибочной диагностики психического заболевания у конкретного больного, даже если шкала депрессии или шизоидных изменений указывает на эти диагностические ярлыки. Как пример доведения до абсурда данного предрассудка можно оценить почти анекдотический случай, приведенный Портновым. Одна из ученых дам в конце тридцатых