ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 609
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
Философическая интоксикация
Философическая интоксикация многократно и замечательно описана в специальной литературе. Суть ее в бесплодных, бесцельных, многодневных, многомесячных чтениях, изучении общечеловеческих «вечных вопросов» или изучении таких вопросов, которые кажутся нашему больному как общечеловеческие. Школа А.В. Снежневского подразделяет философическую интоксикацию (называя ее, кстати, метафизической) на два варианта. Первый вариант нас интересует меньше, так как при нем преобладает сверхценное образование, определяющее выраженную аффективную заряженность, доминирование этого образования во всей психической жизни человека, сопровождаясь аутохтонными (внутренними, не зависящими от внешних воздействий) колебаниями аффекта. Этот вариант содержит в своей структуре большей частью психопродуктивный радикал. В контексте негативных изменений личности нас интересует, прежде всего, второй вариант — преобладание односторонней стойкой познавательной деятельности на протяжении нескольких лет, как правило, всего периода юности, что и является практически односторонней дисгармонией личности, при которой богатство оттенков, многоцветие черт личности человека постепенно сменяется гладким, узконаправленным бревном, «штурмующим ворота замка», внутри которого пустота. Больной, страдающий чаще всего малопрогредиентной шизофренией, посвящает многие годы своей жизни поиску смысла жизни, своей или не своей, смысла существования Космоса, Вселенной, изучению нерешенных человечеством теорем, созданию вечного двигателя, поиску подтверждения телепатии, биополя, реинкарнации и т.д. и т.п.
Иннокентий Б., 18лет, отличался на протяжении всего детства спокойным ровным нравом, послушностью, наличием художественного дарования. Воспитатели и учителя на протяжении всего детства, с 4 до 15 лет, не могли нарадоваться на ребенка. Кешу называли беспроблемным, родителям завидовали все знакомые и друзья. После 15 лет мальчик постепенно стал отдаляться от родителей и друзей. Но не замкнулся, не отгородился стеной от мира. В библиотеке сына родители заметили несколько альбомов Сальвадора Дали, около десяти книг по астрономии и космологии, два тома из сочинений Аристотеля. Сын долго не сообщал близким о своем новом интересе, но в десятом классе поведал, что стал изучать особую проблему, на что его толкнула одна из знаменитых картин С. Дали: «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека». Новый человек
вылупливается из земного шара, который похож на мягкую оболочку, а не на скорлупу. Континенты мягкие и вот-вот стекут с этого яйца. Земля-яйцо так взбудоражила Кешу, что он начал изучать космологию. Через год больших усилий, сопровождавшихся уходом от обычных школьных программ, снижением традиционной успеваемости в школе, он и объявил родителям суть своих поисков. Он пытался постичь смысл похожести эллипсоидных орбит вращения планет солнечной системы на овальные эллипсы мужских яичек, женского яичника и яиц птиц. Почему, спрашивал он самого себя, все «зародышевое начало» имеет ту же форму, что и космические орбиты. Это не просто так, это имеет высший смысл. Несколько лет он изучал «Метафизику» Аристотеля, космологию И. Канта, астрономию современных ученых, черные дыры Вселенной, но никаких выводов, умозаключений так и не создал. Его поистине интересовал сам процесс, а не результат, и этим важным обстоятельством такая деятельность отличается от образования сверхценных или бредовых идей. При беседе он довольно туманно и неточно объяснял суть геоцентрической модели мироздания Аристотеля, не смог раскрыть даже суть названия труда Аристотеля «Метафизика». Из Канта знал только термин «неуловимая вещь в себе», не обнаружив знаний по его космологии. Что касается главной задачи своих поисков, то кроме многократного повторения внешнего признака изучаемых предметов — эллипсоидности, ничего нового, в смысле того самого смысла, который он искал, наш Иннокентий не нашел. К двадцати пяти годам его интерес к эллипсоидности «зародышевых начал» постепенно угас. Он незаметно превращался в вершробена, о коем речь у нас впереди.
А вот демонстративное, подчас циничное, жонглирование поиском смысла жизни как снотворными таблетками, употребляемыми на глазах матери с целью уйти из жизни, чтобы тотчас вернуться. Молодой человек, который оповестил весь мир о бессмысленности своей жизни, как и всего человечества, о желании покинуть этот мир. На наш простой вопрос, как же мать переживет его безвременную кончину, с усмешкой отвечал: «А меня уже не будет, мне все равно». Попытки самоубийства были такими «смелыми», что их, кроме него самого, никто и не заметил. Он не мучился, он не искал, он не заглядывал в глубь своей души, как не поднимал, наверняка, свой взор на звезды и Вселенную. Он бросал врачам мячиком пас и требовал: «А вы докажите, что смысл жизни есть!» Но достучаться можно до думающей, ищущей головы и страдающего сердца. Когда же к тебе поворачиваются спиной и подставляют для размышления зад,
увидеть на нем какие-либо колебания души, как известно, невозможно
Философическая интоксикация, пример
Приведем еще одно наблюдение, демонстрирующее философическую интоксикацию, наряду с другими негативными симптомами вялотекущей шизофрении.
Выписка из истории болезни.
Надежда, 19 лет.
Психическое состояние на момент осмотра: сознание не помрачено. На беседу входит с открытой улыбкой на лице, очень охотно отвечает на все без исключения вопросы, в том числе касающиеся весьма интимных: о дружбе, становлении женских признаков, привязанностях и чувствах. Сообщает, что в палате быстро сдружилась со всеми больными, помогала всем, и ей все сочувствовали. Пела им арии из опер, народные песни, романсы. Различала среди больных весьма толковых и ничего не соображающих. Но ко всем относилась, по ее словам, с сочувствием. Все виды ориентировки полностью сохранены. Понимает цель своего пребывания в психиатрическом учреждении и объясняет весьма откровенно мотивы своего поведения. Сообщает, что она добилась своей цели — повоспитывать преподавателей училища. При этом весьма широко улыбается, посмеивается и иронизирует по поводу реакции преподавателей на совершенный ею поступок. Считает, что своим заявлением об уходе из жизни наделала переполох, чего и добивалась. Эмоционально не всегда адекватна, парадоксальна, внезапно может засмеяться, затем огорчиться. Внезапные изменения внешнего настроения ничем не обусловлены. Сообщает, что вначале написала просто заявление об отчислении, но, когда секретарша спросила мотивы само- отчисления, «импульсивно» бросила ей в качестве причины «уход из жизни». Довольно инфантильно рассуждает о своих планах и будущем. Заявляет, что она построит в сельской местности обсерваторию с телескопом, в который будут наблюдать звезды ее дети, чем будет повышаться их духовный уровень и развитие. Считает, что муж нужен ей только для того, чтобы сделать детей и построить обсерваторию, ни о какой любви сейчас не думает и считает, что ей рано об этом размышлять. Считает, что спутником ее жизни должен быть прежде всего здоровый мужчина с атлетическим телосложением
, умеющий пространственно мыслить. Уверяет, что всерьез интересуется философией, особенно почитает древнегреческую — Платона, Гераклита, Аристотеля, но кроме перевода слова «философия» как любви к мудрости не смогла сообщить о своих философских изысканиях. Об астрономии рассуждает с точки зрения красоты звездного неба, мелькания звезд, считая себя приверженцем и этой науки. На вопрос, зачем она обучается музыке, если ее интересами являются астрономия и философия, заявляет, что музыка, философия и астрономия — это одно целое. Приводит примеры «переплетения» музыки, философии и астрономии, ссылаясь на цитаты и якобы широко известные высказывания Пифагора. Сообщает, что она хорошо поет, быстро соглашается спеть и поет романс Нины из музыкальной драмы «Маскарад». Считает, что она должна жить в своем доме с мраморными стенами, парадной лестницей, по бокам которой будут установлены беломраморные скульптуры ангелов. Быстро уверила врачей, что, продав квартиру за 500 тыс. руб., она сможет купить хороший дом в деревне за 200 тыс. руб. Категорически отрицает намерение покончить с жизнью и искренне говорит, что никогда бь1 ради матери такое не сделала. Многих учителей в школе считает садистами, приводит примеры, как учительница русского языка и литературы била учеников за неспособность расшифровать сложные буквенные обозначения. Серьезно заявляет, что ей необходимо принести в отделение виолончель стоимостью 1 тыс. долл. и заниматься. На вопрос, где она будет хранить такой дорогой инструмент, ничуть не смутившись, заявляет, «в палате». Несмотря на сетования по поводу снотворной таблетки, полтора часа напряженной беседы выдерживает спокойно, продолжая в интенсивном темпе отвечать на вопросы, рассуждать на довольно сложные темы. Себя психически больной не считает, но совершенно спокойно соглашается пребывать в больнице «столько, сколько потребуется», и только после заявлений матери о скорейшей выписке поддерживает свою мать и тоже просит отпустить ее.
Заключение: учитывая анамнестические сведения о становлении характера пациентки, особые интересы, весь уклад жизни и ситуацию с «запланированным» псевдосуицидом как попыткой воспитательного воздействия, комиссия приходит к заключению о наличии в психическом состоянии пациентки таких психических расстройств, как