Файл: Беккер И. М. Школа молодого психиатра Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 560

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первой части

История психиатрии

История психиатрии. Вклад в развитие

Введение в психиатрическую пропедевтику

Другой пример.

Принципы беседы или клинического интервью

Медицинские предрассудки Ясперса

Расстройства восприятия

Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений

Расстройства восприятия. Иллюзии

Расстройства восприятия. Галлюцинации

Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации

Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации

Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные

Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные

Псевдогаллюцинации

Псевдогаллюцинации по Кандинскому

Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.

Комплексные псевдогаллюцинации

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы

Нарушения восприятия пространства и времени

Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие

Расстройства мышления. Бред

Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)

Еще два понятия из психологии мышления

Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание

Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления

Расстройства мышления. Бред в примерах

Апрозектическая бессвязность

Интрапсихическая атаксия

Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи

Сверхценные идеи, примеры

Острый чувственный бред

Синдром Капгра. Бред ревности

Бред изобретательства и бред преследования

Бред преследования и бред толкования

Бред физического воздействия и бред психического воздействия

Конформный бред

Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред

Канцеромания и шизофреномания

Дисморфоманический синдром.

Особый вид дисморфомании

Бред Котара

Бред реформаторства

Индуцированный бред

Резидуальный бред. Параноидальный синдром

Галлюцинаторные и бредовые переживания

Идеаторные автоматизмы

Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо

Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий

Бред малого размаха

Парафрении

Нарушения эмоциональной сферы

Дисфория. Гипертимия

Эйфория

Апатия и Эмоциональная нивелировка

Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость

Депрессии без депрессии или маскированные депрессии

Проявления маскированной депрессии

Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии

Страх

Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания

Сужение и Тугоподвижность объема внимания

Нарушения самосознания

Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»

Дереализация и Деперсонализация

Аллопсихическая деперсонализация

Не совсем привычный вид деперсонализации

Расстройства сознания

Оглушение

Иллюстрация оглушения

Делирий

Мусситирующий делирий и профессиональный делирий

Динамика развития онейроидного приступа

Онейроид

Аменция

Сумеречное помрачение сознания

Аура сознания при эпилепсии

Ганзеровский синдром

Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений

Нарушения влечений

Эхопраксия

Развернутое растерянно-патетическое возбуждение

Клептомания и дромомания

Патологические изменения влечения к пище

Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм

Эксгибиционизм и Вуайеризм

Педофилия

Садомазохизм. Гербиллинг

Бертранизм

Некрофилия и парафилия

Парафилия

Расстройства памяти

Амнезия

Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия

Эпохальная и Фиксационная амнезия

Аффектогенная амнезия

Перфорационная и Мотивированная амнезия

Детская и Прогрессирующая амнезия

Криптомнезия. Конфабуляции

Фантастические конфабуляции

Расстройства интеллекта. Слабоумие

Педагогическая антропология

Имбецильность и дебильность

Умственная отсталость

Виды органической деменции

Психоорганический синдром

Три стадии психоорганического синдрома

Синдром расторможения

Псевдопаралитический синдром

Расстройства личности

Истероидный (демонстративный) тип личности

Симптом истерии - камптокормия

Возбудимая личность

Параноидальная (параноидная) личность

Шизоидная личность

Негативные синдромы

Симптом Феофраста

Синдром юношеской философической интоксикации

Философическая интоксикация

Философическая интоксикация, пример

Психопатоподобный личностный сдвиг

Негативные расстройства при шизофрении

РЭП. Редукция энергетического потенциала

Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность

Синдром дрейфа

Дефект личности типа Фершробен

Дефект типа простого дефицита

Сцеволизм

Регресс личности

Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии

Предисловие ко второй части

Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения

Гебоидная шизофрения

Шизотипическое расстройство с дисморфоманией

Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант

Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Шизофрения с ипохондрическим бредом

Содержание параноидального ипохондрического бреда

Непрерывная параноидная шизофрения

Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)

Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении

Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Шизофрения приступообразно- прогредиентная

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Приступообразная (рекуррентная) шизофрения

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Шизофрения в детском возрасте

Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная

Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12

Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Злокачественная шизофрения

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Биполярное аффективное расстройство

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Эпилептическая болезнь

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Психические нарушения при травме головного мозга

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Алкогольный психоз

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Острые инфекционно-органические психозы

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией

Случай 23. Сосудистая деменция

Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга

Случай 23. Сосудистая деменция

Случай 24. Психоз при тромбоэндокардите. Работа над ошибками Б. О. П., 1946 г. рождения, поступила в стационар 10.12.99 г. переводом из БСМП с направительным диагнозом «болезнь Альцгеймера». Из выписного эпикриза БСМП извес­тно, что находилась там на лечении в течение 2 нед. по поводу ЖКБ, хронического холе- цисто -панкреатите, обострения (просим прощения у коллег за многочисленные сведения о соматической сфере, без них в данном случае нельзя обойтись). На УЗИ от 29.11.99 г.: печень у края реберной дуги, контуры ровные, паренхима однородная. Общий желчный про­ток расширен до 1,3 см. В терминальном отделе — конкремент диаметром 1 см. Желчный пузырь: стенки утолщены, до 1,3 см, «трехконтурные». В полости множество конкре­ментов. Поджелудочная железа явно не увеличена, эхоструктура уплотнена. УЗИ от 02.12.99 г.: почки расположены обычно, контуры ровные. Паренхима однородная с толщи­ной 1,7 см. ФГДС от 01.12.99 г. — хронический атрофический гастрит. Окулист от 02.12.99г.: гипертоническая ангиопатия.КТ головного мозга от 08.12.99 г.: признаки ангиоэнцефалопатии. В полости черепа, вдоль костей определяются рассеянные мелкие очаговые обызвествления (мелкие кальци- наты). На срезе 19 определяются фрагменты внутренней каротидной артерии с обызвес­твлением стенок.Кардиолог от 08.12.99 г.: ИБС, нарушения ритма, частые политопные желудочковые эк­страсистолы. Симптоматическая артериальная гипертензия. Атеросклероз аорты — недо­статочность клапанов аорты, ИК 1—2а. Не исключается застойная пневмоний. ДН1—2.Психиатр 08.12.99 г.: Болезнь Альцгеймера.На момент выписки: t — 36,7°С, НЬ 94 г/л, СОЭ 41 мм/ч, L 9,4, п. 1, с. 85, э. 0, м. 3Из анамнеза со слов больной: считает себя заболевшей с августа 1999 г., когда перене­сла ОРЗ, несмотря на летний сезон. Была «на больничном листе», пыталась выйти на рабо­ту, но из-за слабости не смогла приступить к работе, снова ушла «на больничный лист». Другие анамнестические сведения последовательно сообщить не смогла. Из анамнеза со слов мужа известно, что всегда была спокойной, веселой, общительной и деловой женщи­ной. В течение последних шести месяцев близкие стали замечать, что она с трудом справ­лялась с домашними делами, часто жаловалась на слабость. Бралась за приготовление обе­да, но растерянно смотрела на продукты, не зная, что с ними делать. Забывала названия простых предметов домашнего обихода, стала замкнутой, малословной. Однажды сказала, что неизлечимо больна и никто ей не поможет. С августа 1999 г. практически не работала, была «на больничном листе» в связи с ОРЗ несколько раз, а в ноябре госпитализирована в хи­рургическое отделение БСМП по поводу холецистита. В хирургическом отделении состоя­ние резко ухудшилось — была растерянной, разговаривала с трудом, подбирая слова, никак не среагировала на рождение внука. Коллеги по работе рассказывали ему, что обычно весе­лая, разговорчивая и компанейская в последние шесть месяцев стала замкнутой, сдержан­ной. С трудом справлялась с работой, долго раздумывала над записями в карточках, кото­рые прежде всегда писала быстро. Из осмотра терапевтом 15.12.99г. следует, что жалоб больная не предъявляет. Объективно оценивает состояние как удовлетворительное. Кож­ные покровы чистые. Лимфоузлы не увеличены. АД 200/100мм рт. ст. Тоны сердца ясные, аритмичные, частые экстрасистолы

Случай 25. Болезнь Альцгеймера

Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера

Психические расстройства при опухолях головного мозга

Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли

Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки

Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли

Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка

Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности

Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?

Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром

Декомпенсация истерической психопатии

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Шизоидное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Постгравматическое стрессовое расстройство

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Синдром патологического фантазирования

Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?

даже не будучи аномальными личностями, довольно своеобразны) появляются навязчиво-подобные страхи, довольно быстро перешедшие в визуа­лизированные представления и, возможно, иллюзорно-галлюцинаторные пере­живания, составившие впоследствии вместе со «страхами» главное содержание психоза. «Страхи» не укладываются в понятие детских или навязчивых страхов и представляют аналог аффективного фона, сопровождающего галлюцинатор­но-параноидные переживания у взрослых.

У мальчика быстро прогрессировали личностные негативные изменения, и его статус после нескольких эпизодов, по достижении 9 лет, можно охаракте­ризовать как статус инвалида с детства. У девочки заболевание манифестирует в препубертате, начинаясь с навязчивых страхов, психогенно спровоцирован­ных, но затем видоизменившихся. Эти «страхи», «оторвавшись» от психогенной почвы, как воздушные шарики, выпущенные из рук детей, поднимаются и на­чинают собственное путешествие в пространстве жизни. Они со временем при­обретают все более вычурный и «недетский» характер, становятся отвлеченно­абстрактными и сопровождаются снижением аффективного фона. В отличие от первого больного, заболевание протекает мягко, и хотя сопровождается некото­рыми потерями (уход из музыкальной школы), в целом не разрушило ровный ход жизни. Девочка окончила школу, поступила в вуз, т.е. в данном случае приз­наков инвалидизации врачи не наблюдали. Хотя мы считаем и второй случай проявлением детской шизофрении, неслучайно в тексте пересказа истории бо­лезни не обнаруживается диагностическое суждение. Врачи из так называемых реабилитационных соображений в истории болезни в качестве диагноза написа­ли невроз навязчивых состояний, обговорив между собой, что лечение будет про­водиться по законам более сурового «жанра». Наверное, они были правы, так как прогноз оказался благоприятным, и совсем не обязательно студентке иметь в сво­ем архиве социально стигматизирующий диагноз. Хотя оба случая правомерно оценивать как проявления детской шизофрении, в первом из них мы имеем неп­рерывное и прогредиентное течение, во втором случае — вялое по прогредиент- ности и клиническим проявлениям, но приступообразное (эпизодическое) по длиннику течения.


Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12


Детская шизофрения с аутизмом наизнанку

Больной X. Анвар, 1985 г. рождения.

Из анамнеза известно, что ребенок родился от первой нежелательной беременности, до 4 мес. мать пыталась избавиться от нее, принимала алкоголь, таблетки, ванны, ис­пользовала другие приемы. Несколько раз теряла сознание. После регистрации брака мать решила сохранить беременность. Психомоторное развитие ребенка в ранний период: очень спокойный, сидеть начал с 6 мес., ходить — el год, говорить в 11—12 мес., фразовая речь в 2,5 года. Родители развелись, когда ребенку было 2,5 года. Развод родителей пережил тяжело, был беспокойным, постоянно бегал, порой без видимой причины и цели. В 1994 г. переехал вместе с бабушкой в г. Набережные Челны, родители остались в Казани, у каж­дого из них новая семья. Во время беседы часто высказывался о том, что хотел бы, чтобы родители жили вместе, и он с ними. На приглашение матери переехать к нему не отреа­гировал. Со слов деда, в отношениях с детьми и животными бывал очень груб, часто жес­ток. В возрасте 5 лет выбросил из окна высотного дома маленьких котят, затем показы­вал ребятам «как они себя ведут», протыкая их спицей.

Из беседы с дедушкой: задает много вопросов, не слушает ответы на них, может по­долгу сидеть на одном месте, ничего не делая, любит беседовать на темы, смысла кото­рых не понимает, — религии, любви, секса. Принес презерватив от соседей, расспрашивал бабушку о его предназначении, примерял его, убедившись в несоответствии, заявил:«Нем­ного подрасту, и тогда...»

Психический статус: внешне опрятен, подвижен. Одежда чистая, хотя о сохранении ее в должном виде ребенок не заботится. Взгляд холодный, оценивающий, речь внятная, словарный запас обширен с изобилием сложных оборотов, свойственных взрослой речи. Резко сокращено чувство дистанции, зайдя в кабинет ведет себя свободно, несмотря на присутствие врачей. Открывает шкафы, достает бумагу, садится только после настоя­тельной просьбы. Первым заводит разговор, расспрашивает, не слушает ответов, гово­рит сам, высказывает просьбы осмотреть его, побеседовать. «Вы спрашивайте, а я вам расскажу». В беседе демонстрирует обширный кругозор, хотя знания практически во всех областях очень поверхностны. Часто манипулирует словами, значение которых понима­ет мало или вовсе не понимает. На вопрос: как оказался здесь, отвечает: «Пришел сам подлечиться, стал непослушным». Негативные поступки объясняет: «Рассудок потерял». На вопрос, где находится рассудок, вскочил с дивана, всплеснув руками: «И откуда я это знаю?Я еще маленький, а не какой-либо там». Навязчив. Требует к себе внимания. Нахо­дясь в отделении, стучится в дверь ординаторской, просит под любым предлогом, чтобы его осмотрели, придумывает различные недуги. Просит осмотреть его на «собрании». «Я им хочу что-то рассказать». При повторных беседах рассказывает те же анекдоты, те же истории, что и на прошлых беседах, с небольшими интерпретациями, выдавая их за новые. На просьбу улыбнуться, охотно демонстрирует механическую улыбку. В отделе­нии с детьми груб, при появлении дежурного или главного врача сразу бросается навстре­чу, повисает на руках, требует выслушать его. Рассказывает консилиуму врачей небыли­цы о своих мнимых достижениях, заявляя, что легко может поднять мешки по пятьдесят килограмм, предлагая немедленно проверить себя.


По заключению психолога: повышен уровень невротизации, эгоцентризм, интеллект сохраненный IQ « 100.

ЭхоЭГ: смещений средних структур мозга не выявлено.

Неврологический статус: без грубой очаговой симптоматики.

При анализе особенностей данного случая, вызвавшего большие диагностичес­кие трудности, явилась внешне сохраненная, формальная, излишне развитая дос­тупность и контактность ребенка. Эмоциональное снижение, вычурность многих поведенческих актов, жестокость в отношении к животным и близким, псевдология и склонность к бесплодному рассуждению давали основания для подозрения и диаг­ностики эндогенного процесса. Но «сверхдоступность» мальчика как бы нивелиро­вала остальную симптоматику. Проведя тщательный анализ психического состоя­ния, в том числе с использованием видеосъемок, врачи пришли к выводу о наличии регрессивной синтонности, или аутизма наизнанку, проявляющегося в отсутствии чувства дистанции, цинизме, обнаженной откровенности как одном из ведущих клинических признаков негативной симптоматики при шизофрении. Особеннос­тью данного случая является редкость проявления данного синдрома у детей.

Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная


Л. Рустем, 1992 г. рождения.

Из анамнеза\ со слов матери, известно, что наследственность не отягощена. Родился от первой беременности, протекавшей без осложнений. Переходила 10 дней, роды со стимуляцией. Родовой период длился 10 ч, родила сына в асфиксии II степени с оценкой 4—5 баллов по шкале Апгар. Головку держал с 3 мес. Сидеть стал к 6 мес., первые шаги - к году, а говорить начал в год и месяц. До двух лет отмечалось ускоренное развитие. По достижении двух с половиной лет умел считать до десяти и обратно. В три года пошел в детский сад. Адаптация к детскому коллективу проходила очень тяжело. Был необщи­телен, крайне обособлен. После четырех лет воспитатели начали жаловаться, что от­мечается задержка двигательных навыков. В 5 лет впервые обратились к психиатру, ко­торый диагностировал задержку психического развития. В первом и втором классах учился относительно нормально. В третьем классе усилилась обособленность, снизилась успеваемость. Со слов педагогов, прятался под парту, испытывал страх при встрече с со­баками, кошками и сверстниками. Лечился у психиатра г. Бугульмы, консультировался детским психиатром г. Набережные Челны. С шестого класса появились медлительность, навязчивые слова, повторение предложений и вопросов собеседника. На вопрос матери или отца отвечал повторением самого вопроса. Наблюдались и повторяющиеся движения - крутил предметы, перелистывал по десятку раз страницы книг.


Из характеристики: при обучении в седьмом классе учитель русского языка отмечал, что материал Рустам запоминал только после длительного заучивания, но без наводящих вопросов справиться с заданиями не может. Во время урока продолжительностью более 10 мин начинает выкрикивать, говорить одни и те же фразы, не имеющие места в кон­тексте данного разговора. Неадекватно реагирует на окружающую действительность. Временами появляется внезапная агрессия, быстро меняющаяся на безудержное веселье. Иногда во время занятий наблюдались необъяснимые постоянные движения пальцами рук, взмахи руками. В классе друзей не имел, ни с кем не общался.

Из другой характеристики следует, что на уроке не работает, сидит, отрешенный от всего. Вне урока поведение неадекватно, может идти по коридору и выкрикивать бес­смысленные слова, чем вызывает смех у окружающих. Говорит бессвязные слова и беспри­чинно смеется. Постоянно пребывал в радостном настроении и говорил: «Мне радостно». При обучении учителю приходилось каждые 7—10 мин осуществлять смену занятий, так как мальчик «уходил» в мир своих переживаний. Впервые был госпитализирован в детское отделение ПНД г. Набережные Челны 13.06.06г.

Поступает впервые по направлению психиатра Бугульминской ЦРБ с жалобами со Шороны родителей на отставание в интеллектуальном развитии, неадекватное поведе­ние, на то, что разговаривает сам с собой, выкрикивает разные слова. В настоящее время обучается на дому. С детьми почти не общается. В 2005г. был консультирован в РПБ, где поставили диагноз: последствия органического поражения головного мозга в форме интел- лектуально-мнестического снижения и неврозоподобного синдрома. В настоящее время принимает труксал и атаракс.

Психический статус: Сознание не помрачено, ориентирован достаточно. Внешне оп­рятен. Выражение лица недостаточно осмысленное, рот приоткрыт. Речевому контак­ту доступен. Интонация голоса своеобразная, несколько вычурная. На вопросы отвечает по существу, как правило, односложно. О своем частом мытье рук говорит, что моет только после улицы, так как они загрязняются. Запас знаний и представлений не велик. Внимание привлекается, удерживается неплохо. Мышление конкретно-функционального типа. Двигательно спокоен. Дистанция со взрослыми несколько снижена. За время госпи­тализации регулярно отмечалось навязчивое мытье рук и лица, много времени проводил возле умывальника. С детьми в отделении общался мало, больше наблюдал за ними со сто­роны. На фоне проводимого лечения заметной динамики не было. Диагностировано легкое когнитивное расстройство (F 06.7) и обсессивно-компульсивное расстройство (F42.1).