Файл: Беккер И. М. Школа молодого психиатра Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 630

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первой части

История психиатрии

История психиатрии. Вклад в развитие

Введение в психиатрическую пропедевтику

Другой пример.

Принципы беседы или клинического интервью

Медицинские предрассудки Ясперса

Расстройства восприятия

Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений

Расстройства восприятия. Иллюзии

Расстройства восприятия. Галлюцинации

Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации

Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации

Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные

Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные

Псевдогаллюцинации

Псевдогаллюцинации по Кандинскому

Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.

Комплексные псевдогаллюцинации

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы

Нарушения восприятия пространства и времени

Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие

Расстройства мышления. Бред

Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)

Еще два понятия из психологии мышления

Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание

Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления

Расстройства мышления. Бред в примерах

Апрозектическая бессвязность

Интрапсихическая атаксия

Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи

Сверхценные идеи, примеры

Острый чувственный бред

Синдром Капгра. Бред ревности

Бред изобретательства и бред преследования

Бред преследования и бред толкования

Бред физического воздействия и бред психического воздействия

Конформный бред

Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред

Канцеромания и шизофреномания

Дисморфоманический синдром.

Особый вид дисморфомании

Бред Котара

Бред реформаторства

Индуцированный бред

Резидуальный бред. Параноидальный синдром

Галлюцинаторные и бредовые переживания

Идеаторные автоматизмы

Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо

Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий

Бред малого размаха

Парафрении

Нарушения эмоциональной сферы

Дисфория. Гипертимия

Эйфория

Апатия и Эмоциональная нивелировка

Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость

Депрессии без депрессии или маскированные депрессии

Проявления маскированной депрессии

Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии

Страх

Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания

Сужение и Тугоподвижность объема внимания

Нарушения самосознания

Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»

Дереализация и Деперсонализация

Аллопсихическая деперсонализация

Не совсем привычный вид деперсонализации

Расстройства сознания

Оглушение

Иллюстрация оглушения

Делирий

Мусситирующий делирий и профессиональный делирий

Динамика развития онейроидного приступа

Онейроид

Аменция

Сумеречное помрачение сознания

Аура сознания при эпилепсии

Ганзеровский синдром

Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений

Нарушения влечений

Эхопраксия

Развернутое растерянно-патетическое возбуждение

Клептомания и дромомания

Патологические изменения влечения к пище

Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм

Эксгибиционизм и Вуайеризм

Педофилия

Садомазохизм. Гербиллинг

Бертранизм

Некрофилия и парафилия

Парафилия

Расстройства памяти

Амнезия

Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия

Эпохальная и Фиксационная амнезия

Аффектогенная амнезия

Перфорационная и Мотивированная амнезия

Детская и Прогрессирующая амнезия

Криптомнезия. Конфабуляции

Фантастические конфабуляции

Расстройства интеллекта. Слабоумие

Педагогическая антропология

Имбецильность и дебильность

Умственная отсталость

Виды органической деменции

Психоорганический синдром

Три стадии психоорганического синдрома

Синдром расторможения

Псевдопаралитический синдром

Расстройства личности

Истероидный (демонстративный) тип личности

Симптом истерии - камптокормия

Возбудимая личность

Параноидальная (параноидная) личность

Шизоидная личность

Негативные синдромы

Симптом Феофраста

Синдром юношеской философической интоксикации

Философическая интоксикация

Философическая интоксикация, пример

Психопатоподобный личностный сдвиг

Негативные расстройства при шизофрении

РЭП. Редукция энергетического потенциала

Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность

Синдром дрейфа

Дефект личности типа Фершробен

Дефект типа простого дефицита

Сцеволизм

Регресс личности

Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии

Предисловие ко второй части

Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения

Гебоидная шизофрения

Шизотипическое расстройство с дисморфоманией

Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант

Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Шизофрения с ипохондрическим бредом

Содержание параноидального ипохондрического бреда

Непрерывная параноидная шизофрения

Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)

Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении

Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Шизофрения приступообразно- прогредиентная

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Приступообразная (рекуррентная) шизофрения

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Шизофрения в детском возрасте

Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная

Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12

Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Злокачественная шизофрения

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Биполярное аффективное расстройство

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Эпилептическая болезнь

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Психические нарушения при травме головного мозга

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Алкогольный психоз

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Острые инфекционно-органические психозы

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией

Случай 23. Сосудистая деменция

Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга

Случай 23. Сосудистая деменция

Случай 24. Психоз при тромбоэндокардите. Работа над ошибками Б. О. П., 1946 г. рождения, поступила в стационар 10.12.99 г. переводом из БСМП с направительным диагнозом «болезнь Альцгеймера». Из выписного эпикриза БСМП извес­тно, что находилась там на лечении в течение 2 нед. по поводу ЖКБ, хронического холе- цисто -панкреатите, обострения (просим прощения у коллег за многочисленные сведения о соматической сфере, без них в данном случае нельзя обойтись). На УЗИ от 29.11.99 г.: печень у края реберной дуги, контуры ровные, паренхима однородная. Общий желчный про­ток расширен до 1,3 см. В терминальном отделе — конкремент диаметром 1 см. Желчный пузырь: стенки утолщены, до 1,3 см, «трехконтурные». В полости множество конкре­ментов. Поджелудочная железа явно не увеличена, эхоструктура уплотнена. УЗИ от 02.12.99 г.: почки расположены обычно, контуры ровные. Паренхима однородная с толщи­ной 1,7 см. ФГДС от 01.12.99 г. — хронический атрофический гастрит. Окулист от 02.12.99г.: гипертоническая ангиопатия.КТ головного мозга от 08.12.99 г.: признаки ангиоэнцефалопатии. В полости черепа, вдоль костей определяются рассеянные мелкие очаговые обызвествления (мелкие кальци- наты). На срезе 19 определяются фрагменты внутренней каротидной артерии с обызвес­твлением стенок.Кардиолог от 08.12.99 г.: ИБС, нарушения ритма, частые политопные желудочковые эк­страсистолы. Симптоматическая артериальная гипертензия. Атеросклероз аорты — недо­статочность клапанов аорты, ИК 1—2а. Не исключается застойная пневмоний. ДН1—2.Психиатр 08.12.99 г.: Болезнь Альцгеймера.На момент выписки: t — 36,7°С, НЬ 94 г/л, СОЭ 41 мм/ч, L 9,4, п. 1, с. 85, э. 0, м. 3Из анамнеза со слов больной: считает себя заболевшей с августа 1999 г., когда перене­сла ОРЗ, несмотря на летний сезон. Была «на больничном листе», пыталась выйти на рабо­ту, но из-за слабости не смогла приступить к работе, снова ушла «на больничный лист». Другие анамнестические сведения последовательно сообщить не смогла. Из анамнеза со слов мужа известно, что всегда была спокойной, веселой, общительной и деловой женщи­ной. В течение последних шести месяцев близкие стали замечать, что она с трудом справ­лялась с домашними делами, часто жаловалась на слабость. Бралась за приготовление обе­да, но растерянно смотрела на продукты, не зная, что с ними делать. Забывала названия простых предметов домашнего обихода, стала замкнутой, малословной. Однажды сказала, что неизлечимо больна и никто ей не поможет. С августа 1999 г. практически не работала, была «на больничном листе» в связи с ОРЗ несколько раз, а в ноябре госпитализирована в хи­рургическое отделение БСМП по поводу холецистита. В хирургическом отделении состоя­ние резко ухудшилось — была растерянной, разговаривала с трудом, подбирая слова, никак не среагировала на рождение внука. Коллеги по работе рассказывали ему, что обычно весе­лая, разговорчивая и компанейская в последние шесть месяцев стала замкнутой, сдержан­ной. С трудом справлялась с работой, долго раздумывала над записями в карточках, кото­рые прежде всегда писала быстро. Из осмотра терапевтом 15.12.99г. следует, что жалоб больная не предъявляет. Объективно оценивает состояние как удовлетворительное. Кож­ные покровы чистые. Лимфоузлы не увеличены. АД 200/100мм рт. ст. Тоны сердца ясные, аритмичные, частые экстрасистолы

Случай 25. Болезнь Альцгеймера

Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера

Психические расстройства при опухолях головного мозга

Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли

Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки

Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли

Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка

Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности

Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?

Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром

Декомпенсация истерической психопатии

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Шизоидное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Постгравматическое стрессовое расстройство

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Синдром патологического фантазирования

Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?

исчезновения многих этносов и народов, Лев Гумилев выходит на создание совершенно новых понятий и новой теории — пассионарности. Как возникают в его голове, в умах сотен иных безвестных гениев человечества новые понятия? Вся философия до Канта рассматривала ум человека как некое пассивное вместилище, сундук, где копятся идеи и куда они поступают либо опытным путем, либо от бога, сверхъес­тественным образом. Кант решительно порывает с традицией и обнаруживает в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию — категории, но при этом они — еще не само научное знание, а только его возможность. Такую возможность дают и опытные данные. Они, как кубики или кирпичики, которые рассудок укладывает на полочки конструкции категорий. Что необходимо, чтобы из строительного материала построить дом? Нужен строитель, и Кант находит ему имя — называя строителя продуктивным воображением. Кант утверждает, что рассудок, используя продуктивное воображение, сам спонтанно, стихийно созда­ет понятия.

Итак, понятие — это мысль человека, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по какому-то отличительному для него признаку. Мы, обнаружив в своем кабинете стол, стулья, книжный шкаф, диван и кресло, размышляем о том, что все эти предметы составляют нечто единое, и общим признаком всех этих предметов является их предназначение — служить человеку в условиях домашнего или служебного помещения в качестве предметов обихода, облегчающих домашнее или служебное существование. И мы называем их всех одним понятием, одним словом — мебель. Слушая анекдоты про чукчей, просматривая фильмы про северо-восточную часть нашей страны, в которых по­казывается быт представителей этой народности, морские животные, обитающие в прибрежных водах Чукотки, хилые растения побережья Охотского моря, мы можем одним словом, одним понятием обозначить и людей, живущих там, и жи­вотных, и растения — аборигенами, т.е. коренными обитателями (люди, живот­ные, растения) данной местности, данного кусочка Земли. Мышление происхо­дит с помощью особых операций — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения и т.д. Рассмотрим наиболее важные.


Анализ — разложение объекта на отдельные признаки и свойства. Изучая че­ловека в курсе анатомии, мы производим расчленение и разложение этого объек­та изучения на множество отдельных признаков. Мы изучаем отдельно его внут­ренние органы, нервную систему, скелет, мышцы и т.д. Соответственно основ­ным разделам этого анализа студенты сдают зачеты по анатомии человека. Зачем мы это делаем? Для того, чтобы процесс изучения стал возможным. Нельзя пос­тигать все сразу и во всем многообразии или, как писал К. Ясперс, в качестве «объемлющего». Мы берем в руки височную кость человека и только внутри нее находим десятки каналов, отверстий, бугорков и щелей. Таким образом, в тече­ние полутора лет мы анализируем объект изучения — человека, сквозь призму поэ­тапного детального расчленения. Обратный процесс именуется синтезом — сое­динение всех общих признаков в единый признак, который выделяет изучаемое множество из всех остальных. Изучая отдельные клетки мозга, их отростки - ак­соны и дендриты, нервное волокно, проводящие пути, ядра, скопления нервных клеток в подкорковых образованьях мозга, мы выделяем общий признак для всех этих объектов — способность воспринимать, хранить и передавать особое элект­рическое возбуждение (нервное возбуждение), что и объединяет эти объекты в единое множество, отличное от всех остальных объектов — нервную систему.

Сравнение — это сопоставление отдельных слагаемых какого-либо множества и выделение общих и различных признаков в сравниваемых, сопоставляемых предметах, объектах. Мы предлагаем ребенку сравнить солнце и луну, общий признак которых - принадлежность к небесным телам. Но отличием является то, что солнце — светило греющее, а луна — только светящееся небесное тело.

Абстрагирование — отвлечение признаков от предмета изучения и превраще­ние их в объект самостоятельного изучения. Все стоящие в моем кабинете пред­меты, являющиеся мебелью, сделаны из одного и того же материала. Когда мы выделим только этот признак — материал, из которого созданы стулья, столы, шкафы, и начнем его изучать отдельно, а затем скажем, что материалом является дерево - это и будет абстрагирование.

Все сидящие в моем кабинете врачи-женщины отличаются друг от друга: одеж­дой, возрастом, привлекательностью, степенью кокетства и т.д. Но, если мы выде­лим из бесконечных признаков этих объектов один, на наш взгляд, самый важный и изучим его, то мы сможем, абстрагируясь от множества различий, утверждать, что все изучаемые объекты имеют один общий для них признак — определенный уро­вень эстрогенов в организме и сочетание ХХ-хромосом в клетках организма, что де­лает их женщинами.



Еще два понятия из психологии мышления


Еще два понятия из психологии мышления. Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается связь между объектами и признаками. Сидящие пе­редо мной молодые люди — это врачи-психиатры. Это есть суждение, в котором ус­танавливается связь между присутствующими в кабинете людьми и их професси­ональной принадлежностью. Сегодня — первое мая, но на дворе — не по-весеннему холодный день. Это - также суждение, устанавливающее связь между датой и осо­бенностями климата в этот конкретный день.

Умозаключение - это такая последовательность суждений, в которой последнее суждение выводится из предыдущих. Сегодня - первое мая. Не по-весеннему холод­ный день. Значит, ребенка на прогулку необходимо одеть особенно тщательно и тепло. Последняя фраза и есть умозаключение из двух предыдущих суждений. А вот при­мер особого рода умозаключения: молодая особа, встав утром с постели, подошла обнаженной к окну погреться в лучах утреннего солнца. В этот момент с уличной ска­мейки на окно третьего этажа устремил взгляд высокий, спортивного вида парень. Значит, решил Сергей (муж молодой особы), у моей жены есть любовник, он — спортс­мен и хорош собою. По форме это — обычное умозаключение, ибо оно есть сужде­ние, вытекающее формально из двух предыдущих суждений. Но истинность его со­держания — это и есть тема особого разговора, который мы поведем несколько поз­же, при изучении образования сверхценных и бредовых идей. Последнее, что нужно нам понять, — что такое ассоциации и ассоциативный процесс.

Ассоциация — связь между отдельными психическими явлениями, при кото­рой актуализация (возникновение восприятия, представления, суждения, умо­заключения и т.д.) одного из них влечет за собой появление другого. Из этого оп­ределения следует, что ассоциация может быть активной и пассивной. Если я сижу и целенаправленно решаю какую-либо задачу, я сам выстраиваю цепочку связей между постановкой задачи, определением пути решения и поиском отве­тов. Но ассоциация может быть случайной, пассивной. Я лежу на постели
, в па­мяти всплывают воспоминания далекого детства, юности, представления и обра­зы случайных встреч, путешествий, памятных событий. Одно сменяет другое. Одно представление порождает, казалось бы, далеко от него отстоящее воспоми­нание. Смена этих психических актов, установление связей между ними и есть ассоциативный процесс. «И тут ко мне идет незримый рой гостей...» Нам обяза­тельно нужно помнить еще об одном феномене, связанном с ассоциативным про­цессом и в более общей форме, сознанием человека, - интенционалыюсти. Поня­тие, которое впервые ввел в философию и психологию Бретано и которым широ­ко пользовался Гуссерль. Все наши акты сознания, все наши ассоциации являются направленными на что-то. Вне этой направленности не может быть психических актов сознания. В сознании происходит бесконечный процесс сме­ны ассоциаций, но каждая из них направлена на что-то. Это есть зримое вопло­щение связи нашего «Я» с миром, наше «Я» всегда взаимодействует с объектами внешнего или внутреннего мира, направлено на них. Происходят очень большие и сложные нарушения, если эта направленность стирается или видоизменяется.

Вот, пожалуй, в качестве вступления и все. Ну, а теперь о нарушениях мыш­ления. И начнем мы наш разговор с нарушений ассоциативного процесса (такова традиция психопатологии).

Нарушение течения ассоциативного процесса. Такое нарушение темпа ассоциа­тивного процесса, как ускорение мышления, встречается при болезненно повы­шенном настроении. Повышенное настроение приводит к ускорению установле­ния связей, т.е. ассоциаций, что внешне проявляется в искрометном мышлении, быстром и ярком соображении, и это на фоне начинающейся гипомании произ­водит впечатление опытного поведения игрока КВН. Пациент сыплет шутками, прибаутками, стихами, афоризмами. Резко ускоренное мышление приводит к маниакальной бессвязности мышления, что уже есть предмет качественного нарушения ассоциативного процесса.

Замедление мышления. Чаще всего встречается при пониженном настроении. Мы ведь знаем, что холодная температура зимой приводит к необходимости дли­тельного разогрева мотора, использования специального синтетического неза­мерзающего масла. Плохое настроение, подавленность, разочарование и тоска приводят к заметному замедлению течения ассоциаций, что проявляется в замед­ленной речи, более трудном, долгом обдумывании простых вопросов. Мы встре­чаемся с этим и в клинике, и в обыденной жизни. Кто хоть раз испытал истинное горе, помнит, как медленно ворочались мысли в голове и как вообще не хотелось о чем-либо думать.